О смерти литератора стало известно еще в понедельник, однако только вчера в милиции официально подтвердили, что это был не несчастный случай, а убийство.
– У Юрия Григорьевича из родни есть только дочь Анна, которая живет в Германии. Именно она первой забила тревогу – отец долго не отвечал на звонки, чего раньше никогда не бывало, – рассказывает близкий друг поэта Роман Пилявский. – Дочка Юры обратилась к знакомым в Киеве, чтобы пошли к нему домой и проверили, не случилось ли чего с папой. Соседка застала дверь в его квартиру незапертой. На кухне лежало бездыханное тело хозяина. Сразу же вызвали медиков, милицию, однако Юрий Каплан был уже мертв.
По словам друзей Каплана, несмотря на преклонный возраст, на здоровье он не жаловался и в свои 72 года продолжал активно работать. За несколько часов до смерти к нему приходила его помощница Татьяна. Вместе они просматривали рукопись нового сборника интимной лирики поэта – черновое название «Антология любви». Книжку вскоре должны были запустить в печать, и она проходила финальную стадию редактирования. Кто к нему заходил позже – до вчерашнего дня было загадкой.
– В квартире везде были следы крови, а на теле хозяина синяки – явно его били, – говорит Владимир Полищук, начальник пресс-службы милиции Киева. – На кухне был сервирован стол: мясо, рыба, вино – у оперативников сразу же возникли догадки, что незадолго до смерти поэт принимал гостей. На следующий день после убийства удалось задержать подозреваемого – 28-летнего жителя Бердичева. Вряд ли этот молодой человек был знаком с пожилым литератором.
Есть версия, что в гости к убитому часто наведывалась супруга парня, и, возможно, на почве ревности он поднял руку на пожилого мужчину. По выводам судмедэкпертов, смерть наступила от побоев и сильной кровопотери. О задержанном пока известно только, что он вместе с женой снимал жилье в Киеве.
Вчера в квартиру Каплана на проспект Тычины на Березняках должны были привезти задержанного на воспроизведение, чтобы показал, как он расправился с поэтом. Друзья убитого весь день вытирали кровь, которой кухня была буквально залита. Единственная дочь литератора вчера прилетела из Германии, чтобы узнать обстоятельства смерти отца. Точная дата похорон Юрия Каплана на момент подготовки номера еще не была известна, однако без сомнения, Украина в его лице потеряла талантливого поэта, публициста и активного общественного деятеля. Коллектив «Газеты по-киевски» соболезнует дочери Юрия Григорьевича.
Справочная «Газеты...»
При Союзе стихи Каплана были под запретом
Юрий Каплан родился 28 мая 1937 года в городке Коростень на Житомирщине. Окончил Киевский политехнический институт. Успел поработать прорабом, начальником участка и завотделом строительного треста. Начав литературную деятельность, сразу же попал под надзор КГБ, потому что в творчестве ценил свободолюбие и неприятие догм, навязываемых официальной пропагандой.
Особенно его преследовали за поэму «Бабий Яр». До самой перестройки печатные органы Союза отказывали ему как автору. В 1990 году Каплан стал президентом издательской фирмы «Риф». Автор книг стихов: «Обжигающий ветер», «Общая тетрадь», «Неровный стык тысячелетий», «Апрельский снегопад», «Поля тяготения». Выпустил детские сборники стихов: «Тельняшечка», «Анькины игрушки», «Котенок Шульц».
На стихи Каплана написана симфоническая поэма Оскара Зигмунда (Германия), песни Людмилы Высочинской и других композиторов. Опубликовал курс лекций «Украинская русскоязычная поэзия». В первые годы независимости трудился секретарем Союза писателей Украины, однако позже из-за разногласий во взглядах инициировал создание альтернативного – «Конгресса литераторов Украины», который и возглавлял до последнего дня.
Редактировал печатный орган «Конгресса…» – газету «Литература и жизнь». Активно поддерживал молодые дарования и за несколько дней до убийства издал за свой счет книгу стихов поэтессы Ирины Иванченко. Работал над третьим изданием антологии – «Украина. Русская поэзия. XX век». Каплан был лауреатом литературных премий: им. Константина Симонова (1995), «Ветвь золотого каштана» (1995), им. Винниченко (1997).
відчуваєш плече моє на усю губу приголомшуєш на широку ногу ці розкоші впала манна небесна на голову так налили по вінця раю скільки цього добра на умі собі маю та знаю збивши клини на сьомому небі піднімаю на силу цей камінь а на серці коти шкребуть а життя на одчай божий як написано на роду повним голосом ласе як ніколи на курячій ніжці я стою на краю чому грію сонце в пазусі на дурницю вірш піднімаю на цю вудочку треба попастися як і вус треба ще намотати геть тримаюся на волосинці на виду усі ці заставки і на віру моя вага золота кому треба на бога взяти тому в рот потрапляє лода набиває лихом кишені і які танталові муки морозцем поза шкірою ходять масляні береги на підошвах баранів із новими воротами зустрічають Байду на ношах що вернувся знятий з хреста наче муха в окропі живий і на голці чиста душа мов рукою знімає мій біль вільних слів і розпук я кусаю лікті собі щоб курити оцей фіміам ой нелегка копійка мені моя легка рука тобі щоб не вилетів в прірву як я
Нехай Царство Небесне прийме нашого небіжчика і Вічна Память Юрію Григоровичу Каплану.
