Алиса Виноградова «Дома не имеют стен» | Публікації | Litcentr
22 Листопада 2024, 22:13 | Реєстрація | Вхід

Алиса Виноградова «Дома не имеют стен»

Дата: 12 Серпня 2015 | Категорія: «Поезія» | Перегляди: 3445 | Коментарів: 17
Автор_ка: Алиса Виноградова (Всі публікації)| Редактор_ка: Сергій Стойко | Зображення: www.architectural-review.com

Алиса Виноградова родилась и живет в Симферополе. Студентка исторического факультета КФУ (ТНУ) им. В. И. Вернадского. Член литературно-поэтической студии «Магия слова» (Симферополь), литературного клуба «Хорошо» (Симферополь). В 2013-2014 гг являлась членом оргкомитета Международного литературного фестиваля «Шорох» (Симферополь). Участник и дипломант нескольких, преимущественно крымских, литературных фестивалей (Республиканский литературный семинар молодых авторов Крыма, «Пристань менестрелей», Малахитовый носорог-2013, фестиваль визуальных искусств «Я – Юность»). Публикации в интернете, крымских поэтических альманахах.



***
Дома не имеют стен,
стоят в воздухе.
Не заходя внутрь, 
видно людей,
 переносящих невесомые предметы
из одной комнаты в другую:
 ящик,
 букет цветов, 
большую картину, 
сложенное пополам одеяло, 
сапоги ночного сторожа − 
все невесомо;
 прозрачно,
 изнутри и снаружи,
 по форме и содержанию: 
видно пузырьки в стакане, 
закрытый графин,
 страх, проступающий на коже и пальцах, 
видно мертвых, 
лежащих вместе с живыми
на одной большой железной кровати.
Немного теплого воздуха
 остается пригвожденным 
и затаившимся 
в пустом плаще 
на вешалке в прихожей, 
сохраняя вместе с ощущением распада, 
что-то и от свободы –
 безграничное и несуществующее.
Слепая старуха,
 словно сложенная изнутри вдвое, 
вяжет огромный нескончаемый шарф,
 будто нанизывая бесконечные четки 
старых обид и воспоминаний. 
Спицы слабо, но враждебно 
бьют ее по коленям.
В другой комнате 
разговаривают двое мужчин, 
жестикулируя и расхаживая, 
оставляя за собой тропинки из пепла,
 преданные неопределенному, 
которое хотели привнести 
в поступки и слова.
Каменные львы у ворот – 
гипсовые облака,
 призванные скрыть диспропорцию
 между Раньше, Сейчас и Потом,
 если подуть,
 они начинают двигаться и удаляться. 
А ворота не падают,
 потому что не существуют, 
они не предназначены для входа и выхода,
 лишь разделяют
 мир внутри и мир снаружи.
Только мокрое белье, 
развешенное на веревке,
 качается с пониманием завоеванного безразличия.

***
Я не могу привыкнуть
к этому свету,
обнажающему и недоступному.
Он будит усталость во мне.
И за ним не поспеть −
даже если и ощутить уходящее время,
его изнурительно непрестанное движение:
стеклянная посуда при переезде всегда бьется,
и, оставленная на улице,
ярко сияет.
Теперь этот свет невыносим,
он все отображает искаженно:
и утомленный голос моря,
с его неустойчивой бесконечностью,
мгновенными метаморфозами красок,
переменчивыми настроениями.
И эти назойливые лодочники,
с намокшими закатанными штанами,
и загоревшими руками, пахнущими инжиром,
выводят из себя.
 делают вид,
что им радостно,
смеются настолько громко,
будто им недостаточно, что они слышат сами себя.
В желтом воздухе
увязает туловище-рыболовный крючок −
всегда неизменно узнаваемый силуэт,
словно протягиваешь руки:
а они мельчают, истончаются, бледнеют и упираются в стену.
Даже ночь не приносит покоя,
будто идешь по нескончаемому скрытому коридору,
на другой конец полюса,
с огромными пыльными статуями,
укрытыми раскрашенными занавесками.
Одни предметы скрыты в темноте,
другие − на свету,
подобно лестнице,
у которой одна ступенька зеркальная,
другая − черная.
Все это касается меня, но я ничего не понимаю. 

