Педагогическая поэма
Дата: 14 Березня 2014 | Категорія: «Вибір редакції» | Автор_ка: Соломко Юрий (Всі публікації)
| Перегляди: 1097
I
1
*
Отсидели первые два урока.
(Именно, отсидели.)
А на перемене, кажется, Артем
предложил прогулять;
*
Из школы выбирались вчетвером.
(Ага, именно, выбирались.)
Тема, я, Дима, Антон. Делая вид,
что мы — в киоск и обратно.
2
*
Вечером наш класс
рванул в театр с Еленой.
Мы тоже рванули, но без опеки,
купив билеты на балкон за час до начала.
*
Во время спектакля — интенсивное:
общение-потребление (еды, жидкостей).
В частности, водки с соком.
По бутылочке на каждого,
в левом и правом внутренних карманах
джинсовок Артема и Димы.
3
*
Про спектакль: краем глаза видел
странно одетых мужчин и женщин.
В антракте, спустившись пописать,
встретил одноклассника из партера.
*
На стене туалета
не висело даже воздушки,
но в бельэтаж я вернулся
с ощущением фатальности
и со всё нарастающим
звоном в ушах —
ружье
выстрелило.
II
1
*
Оказалось, что все оставшиеся представители
сильного пола ушли с последнего урока
(со второго из спаренных уроков
директора). Все, кроме самого сильного,
точнее, смелого, как выяснилось, —
Леши Электрика (Электрик, с тех пор
как ковырнул авторучкой розетку
в лабораторном классе). Его совсем
чуть-чуть тогда, он говорил, шибануло.
Я вот лично уверен, что не чуть-чуть…
2
*
Прогулявшие урок директора школы,
разумеется рисковали и не понятно о чем
(или чем) думали. Но о чем (или чем) думал
Леша — мне тоже не ясно. Тем не менее —
не просчитался! А все мы (в независимости,
кто с какого урока…) отгребли по полной.
Когда вспомнили про отсутствие у Леши
чувства локтя, собирались устроить «темную».
Под давлением классной — неожиданно проявили
великодушие: переименовали в Фартового.
III
1
*
Из домашних мне, конечно, стоило
первым делом поговорить с отцом
(ну, куда там!) — малодушно сунулся к маме.
Не подозревая, что любой мой проступок для нее —
собственная непростительная оплошность:
только моя для мамы — куда более болезненна.
2
*
Отец более строгий, мусолю я, считая минуты
до папиного прихода. А мама так ор-рала!
Не исключено, что он прибьет меня, не дослушав.
Мне не хватило смелости, зато родителям
хватило выдержки. Когда пошла третья неделя
со времени моего проступка, папа поинтересовался:
«Что ты себе думаешь, чудо в перьях? Собирался
ли ты мне вообще о своих «подвигах» говорить?
Прогулять смог! А отцу сказать… струсил».
IV
1
*
На следующей день после оказии, на каждой из перемен,
кто-нибудь из одноклассников караулит директора
под кабинетом, чтобы повиниться. Вечером я мучаюсь:
ну, почему мы ничего не смогли сделать? Ну, почему
я ничего не смог сделать? Отчего я, к примеру,
не влетел в кабинет директрисы с загипсованной
ногой и на костылях (или хотя бы с забинтованной)?
и не сказал: «Александра Андреевна, мы с друзьями,
начиная с третьего урока, были на соревнованиях.
Наша команда выиграла, если вам интересно!»
2
*
Почему наша четверка уже за двадцать минут до уроков?
Почему я уже за двадцать минут до уроков – торчал
возле ее кабинета? Зачем стоял перед ней поникший
и мямлил, почти как один из киногероев режиссера
Рязанова: «Что мы, конечно, виноваты,
но и не виноваты (перед ней, по крайней мере).
Нам бы… и в голову… не пришло, — говорил
запинаясь, — нам бы и… в голову не пришло —
отсидеть на первом вашем уроке и уйти со следующего.
Уйти просто так — даже не протестуя против чего–то».
(На этих словах Александра Андреевна
наконец попадает ключом в замочную скважину.)
Договариваю, уже когда — Тема, я, Дима, Антон —
стоим перед закрытой дверью: «…Хоть и весна,
вы помните, на дворе? Хоть нам и по тринадцать,
вы помните?! Мы бы все равно не ушли, понимаете?
V
1
*
На столе нашей классной Елены Юрьевны — стопка записок
«по уважительной причине» и по «семейным обстоятельствам».
Среди них встречаются и оригинальные варианты,
более детально объясняющие причины отсутствия.
Например, «так как у моего сына болела
голова», «так как у моего сына болел живот».
2
*
Директриса через нашу классуху вызывает в школу родителей
(за редким исключением, ну, вы знаете: Леша Электрик) —
большой круг всеобщего покраснения в одностороннем порядке:
классный руководитель перед директором; мама (изредка папа)
перед классной; каждый из нас перед Еленой и своими «предками»;
плюс малый круг: классуха перед директрисой, с отчетом о том,
как отводили взгляд (или смотрели в пол) наши мамы и папы;
каждый из нас, двуликих ангелокрылых, перед рассерженными
(растерянными) родителями, вернувшимися из школы.
VI
1
*
На первом, после проигнорированного
нами занятия, директриса вспоминает
проступок — буквально парой реплик.
И, признаться, это было страшнее всего…
2
*
За оставшиеся до выпуска несколько лет, учитель,
и уже где-то на периферии моего восприятия —
директор школы, — ни разу (даже полунамеком)
не напомнила нам о том злосчастном уроке.