Открытие Заславской
«Открой меня, как новый материк…»
Е.Заславская.
Был у меня знакомый. Пьющий крепко малый.
Когда мы спорили, он не сдавался.
– Я был везде, – говорил, к примеру, я.
– А я и за везде! – парировал он.
Авторов с корневым «славский» прочел я много. И вот очередь дошла до за «славкой».
Как бы нашёлся мой упомянутый кореш, не знаю. Я же был приятно удивлён первыми её стихами. Елена Заславская – так значилось имя в сборнике СТАН. Он попался мне в 2002 году. Там была поэма «Про счастье». Написана – ни дать, ни взять под Маяковского. Только без лестнички. Но, с самобичивальным концом:
И если стихи некстати,
Банальны и неуклюжи,
Выброси их, читатель,
Пусть шелестят по лужам,
Пусть их читает ливень
Клёнам, берёзам, осинам…
Спустя год, я читал о Христе:
Я видела, как его распинали.
Я видела на телеэкране.
Смотрела в халате засаленном,
На старом диване.
Тело покрылось испариной,
А из спальни
Голоса строгие:
– Переключи на «Итоги».
Умение делать стихи нарочито прозаическими и приземлёнными – словно напоминание о Б.Слуцком. Но картинку, сотканную из её слов, каждый увидит по-своему.
С тех пор пристально слежу за ней. За поэтом из города Луганска. В этом городе, когда-то я терпел любовное фиаско. И спасся службой в Армии. Нет, между мной и Заславской ничего нет. Впрочем, надеюсь есть, любовь к художественному слову. К откровенности.
Премию имени Даля –
дали,
А хочется имени Нобеля.
Самоистязание – perpetum mobile
творчества.
Да, уж! С Нобелем, конечно хорошо бы. Но и без него, у неё всё по высшему классу. И взлёты и падения. И удачи и промахи. Впрочем, удачи от неудач в литературе трудно предугадываемы. Пару лет я критиковал её на страницах «Склянка Часу». Читала ли она мои буколики? Думаю, она с одинаковой скромностью способна воспринимать и похвалу и критику. А насмешки всё равно обрушатся. Как бы тщательно автор ни отделывал свои творения.
Слова – это звук пустой.
Сердце горит, как домна,
Бездонная домна с рудой.
Иногда ей кажется, что нет ничего, чего нельзя было бы сказать стихами. Поэтому я публиковал некоторые её творения в сокращении. Из соображений внутренней цензуры. Не потому, что не соглашался с заявленной позицией. Но из-за присутствия в тексте ненормативной лексики. Такие стихи создавались ею, наверняка, «лишь при помощи безумства». В этой книге они присутствуют. Тут есть всё, как сказал бы Б. Чичибабин: «И детский крик, и паника, и похоть…»
То, что идёт она от своих личных и, зачастую, капризных впечатлений, связывает её, например, с поэзией А. Кушнера. Сила в призывности к ассоциативному домыслу – второе тому подтверждение.
…Ты – извращенец и изгой,
и я – из самых сумасшедших,
из бешенных, Я твой излом!
Впрочем, всё искусство прошлого и нынешнего века сплошь ассоциативно.
Когда-то и на её стихах кто-то сделает себе кандидатскую и, вообще, спокойную жизнь. А пока Елена убивает покой. Заставляет вдумываться, вслушиваться (почитайте стихи в слух!) в слова нашей жизни. Ей напрочь (судя из стихов) чуждо благоговение перед мнениями. Судьба её героинь целиком зависит от житейской ситуации.
Жизнь вмещается в строчку стиха,
И это больше чем дар…
Можно воспеть, например Анну
Курникову,
Или вовсе дуру какую-нибудь…
Формальная «совесть», выработанная коллективным обществом, как инстинкт толпы, ей чужда. Ибо, развивается такая «совесть» в ущерб молодости.
Всю изломал, всю испахабил,
И избивал, и изменял,
Но кто Ты без меня, без Бабы!
Последней сукой называл,
Богиней, музой, блядью, стервой…
Известно, что Стерн искал пристойнейшие сравнения для любви и не нашёл их совсем…
Ценность искусства Заславской в его энергичном правдоподобии. Она всё возрастает. Растёт как ценность любимого человека. В зависимости от того, сколько чувств и мыслей мы ему отдали, на него потратили…
И вот – новая книга. До этого у неё было две. И много лет не выходило из печатиниодной…
Почему так долго?
Заславская призналась: «Искать спонсоров у меня нет ни времени, ни сил, а сами они меня пока не находят, не достаточно известна, и прибыль от моих стихов дело сомнительное».
Не согласился я. Издал 3-ю, такую индивидуальную книгу. И пусть судьба её целиком зависит от восприятия индивидуального читателя.
zeitglas@ck.ukrtel.net