***
Существует ежеминутная опасность
невидимому
стать видимым.
И каждое «помню»
означает «это не я».
Через «не я» говорим «не мы»,
но не очень-то в это верим.
Уточняем наше существование
в толкотне отсутствующих,
которых нам не достает.
И вдруг замечаем,
что протерлась ткань на локтях.

***
Нет никого, кто бы не ожидал смерти,
особенно по утрам,
в те минуты,
когда просыпаешься и медлишь
опустить ноги в тапочки,
медлишь,
ибо слышишь
каждый звук внутри и снаружи:
шаги,
треск,
покашливание.
Эти звуки рождаются из потребности
сохранить состояние апатии,
сохранить то движение рук,
глаз –
состояние неисчерпаемого мистического нетерпения.
Утро, со всей своей глубиной,
спрятанной от света,
когда ты улыбаешься,
пьешь кофе,
рассматривая оконное стекло,
твой слух обращен к неслышной фразе,
которая словно вода в стакане:
«Сегодня непременно».
Тогда ты встаешь,
настраиваешь тело в унисон звукам, −
потому что музыка
всегда облегчает ожидание,
заполняет расстояние
между двумя неощутимыми изъянами,
смешивает все во временном единстве,
оставляя видимым
продолжение в прозрачности,
позволяющей тебе видеть в спокойной глубине
неизменные цветы из камней,
подводные леса
и потерянный ключ от шкатулки.

***
Есть некоторые вещи,
приобретающие изо дня в день необоснованный вес,
оставаясь неизменными,
и невозможно их ни поднять,
ни спрятать.
Может, ослабли наши руки.
Глухой шепот слышен в золотых масках.
Тарелки на кухне,
несмотря на трещины,
очень похожи друг на друга.
Они кажутся более белыми и большими, чем раньше.
Даже блюда –
словно огромные рыбины,
поданные к обеду целиком,
когда мы принимаем уставших путешественников.

***
Я хотела бы сохранить в памяти
ту пепельницу из тесаного камня
(если удастся найти).
Там когда-то оставалась тлеющая сигарета,
как моя личная звезда.
Кошку, высовывающую красный язык,
словно окровавленный кусок своей души,
что держит в зубах, хочет отдать.
Напрасно мы потеряли столько времени,
стараясь произвести впечатление на других.
Ни одним мгновением не воспользовались,
а могли бы увидеть тень птицы над колосками,
крошечную лодку в море,
отображение спокойного облака в стакане.
Я опять себе задаю вопрос:
чем обогащусь, чего избегу, что скрою?
Так бывает всегда – 
следующая ноша во много раз тяжелее той,
которую мы поднимаем.



17 коментарів

avatar
Мне определённо нравится. Я не знаю, хорошая ли это поэзия. Я встречал такую поэзию. Вот Саша Кочерян например или Кирилл Новиков. Я не сравниваю, просто сразу подумал, что они когда читают свои стихотворения, стихотворения становятся интереснее, а ребята и так очень интересные. Никому не в плюс ни в минус. Просто мои ассоциации. Ещё ваша поэзия мне показалась несколько утилитарной. Стихотворения как способ что-то проговорить, может понять. Обычно скорее выговориться. В крайнем случае и поумничать. Кстати так тоже можно. Когда я читал, думал, что интересно, но перечитывать бы не стал. Вот кроме может второго. Но зато стал бы использовать допустим в спектакле. Что-то такое в них есть, чтобы взять и бабахнуть таким текстом. Вот такой у меня вам ответ.
avatar
https://vk.com/po_stup....141df4b

