Ніна Паламарчук «МАМА СЛОВО» | Публікації | Litcentr
05 Листопада 2024, 19:19 | Реєстрація | Вхід

Ніна Паламарчук «МАМА СЛОВО»

Дата: 12 Січня 2016 | Категорія: «Поезія» | Перегляди: 2660 | Коментарів: 4
Автор_ка: Ніна Паламарчук (Всі публікації) | Зображення: Munich, Umschreibung III by alierturk


Ніна Паламарчук - Поет, культуртрегер, вчителька математики. Учасниця літературного об'єднання «Оксія» (м. Житомир). Керівниця гуртка «Літературна творчість» (м. Миколаїв), який працює у ДЦ позашкільної роботи Корабельного району та Палаці творчості учнів. Редакторка Літературного порталу Litcentr




МАМА СЛОВО

Черновик черновику говорит 
посмотри у меня пальцы в боках посмотри у меня рот на лице, лицо в ларце, ларец на дубе, кто приголубит, если далеко высоко сидеть исходив семь лет на семь замков семью семь сапогов железных стеклянных высоких исходив на север на запад где заперев лицо в ларце ларец в яйце яйцо на дубе никто не прибудет да не убудет

черновик черновику говорил

я высоким голосом кричу своему палачу что несет лиса за чертоги и голоса за зверские полосы завязанные волосы за сергиев посад закопанный клад остается берег все тоньше меньше точно нитка в зубах чтоб память не пришить к голове как верблюжью тень как верблюжья шесть варежки бережет повернись не ешь пирожок повернись хорошо

черновик отвечал

легче выдоха палача плечо макового вдоха да вот как ты не повернешься все равно плохо потому не поворачивайся не возвращайся блудному место там где нельзя прощаться там где тени сами к тебе на колени и молчат молчат


***
загадка винтовой лестницы уличьего дома
глаза хозяйки бессовестно голубые
на верхушке винта танцуют ангелы
где уж нам
слышать их музыку 
подпевать им подыгрывать
мы можем молча завидовать владелице 
чей дом бог выбрал для своего терпения
в каждой комнатке его 
разместив долготелое солнце
ибо их 
есть царствие небесное


***
у двух котят в глазах двойное дно
глоток поглубже забирает плоть
мне некуда нырнуть вокруг темно
и нечего пороть, лишь чушь пороть
у двух котят надменные хвосты
гляди и гладь неведомую тишь
моих котят не вынести остыть
и ты молчишь

каждым шагом светящаяся масса 
пружинит отталкивает оборачивает
ступаю по ней, преодолевая насыпь
как еще можно пройти иначе
когда я знаю, что под водой рыбки
блестящие будто начищенная награда
в небе птички во дворе змеи в пустыне камни –
все равно есть куда падать

невероятные невыносимые золотые
след в след за мной по трое по двое
в тот сад который так и не вынес
в тот дом который до сих пор не построен
в тех словах которые не услышать
едва различимый шепот составляет фон 
котята сбрасывают полоски по двое по трое
говорит кто?


***
поворотом кольца вокруг дверной ручки
двоеточие удвоения колокольной 
стой  где стоишь прихожанин
кожаный ремешок на шее кота твоего
кожаный возглас ремней на колеса авто твоего
и небо твое 
вхоже в рамку кольца
вхоже в звук его падения на паркет
на бетон на кафель
звук поворота вокруг дверной ручки
ручной дверной камбалы
где застал возглас возврата
и стерильность поглощенного воздуха не дает вывернуться
где призывают невидимые красавицы со дна лимана
молотый кафель можно сложить словом лед
 и ни крошки не останется 

крошки плачут о невидимой маме слово
многократной доброй маме слово
что всем даст по ложке кашки
всем даст по ложке в чашки
всем даст по ложке ложки
не приказав не нависнув
тучей доброкачественной грозы

я плачу о маме слово
ты плачешь  о маме слово
крошки плачут о маме слово
а достается лишь звук падения поворота
сквозь кольцо тишины


***
когда ресницы слипаются 
ничего не остается от сна
разве что выеденные ресничные просеки
паучьи лапки лишенные тени

певчие горы и сами лишены темени
чтобы взобраться следует отдать половину
так или иначе прямоугольник стенами
обзаводится обрастает попробуй сдвинь их

