Пражская импрессия 3-4
Дата: 07 Червня 2013 | Категорія: «Верлібр» | Перегляди: 862 | Коментарів: 7
Автор_ка: Твтьяна Орбатова (Всі публікації)
Часть III А жизнь - вот она...
"Жизнь – не школа для обучения светским манерам. Каждый говорит как умеет". Ярослав Гашек. "Похождения бравого солдата Швейка"
===
они говорят: эй, безумцы,
в горле катающие сумасшествие
словосочетаний и образов –
образцов безвольного романтизма,
играете, дети малые?
а жизнь – вот она,
облитая политикой, как бензином,
горит вечным огнём.
голоса глухие,
будто из-под земли...
кто они, святой Вацлав?
трава поёт,
полыхает Палах*,
в небесном теле
набирая скорость
===
в памяти птица
слетает с бельевой верёвки,
вылинявшим платком
падает на землю.
ходили по ней, ходили –
по птице-земле,
не вытоптали.
я вместе со всеми.
кто дошёл, тому говорят:
скоро ход апостолов
пражского Орлоя.
смотрим снизу вверх
в толпе разноязыких
хочется смеяться,
кричать: я – живая!
слушать, спрашивать,
и чтобы в ответ – радость…
но мало силы в желании
===
фрагменты богемского хрусталя
в небесной люстре
видны лишь с близкого расстояния,
когда совпадают координаты
и взгляд в ожидании
сигнала точного времени
блуждает в поднебесье.
взглянешь ниже –
кукла-смерть на башенных часах
с колокольчиком наготове,
вдалеке полицейские вертолёты
лёгкими стрекозами
над разрушенным домом**.
там Смерть уже сыграла
метановую прелюдию,
напомнив о настоящем…
===
горю` – говорю,
или мёрзну – слова в очереди
теснятся
от долгой игры сознания,
ветвей воображения.
пройти несколько улиц –
туда, где свежий след беды
взвесью разорвавшейся материи
собрал следопытов.
но бронзовый Моисей ближе
территориально.
у синагоги понимаю:
богатое словами слово –
"территориально".
буквенная экзистенция
победно берёт ум в плен –
тело терра тора
реально ритор
ирреально тор
театр на три тона ретро…
у каждой экскурсии своя цена,
у моей – выход из тьмы египетской
примечание:
* Ян Палах – студент философского факультета Карлова университета в Праге. В знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Советского Союза и стран Варшавского договора 16 января 1969 года, облив себя бензином, совершил самосожжение близ Национального музея на Вацлавской площади в Праге.
**29 апреля 2013 года – в центре Праги в здании школы кино и телевидения, которая входит в состав Пражской академии музыкальных искусств, произошел мощный взрыв метана. В результате было разрушено здание, пострадало более 50 человек
* Ян Палах – студент философского факультета Карлова университета в Праге. В знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Советского Союза и стран Варшавского договора 16 января 1969 года, облив себя бензином, совершил самосожжение близ Национального музея на Вацлавской площади в Праге.
**29 апреля 2013 года – в центре Праги в здании школы кино и телевидения, которая входит в состав Пражской академии музыкальных искусств, произошел мощный взрыв метана. В результате было разрушено здание, пострадало более 50 человек
Часть IV По хотению ползёт букашка
"Не всем же быть умными. В виде исключения должны быть и глупые… если бы все были умными, на свете было бы столько ума, что от этого каждый второй человек стал бы совершеннейшим идиотом". Ярослав Гашек. "Похождения бравого солдата Швейка"
===
какое нелепое зрелище
для каменистых надгробий –
моё лицо в окошке стены,
бутафорской границей отделяющей туристов
от старого еврейского кладбища…
какие нелепые фантазии –
вечер, сиреневый попрошайка,
за окном, с протянутым закатом,
требует с каждого:
дай немного своего времени…
чернея, уносит медные пятаки скупой щедрости
с иконами луны.
ему с ними спать
до следующего себя…
===
когда у вещи есть имя,
привычней ступать
в невидимый свет
сквозь плоскую щель между вещами.
вокруг говорят: Карлов мост…
что мне его название?
всего одна буква отделяет
правду на лбу голема от смерти,
всего одно желание жить
ведёт меня от вдоха к искушению –
выдохнуть себя в близкое нежное сердце,
и чтобы ближе только воздух,
много воздуха…
===
знаки препинания, упираюсь в вас.
без вас, будто без рук –
сейчас без вас будто…
но легче ли без рук,
чем с тяжестью знаков,
удерживающих путь по горизонтали?
милый Франц,
неизбежна любая точка,
которую ещё не достиг, но увидел.
ты не видишь меня,
я вижу тебя в себе,
вижу – мы стараемся избегать струй
президентов, писающих*
на карту своей страны,
но неизбежна струя их точек…
===
по хотению ползёт букашка вверх,
на травинке опоры
р а с к а ч и в а я с ь,
измеряет своё желание
у с и л и я м и.
а в страсти скачками
прыг через голову,
вот он объект страсти –
перепрыгнутый враг,
не ставший другом.
ползёт вверх букашка
п о х о т е н и ю.
где любовь? где?
анализирует себя,
агонизирует:
взлёт или падение?
но Чёрный по белому
о б ъ я с н я е т:
на улице Гусовой высоко висит Фрейд –
не падает и не взлетает**
===
во мне говорящее
говорит вовне:
если вся реальность –
это ощущение во мне,
кто слушает?
ночь рассказывает сказки
особо пугливым животным,
день учит смелых птиц видеть разницу
между светом и всеми.
на фоне света даже электрики –
служители тьмы,
на фоне всякого памятника
самые опустившиеся люди
светятся.
сколько их бликует
возле Собора святого Вита! –
выдувают из себя радугу впечатлений
в конечные точки – слова.
эти мыльные пузыри личного опыта
отражают любой пиксель на карте мира,
умещаясь в сердце и более
нигде…
примечание:
* Скульптурная композиция, представляющая собой две бронзовые мужские фигуры, писающие перед собой в воду, находится во дворе музея Франца Кафки на Пражской Малой стороне. Её автор Давид Чёрный. Фигуры управляются компьютерным процессором, который регулирует поворот бёдер и поднимает член таким образом, что струя на поверхности озерца в виде Чешской Республики выписывает слова и фразы. В простонародье памятник окрестили "Президенты, писающие на Чехословакию".
** На выступающем элементе крыши одного из домов Праги, расположенном на улице Гусовой, находится скульптура висящего человека в костюме. Скульптура посвящена известному профессору Зигмунду Фрейду. Её автор Давид Чёрный. Одной из основных версий замысла скульптора в данной работе является желание показать оторванность интеллигенции от народа.