Юрий, попробуйте посмотреть видео, если откроется. Возможно, Вам тоже станет интереснее, как в случае с Александром и Кириллом.
avatar
Мне кажется, что Алиса Виноградова и Кирилл Новиков - совершенно разные истории. С трудом обнаруживаю хоть что-то общее. Это две разные попытки: "что-то осознать" и "от всего отречься". Вы пишете "я не сравниваю", я вижу.
avatar
Спасибо. Я попробовал. Открылось. Нет, у меня есть замечания по подаче текста. Это я набрался наглости и прокоментировал (только пусть Алиса не обижается, у меня высокая планка требований) А девушка очень славная, но если это важно (подача своих текстов), нужно работать. Дофига. Уже хорошо, что человек выходит и читает. Но работать практически с нуля.
avatar
Я объясню насчёт непроизвольного сравнения. Когда читаешь текст, не всегда он ложится, как есть. Иногда его нужно "покрутить". У меня это закончилось манерой такого повествования вроде как вербатим. Когда стирается грань между чтением и рассказыванием. В такой варианте текст для меня ожил. Собственно в этом и была ассоциация с Сашей и Кириллом, особенно с Сашей. Как видите она не простиралась дальше способа подачи.

Ещё невольно классно разобрать фразу "Это две разные попытки: "что-то осознать" и "от всего отречься". Насчёт осознать, я с вами полностью согласен это коренное предназначение любого искусства. А вот отречься... Это нужно подумать, что в этом вообще важного в отрекании от чего бы то ни было. Напоминает как в 30е массово от родителей отрекались через газеты дабы "порвать с мелкобуржуазным прошлым". Т.е. любое отрекание публичное в моём восприятии это в большей степени позёрство наверное. Я сейчас не истину изрекаю, просто пытаюсь размышлять, вы мне дали пищу для подумать, спасибо.
avatar
Я говорил о Кирилле Новикове, с позерством тут ничего общего. (Вы его наверняка лично знаете.)

Если конструктор хочет изобрести новую машину, то ему придётся же отречься от бензинового двигателя и четырех колёс, так же? Взять старую машину, подшаманить, прикрепить новый значок - это, согласитесь, ещё не новый тип машины.

Это очень сложно, понимаю. Новое делается на базе старого. Но без попытки выкинуть из головы образ старой машины - ничего не выйдет.

Мы же отреклись от лошадей и пересели на машины. Хотя по началу они казались уродливыми и неестественными.

Так что попытка отречься - это не позерство, а воля к новому. Может, нужно просто любить новое, чтобы понять это рвение.

Искусство... не знаю, мне кажется оно не осознаёт что-то, а пытается расшириться. То, что сегодня называем "это не стихотворение, это бред", завтра будет уже обычным примером, самым ординарным текстом. Успеть за этим всем очень сложно. Так ведь и получается: кто сделал первый, тот и молодец. А школьники, которые доказывают в 7-м классе теорему Пифагора, они уже совсем не гении.

Если я Вам сейчас начну Нику Скандиаку дублировать, Вы скажете: ну, этим нас, парень, не удивишь.
Вас уже не удивишь, а людям после школы и университета это будет, как паук на плече.

Хотя часто под искусством понимают историю искусства, то есть великие художники и их великие дела. И вывод большинство делает такой: ой Боже, как было раньше хорошо! какие жили люди прекрасные! какие были произведения! а сейчас пустота...

Но мне этот вывод не нравится. Совсем.