Маленьке уточнення про розслідування вбивства поета Юрія Каплана:
Столична міліція затримала підозрюваних у вбивстві поета Юрія Каплана, якого було знайдено мертвим у власній квартирі в Дніпровському районі Києва. Про це повідомили у Відділі зв’язків з громадськістю Головного управління МВС України у м. Києві. Під час першочергових слідчих дій встановлено, що вбивство відомого поета скоєне з корисливих міркувань – зловмисники хотіли заволодіти майном потерпілого. Для цього вони розіграли комбінацію, яка на перший погляд виглядала, як вбивство через ревнощі. Наразі підозрювані – подружжя з Житомирської області – затримані. Під час проведення обшуків за місцем їхнього проживання вилучено речі потерпілого. Слідство триває. Ю.Каплан – голова Конгресу літераторів України, поет-шістидесятник, автор поеми “Бабин Яр”.
Спасибо за творчество, в этом тексте зримые и ощущаемые фантомы выписаны хорошо, начиная с третьей строфы. Первые две строфы и то, что написано после них - это разные тексты.
И почему мне не по душе первые две строфы?.. видать там много "наркотической воды" , или я чего не понял?... - а может быть, первые две строфы не ваши, ( они производят очень тусклое впечатление от авторской жизни, и возникает стессовое состояние , что совсем не присуще фантому- нахлынувшим чувствам ),
и почему в первых двух строфах прозаическая и конкретная привязка к символике вен и игл... и символика констатации не чувств, а грубого сердца..., - а в финале .... лирическая трагедия... -
я понимаю, что авторская точка зрения в первых двух строфах направлена на ... себя... а не на воображаемого героя или на читателя текста...
А вы чаще обыгрывайте в своих текстах город-фантом - вот это получается у вас нехило!!!
Слабенький диапазон мысли у Мориц. Я имею иную точку зрения на творческий Ахма-Цвет в поэзии. Логос жизни - как лирический глоток жизни, это только , ах, ма..ааа, цвет... и тут же - ужас и страх в цвет... ах... мааа!!!
А вот нет внутреннего и духовного спокойствия в твоем творчестве, ты Мастер - логоса исторического. Лирический мир в античном пафосе, и выбираешь точку зрения на вещи - как проклятье. Так творили греческие трагики. Таково оно - твое творческое чутье. Объясни мне, почему такая привязка на символы Третьего Рима(это вторичное ощущение себя) - причина первичная э!! -то наша реальность, а Рим - это уже после его жизни, - легенда, - он для нас чужой, внешний, а нам нужна внутренняя... настоящая причина...проклятия настоящей жизни...
Удача, ну-!!, очень удивительное стихотворение, оно реально ошеломляет точными ощущениями героини..
Мое пожелания, в текстах желательно обозначать реплики разных героев, трудно при быстром чтении разбирать, кто из героев, что сказал, если нет опозновательных знаков...
Все четко и ясно, в тексте приоткрыта проблема духовного напряга героя и символика духов, и лунная канва внутреннего страха... Это достаточно для читающего между строк... Спасибо за творчество.
Ох, какие мясистые и полу-актовые стишки - неужели их пишут для сексуально озабоченных буратин или для творчески неозабоченных мальвин? Не знаю, не знаю...
получился ритмический текст о каком-то городке и не более, вот поэтому мне не по душе такие городские пейзажи, твой пустой город без внутренней канвы, как местечко Днепрорудное. И плоховат пейзаж тем, что он закрыт за неопределенными служебными частями речи (вы хорошо вчитайтесь в начало текста) нет в этом городском пейзаже уникальной среды или черты, и нет опознавательного авторского знака места. Словесная ритмическая лажа... Вы, Андрей, не увидели смысловых качеств метафорического антипафосного рисунка города, вы не рисовали конкретные обощенные постройки, ведь так не рисуют словами наши поэты-современники: Борозенцев, Стебелев, Мастер Евгений, КОВАЛЬЧУК, СУХНО, ... Андрей. Спасибо за уникальное творчество.
в этом тексте убедительный образ феминистки - от архи-психодинамической до современной мамаши-маши, и композиция текста - из бардовской песенки о новоявленной Виктории
Дякую за творчість, я прочитав і здивувався, майже завис над оцим віршем, ви зовсім непомітно вималювали образи-символи, ось, що значить мати природню відвертість душі, пишіть іще, я буду частіше задивлятися на ваших слів мережку...
А ви ж маєте неабиякий талант, а тут випряли отакий кепський і банальний текст - так саме сіренький текст, ей недотепний і недоречний, а що навкруги чорненьких, мирщавеньких букв в тексті - ідіотський зміст, бридка іронія неоднозначного уїдливого змісту, непристойне і дошкульне повторення, неначе зарозуміле нахабство автора, - і немає навколо ваших букв сяйва живої душі, одне цинічне зухвальство, тривіальне єхидство дзвінкого жайворонка.
Цей вірш зіграв з вами злий жарт. Ваша двозначність слів у тексті - це для бравеньких і вульгарних, а що ж тоді для відвертих читачів...