снится по-прежнему перелатанная мешковина
себе выедает в глазах каньоны и впадины
на лысых вершинах не здесь костры
между теми в мосты прогибаются перекладины
собирается гравием в небе кулак облака
бравирует звуком вот-вот разобьется на гром и молнию
тебе рука тебе половина в стакан
видимость чтобы решать на которую из них полон он



4 коментарі

avatar
Тексты сомнительного качества, несмотря на то, что оценить верлибры и белые стихи сложнее. Конечно, здесь можно говорить о "потоке сознания". Но даже если исходить не из логики повествования, а ассоциативного ряда, то у автора и с этим не все гладко. Образы зачастую разрознены, не поддаются никакому объяснению. Порой кажется, что автор во что бы то ни стало пытается навеяные образы и ассоциации вклинить в текст, не пытаясь даже мысленно их "обкатать".
Уже первые строки могут у неискушенного читателя вызвать недоумение. Например, "…посмотри у меня рот на лице" (верно подмечено!!!). Или же какая-то "загадочная" тавтология "… всем даст по ложке ложки". Как можно даже не объяснить, а попытатся воспринять такое? "Когда ресницы слипаются//ничего не остается от сна" (возможно, это что-то из женского – слипаются, потому что плохая тушь). Но на ум приходит – слипаются глаза, тогда почему от сна ничего не остается? Однако автор не дает ответа – перескакивая совсем на другие, не связанные с предыдущим пассажем, образы.
Мы не говорим о таких, возможно, и допустимых, но вызывающих не вполне позитивные ассоциации образах. "… берег все тоньше меньше точно нитка в зубах". Или "…тучей доброкачественной грозы" (в словаре Ушакова "доброкачественный" - удовлетворяющий требованиям, хорошего качества - доброкачественный материал, работа). Но мы понимаем, что можно провести ассоциацию с "доброкачественной опухолью". Повторимся, образ допустим, но он никак не связан ни логически ни ассоциативно с предыдущими строками. Тогда зачем? (эти "зачем" – постоянно возникают при прочтении указанных текстов).
Конечно, можно судить о данных текстах на уровне "нравится - не нравится", или же "автор так видит". Но дело в том, что от этого сами тексты лучше не становятся.
Что же делать в таком случае читателю? (если, конечно, автору читатель хоть немного дорог, и тексты пишутся не исключительно для себя). Ведь такой компонент чтения, как "восприятие", никто не отменял. У любителей поэзии такие тексты, скорее, вызовут недоумение (возможно, даже, отторжение), либо же они откажутся от прочтения, чтобы не ломать себе голову над этими "зачем?"
Справедливости ради нужно сказать, что автор вполне эрудирован, насыщает свои тексты мыслеобразами, которые у него есть в ареснале. Но за этой сложность, "заумью", как нам кажется, нет того, что называется поэзией в классическом понимании этого слова. В итоге читатель чувствует себя обманутым.
К чему такой длинный комментарий? - спросит кто-то. Необходимость вызвана тем, что Litcentr позиционирует себя как ресурс, тщательно отбирающий тексты для публикации, которые проходят через горнило редакторской оценки. Однако на примере текстов данного автора мы показали, что в этом вопросе не все гладко. Конечно, хотелось бы, чтобы сотрудники, редакторы ресурса более тщательно походили к выбору текстов. А читатели, конечно же, отблагодарят тем, что будут чаще посещать ресурс.
avatar
Ув. Матвей!
премного благодарна за такой внимательный анализ моих текстов. не чаю узнать, чем так обязана, отказом ли в публикации, или локтем где задела в переулке...
в любом случае - спасибо за уделенное время! отвечать на ваши вопросы "зачем", к сожалению, не имею потребности - все сказано в текстах, желаю удачи!
avatar
Матвей, Вы смешной.
avatar
"Образы зачастую разрознены, не поддаются никакому объяснению". Такие же претензии можно предъявить и к позднему Целану. "Доброкачественная гроза", на мой взгляд это находка и т. д. Граждане дорогие! Да когда же вы, наконец, очнётесь от догм соцреализма? Мир давным-давно живёт совершенно в другой эстетике, и его психология, психология ВОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Залишити коментар

avatar