Потому предлагаю не говорить об искусстве (делая вид, что мы такие глобальные), так как мы станем похожи на двух бабушек в музее, которые спорят, сколько у Айвазовского было любовниц.
avatar
Не знаю, как вышесказанное относится к Алисе и её творчеству... Поясните? И где собственно сам автор.)) И ещё, к слову, "искусство не осознаёт" это куда?
avatar
Читал-читал, и вот не сдержался написать: мне кажется, у Алисы другие тексты. У Кирилла другие тексты. Что-то общее, наверное, есть, изнутри сложнее посмотреть. Когда просишь человека развиваться, он почему-то часто начинает деградировать (мне вот, например, часто говорили, что надо развиваться). И мне кажется, что со стороны часто очень незаметно, когда пишется именно своё, настоящее. Но отвоевать эту настоящесть (как бы банально это ни звучало) важнее, чем "развиться". Она, эта настоящесть, растет, если ей не мешать. Наверное. А причем здесь искусство? Не знаю, может, и вовсе ни при чем.
avatar
Вот и я говорю, что деградировать важнее happy Взять себя в руки - и деградировать! Изучать что было и украшать этим свои тексты - не такой уж и ответственный путь.

* * *

Главное иметь нахальство знать, что это стихи.

4 июня 1976 Феодосия (Ян Сатуновский)

Такое вот у нас, в Крыму, писали классики.
avatar
Кстати, он в Днепре родился.
avatar
Люди, алё услышьте меня))) Текст / способ подачи текста. Тёплое / мягкое. Фирштейн?
avatar
Юрий, приведите, пожалуйста, примеры поэтов, которые читают так, как Вам нравится. Тогда многое прояснится. Только актёров не называйте - эти ребята не подводят, это ясно happy
avatar
Скорее всего это вообще лишнее. Я могу конечно. Вот я называл Кирилла, Сашу... и Юра Соломко к ним. Это совершенно разные авторы, двоих из них я пробовал в качестве актёров (они не актёры) но их манера в чём-то мне понятном схожа. Я выше объяснял что именно это за манера. Это ничего такого сверхестественного, просо в случае их текстов это прекрасно работает. Возьмём другой вариант Макс Самокиш. Мне очень нравится как читает Макс. Андрей Мединский, влюблён в его подачу с первого раза. Ася Манина (да простит мне бог))) Лена Воробей... я с удовольствием слушаю. Конечно и тексты у них тоже офигеть какие. Кстати совершенно отдельная манера читать, не скажу что я прямо в восторге, но это интересно Крайзер и Ха-а, есть такая замечательная киевская пара. Я помню, как большинство... да почти все были в восторге от того как читает Клён. Правда. Это почти всегда было круто. В любом случае это было круто. Кстати меня он ругал, что вот читать он (я) не умеет. Я наверное научился (потом, уже после) но не факт))) Слэмщиков обсуждать не буду. NC. Не полный список безусловно - кого сразу вспомнил. В любом случае это и вкусовщина тоже, так что слова мои условности.
avatar
p.s. с чего вы взяли, что актёры не подводят? Я однажды попал на актёрскую тусовку посвящённую поэзии, это было по своему круто, но совершенно не в смысле умения читать стихотворения. В этом смысле господа просто актёры не далеко ушли от большинства господ поэтов. Ошибки в общем одни. И ещё один случай был очень давно в 2010 кажется на АртБузе первой вышел мальчик, который был представлен как актёр (но кажется слава богу не настоящий сварщик) и он читал как наверное люди думают, как типа должна быть актёрская игра. Это был треш. Меня с тех пор очень сильно заинтересоваал вопрос... нет, на самом деле очень много вопросов. Сложно все даже озвучить :)) Треш просто треш smile
avatar
Мне нравится подход Д. Кузьмина, что чтение стихов - это некий приятный бонус. Есть поэты, которые своих стихов вообще никогда никому не читали. А. Рембо, если не путаю, на вопрос: почему Вы не читаете своих стихов, все ведь поэты читают? отвечал: потому-то и не читаю, что я не все поэты.
avatar
Кузьмин, из Днепра? Я только однажды с ним виделся. Нет, дважы, не важно. Мы неплохо знакомы были онлайн. Если о нём речь, считается что он хорошо читает и скорее всего так и есть. Но это правда бонус, полностью согласен. Но им можно воспользоваться)) Если не пофиг конечно.
avatar
Нет, создатель Вавилона, журнала Воздух, издательства Арго-риск.

Залишити коментар

avatar