(5 часть) Поэма-посвящение Ялте, Марине и Коро
Рэна Одуванчик в соавторстве с Ольгой Лебединской
К читателю-критику
Между небом и землей - цветы.
Между мной и тоже мной - стихи.
Вот такие фонари-мосты.
Есть хорошие, но нет плохих.
«Много облак, желтизны», - скажет Кот.
- И Нирваны! - вдруг заметит Гепард.
И джинсятины! - скажу наперед.
Я себя умею тоже ругать.
Одинаковые строчки? Рефрен!
Буквы пляшут попсу? Алфавит
Очень мал, а гениальности ген
Не всегда формат и новь говорит.
Вы находите, что длинно? Ага.
Так тетрадь в сорок восемь листов!
Не набьешь её грибами стиха -
И не выкурит, не вкурит никто,
Что умеешь ты мысли писать,
А не только есть и пить их с лица.
Всё равно не ставят Рэночке пять,
А как Шаов только: «Ай маладца!»
Между небом и землей - цветы.
Между мной и тоже мной - душа.
Это сад золотой воды,
Где штормит синевой пожар.
Разнотравие строк прости!
Безобразие грешных нот!
Мой читатель, со мной лети,
Если важен тебе полёт!
2
Такая я принцесса-клоунесса
Из Бременских мультяшных музыкантов!
Такие песни и такие пьесы:
На стыке первых проб и авангарда,
На грани графомантства и искусства.
Я в полдень - Мурка. Вечером - Аида.
Всё - по-кошачьи, на разрыв и грустно
И далеко от финок и Египта.
Но просит оптимизма карий взгляд.
Я так давно о Радости мечтаю!
Как О. и Р., как Басков с Монсеррат,
Я с классикой с эстрады вылетаю!
Я к вам калиной: горько-сладкий вкус,
Зато дышать без кашля с нею легче.
Читатель, я тебя чуть-чуть боюсь,
Особенно, когда на окнах вечер.
Как Демиург, неясен и незрим,
Велик и вездесущ, как воздух дикий.
Прочти моих друзей и сказки им,
Божок мой пару?- сотню?- тыщу?- ликий.
Нет, не кумир. Почти кумир - Гепард.
Точней гепардьей хватки собеседник.
Хотя возможно выше. Верю! Рад?
Тебе дарю калиновые бредни.
Скрипит мой скрипт,
Такая вот телега[1]!
Как говорит едва знакомый хипп.
О, смех и слёзы! Альфа и Омега
Поэмы той, в чьи строки каждый влип…
* * *
Еврипида от Аристофана
Отличить не пытайся всерьёз.
Просто в смехе поболе профанов,
Чем в трагедии видеть пришлось.
Трагик - дядька с ухмылкой хирурга:
Два блестящих ножа вместо глаз.
А комедия - тётка-подруга
На ковре разложила пасьянс…
Я, в седьмом поколеньи Петрушка,
Вам скажу - на духу - на весу:
Балаганной своей колотушкой
Трудно выбить у люда слезу!
Есть в трагедьях вершина: катарсис
(Нам - Ай-Петри, иным - Эверест)
А в комедиях плачут от счастья,
Пусть оно хоть в комедии - есть!
А паясничать много сложнее:
Можно в лоб не слезой получить.
…Нет, не знаю я, что сильнее:
Солнце или его лучи…
К счастию
У батюшки просят счастьюшка.
А Счастьища даст Отец.
Не денег, не пива, не платьичка,
А Тайны Небес Дворец.
Не благополучья летучего -
Слиянья духовных бездн.
Быть может, хотелось лучшего,
Но Счастья пошел процесс!
А что там за перестройкою
Духа? Там жизнь-то есть?
Ах, пить бы тоскищу горькую
Под осень!.. Пошел процесс
В нездешнее измерение,
Где праздника сон всерьёз,
Где вещее вдохновение
Диктует рулады роз.
…Устал Дед Мороз от Счастьица.
На снег он поставил груз.
Конечно, я настоящая.
Хочу, оттого боюсь.
Марине о Счастье
Я знаю, что такое страх.
