Олександр Моцар «Смертное»
Дата: 15 Квітня 2016 | Категорія: «Поезія» | Автор_ка: Олександр Моцар (Всі публікації)
Редактор_ка: Сергій Стойко | Зображення: Олександр Моцар | Перегляди: 1537
Олександр Моцар - український поет, прозаїк. Куратор мережевої версії нью-йоркського літературно-художнього альманаху «Черновик» (2004-2014). Лауреат журналу «Дети Ра» (2006). Співорганізатор міжнародного мейл-арт-проекту «45 років школи кореспонденції Рея Джонсона» (2008). Віце-президент Академії Заумі України. Учасник літературної групи ДООС.
Автор поетичної збірки «Бим и Бом и другие клоуны» (2013) і численних публікацій у російських, українських, американських, французьких, німецьких літературних виданнях, а також журналах та альманахах («Дети Ра», «Черновик», «©оюз Писателей», «Журнал ПОэтов», «Альманах Академии Зауми», «Акт», «Словолов», «Стетоскоп», «СТЫХ», «Футурум АРТ» та ін.).
Смертное
1
Рассказ о человеке, которому до смерти надоело
Свое собственное тело.
Вышел он из него, как пьяный из трактира,
И пошёл спотыкаться по миру.
Зимой выл пургой,
Летом оборачивался в комариный рой.
Вопрос его один углём мучил,
Иногда доходило даже до падучей:
Когда последний вдох,
То сдох человек или не сдох?
Стал он людей вытряхивать из тел,
А те – кто в землю провалился, кто в небо улетел.
Так и не нашёл он ответ.
И только мертвецы валялись перед ним как фантики от конфет.
2
Иногда человек умирает, иногда подыхает.
Вот тогда, неспособная к небу подняться, бескрылая черная стая,
Рассыпается на тысячи трупных червей,
Чтобы грызть свое бывшее тело тысячами чертей.
Утверждает мой друг, что приведённое выше,
Экзальтированное четверостишье,
Он прочёл, оказавшись на кладбище в Караганде,
На заросшей лишайником старой могильной плите.
Я киваю, мы дальше идём по бульвару.
Дождь прошёл перед нами, и скользкие, жёлтые фары
Тьму грызут. Мы молчим. По асфальту стучат каблуки.
И холодный, пронзительный ветер, как те четыре строки.
3
В тупике Гуманизма, где люди сутулятся,
Придавленные беспросветной тьмой,
Есть жёлтый барак с сортиром на улице,
Рядом с монастырём и городской тюрьмой.
В этом дремучем жилом околотке
С воющим псами частным сектором,
Жил «голос поколения» осипший от водки
Но всё еще указующий духовные векторы.
Над ним подшучивали, что, мол, голос из прошлого
Смотрящий в будущее через левое плечо.
Я говорил с ним, распивая в неположенном.
Не заходя ни к нему, ни куда-то ещё.
Под ногами лужи – небесные сканы
С точками созвездий в разрывах тучи.
И шёпотом матерным мы лили в стаканы
То, что открывает в людях тёмную сущность.
Он говорил надменно и грубо,
Как будто старый свой текст расцарапывал:
- Жизнь это скачка на собственных трупах
А ставки делают Бог и дьявол.
И он продолжал в угаре нервном
Из потусторонней, инфернальной смуты:
- Но ты не спеши всегда быть первым.
В этом галопе есть другие маршруты….
Продолжение разговора мне показалось лишним.
Пустые слова гремят только зря.
Я отвёл от него взгляд и посмотрел выше
На сторожевые вышки и купола монастыря.
4
Слышишь, собака начала выть?
Значит, кто-то вышел из дома червей покормить.
Глухим стуком захлопнулась за ним дверь
И понял он, что оказался в пустоте теперь.
Из пустоты, пустотой улыбаясь, на него смотрело,
Собственное тело.
Выбил он увиденному передний зуб
И, тотчас оседлал свой же труп.
В поводья развел окровавленную бороду
И поскакал на трупе по опушке города.
От кабака в беспредельность, невидимый для всех.
И только столбом за ним подымался завьюженный снег.
И скачку эту не остановить никому.
Так как безвременна эволюция от человека к мертвяку.
Так что опасайся выходить один за порог
Когда поймёшь, что сдох.
5
Текст основан на реальных событиях.
Куратор проектов, работник музея
Современного искусства – повесился – предварительно
Оставив в своём блоге следующее объявление:
Для меня всё закончится через несколько минут.
Для вас далее гонка по скоростной трассе.
Зло это добро возведённое в Абсолют.
На меньшее человек не согласен.
Поэтому нужно демонтировать до деталей
То, что до сих пор оставалось нетленным –
Слово, которое было в начале,
Которое мешает великому хаосу вселенной.
И в этом разрушенном алфавите
Исправить грамматические ошибки.
Текст основан на реальных событиях.
В конце текста звучит «Поток» Шнитке.
6
Вышел один, а за ним второй и третий
Чтобы посмотреть, что творится на белом свете.
Шли они в ту сторону, куда подует ветер
И в противоположную, если встречали волка или медведя.
Как-то в лесу на болоте заметили сгорбленную избушку
А в избушке не заметили сгорбленную старушку.
Она притаилась в доме и изнутри
Посчитала, про себя усмехаясь – «раз, два, три,
Четыре» - закончила она счет глядя в мутное окно.
А тот, кто четвёртый думал, что его ни видит никто.
Старушка вышла на крыльцо и пригласила в избушку троих.
А четвёртый затаился за деревом и затих.
Третий сел за стол, первый рядом с ним, второй напротив двух.
Старушка не садилась, а четвёртый подбежал к окну и напряг свой слух.
Слышал он, как шумят моря и грохочут горные обвалы.
Видел он, как по земле гадюками ползут болотные туманы.
Как испуганный ворон взлетел с верхушки дуба,
Да старуха в телеге запряжённой тройкой трупов
Взлетела над лесом, сделала круг, да к нему хотела спуститься.
Но успел он испуганно перекреститься.