В Мокрянке я жила изгоем,
Прыщом, еврейкой в лагерях,
Девчонкой-Бабою-Ягою.
И потому просила Счастия,
Сбежав в страну Краесогласия!
Я знаю, что такое страх.
Мой папа, друг мой детский, лучший,
Он умер на моих руках,
Болезнью страшною измучен.
И потому прошу я счастия,
В здоровье Божьего участия!
Я знаю, что такое страх.
Подруга в платье подвенечном
Лежит в мокрянкиных степях -
Ушла от злобы человечьей.
Для вас прошу простого Счастия,
Мои подруженьки глазастые!
Я знаю, что такое страх.
Как долго мама уходила!
Её в заоблачных мирах
Луна коварная носила.
О маме и сейчас молюсь.
И счастьем не уменьшить грусть.
Я знаю, что такое тьма
Людей, которые не слышат.
Не дай мне, Бог, сойти с ума
И мнить себя несчастных выше.
Я и сейчас о них молюсь.
Прозреют пусть! Внимают пусть!
Я знаю, что такое тьма.
Депрессий липких людоедство,
Когда себя я ем сама
И не могу никак наесться.
И потому прошу я Счастия
Душе, которой нет опаснее!
Я знаю, что такое тьма!
О, зачеркнуть бы это слово,
Как луч зачёркивает мрак
Молитвой каждый праздник новой.
Я помнить о родных учусь.
О них я, грешная, молюсь,
Мой муж, мой сын,
Вы, сёстры-братия!
Цветам весны
Цветного счастия!
Послесловие
1.К читателю, дрожа
Как Чехов - и Черный монах:
Две разных судьбы и эпохи,
Стою, заблудившись в цветах,
В себе и в рифмованном Боге.
Средь двух многозначных огней:
Меж Олей и Рэной, меж Рэной и Олей.
Кого мне предать больней
Во имя отсутствия гневной боли?
От мамы и папы давно ушла,
Но только к себе не пришла пока еще,
В какое из счастий впадет Душа
И не поплакавшись, и не покаявшись?
Плач на луну может вылиться в вой.
Смех на проспекте мутирует в стёб.
(И не прочтёшь!) И пока ты живой -
Ты посерёдке, сложнее чтоб.
Знаю, читатель, что ты умней!
Знаю, читатель, что ты добрей!
Меня, эгоистку, простить сумей,
Меня, графоманку, строкой убей.
Читатель, люблю тебя и боюсь,
Дрожу в своей шкурке заячьей!
До Бродского, чувствую, не поднимусь,
И не опущусь до Павича.
Я - Басков. Меж классики и попсы
Пою, а скорей мяукаю.
Спаси, прочитай меня, друг, спаси -
Пусть поркой - старинной наукою.
Ты прост, словно Чеховский тихий герой.
Мистичен, как Черный монах.
Марина, мой Кот, Лупинос и Коро,
Вы не утонули в словах?
Мы их граблями шумно сгребли.
Мусор! Скажет иной.
Конечно, засохшие листья земли
И неба. Без них мне темно.
Довольно рефлексий! Про свет и про тьму
Сказала ж: меж двух огней.
Тихого счастья, как домик в Крыму
С садиком хочется мне…
2
Ах, дети цветов - моя родина
Крылатая Аварганда!
Зачем вам пишу тягомотину?
Вам неба бы - зелья дать?
Вас мало, незримые призраки,
Почти что как город Амурск[2].
У вас я свободе учусь,
Роднулечки дальние-близкие!
Надеюсь, что я не предам
Мокрянки силлабо-тонической,
Что буду хранить всегда
Весны талисман магический.
Надеюсь, приду сестрой
На помощь. И верю в главное:
В цыганской тоске-таро
Останусь я православною…
Опять о себе ты, женщинка?
Ведешь себя, словно гуру!
Ты не доросла до семечка,
Не то что до литературы.
Да, надо ступать невесомее.
Да встань ты, писака, раньше-ка!..
…Желаю вам счастия в Слове я,
И в ереси от Одуванчика