КОНЕЦ СВЕТА КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | Публікації | Litcentr
18 Грудня 2024, 21:05 | Реєстрація | Вхід

КОНЕЦ СВЕТА КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Дата: 23 Червня 2009 | Категорія: «Стаття» | Автор_ка: Ширяев Николай (Всі публікації)
| Перегляди: 1099

КОНЕЦ СВЕТА КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Почти все древние книги, так или иначе обсуждающие грядущую судьбу мира людей, исполнены мрачных предсказаний о не столь далеком ужасающем для человеков конце света. Вспоминаете ли евангельское: «…и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» (Мф 24, 29)? Но даже если вас приведенный мною красноречивый отрывок совершенно не впечатляет, здесь и сейчас я бы хотел поговорить именно об этом.

Древние книги, древние книги… Только в ближайшие три-четыре столетия истории человечества в новоевропейской культуре «старое», а тем более «древнее» знание стало синонимом знания устаревшего. В лучшем случае мы готовы признать классиков античной философии, да и то в основном только в качестве невольных основоположников современной науки, готовой объяснить и вычленить  – ей-ей! – абсолютно все. Новая эра развития человечества, когда человек властно берет в свои руки бразды правления универсумом, радикально отодвигает на второй-третий план ветхие манускрипты и запылившуюся клинопись. В противовес на глазах обесценивающимся наидревнейшим экзистенциальным изыскам в качестве базовых основ построения современной цивилизации привлекаются «гуманистические» идеи многочисленных деятелей эпохи Возрождения, наследие французских просветителей, концепция ноосферы В. И. Вернадского – и много еще чего, хорошего и не очень. Согласно данным воззрениям крепнущий разум человечества должен отныне обеспечить ему: а) безбедное, б) счастливое, в) практически бесконечное во времени существование.

Конечно, и на пути у этих новоявленных позитивистов становятся разного рода «выживательные» проблемы. Перманентный экологический кризис, всевозрастающая нехватка природных ресурсов, накопление средств радикального и всеобъемлющего уничтожения человечества, опасные астероиды, время от времени опасно бомбардирующие планеты солнечной системы, в конце концов. Но все это проблемы вполне решаемые. Экологические кризисы возникают не первый год и вполне оборимы – было бы к тому желание! Исчерпание ресурсов – вещь весьма относительная и ранее в истории человечества не раз случавшаяся. Существует мнение, что тысяч эдак пятнадцать лет тому человечество благополучно перебило всех мамонтов и большую часть крупных  копытных. Потеря «кормовой базы» привела к тому, что общая популяция людей на планете сократилась в итоге более чем вдвое. Ничего, выдюжили. Перешли к оседлому земледелию от неконтролируемой охоты и банального собирательства. И заметьте, сделали это безо всяких указок со стороны великого Леонардо, прижимистого Руссо или в меру радужного Вернадского. Медленно, потихоньку своим умом до всего дошли. Вот и теперь – выйдешь к бабушкам на завалинку, из глобальных проблем человечества только проблема опасных астероидов их по-настоящему и тревожит…

А надо бы начинать о другом – о том, о чем бабушки вспоминают не в связи со скорым концом света, а в связи со своими обычными бытовыми проблемами: внучок опять тяжело болеет, доченька во второй уж раз с мужем разошлась, деда на днях поминала – дочку и внучка силой в церковь затащить не смогла…

Так что и мы вспомним, первым делом, о биологии, о естественном функционировании генетического аппарата человека. Раньше ведь как бывало? Родит при царе семейная пара 10-12, а то и 14 детей. Но кто-то родился недоношенным или и вовсе мертвым, кто-то при родах травмировался, кто-то в раннем детском возрасте или позднее почил от разнообразных инфекционных заболеваний. Вот и выходило, что до фертильного возраста доживало, дай Бог, 4-5 человек из рожденных двенадцати. Что из этого следует? А то, что еще каких-то сто лет назад в человеческом обществе существовал и реально действовал жесткий естественный отбор. До стадии размножения, таким образом, доживали в основном генетически наиболее «удачные», «живучие», сбалансированные индивиды.

Ситуация кардинальным образом изменилась с открытием антибиотиков, эффективных антивоспалительных, жаропонижающих, антивирусных препаратов, с появлением современных методов родовспоможения, выхаживания недоношенных и ослабленных детей. Почти все новорожденные теперь выживают, почти все достигают фертильного возраста и оставляют по себе потомство (правда и рожать нынче стали куда как меньше!). Хорошо ли это? С личной точки зрения – очень хорошо и приятно. Но для биологической природы человека это чистая смерть, правда, несколько отставленная во времени. Тысячи и тысячи лет генетическая стабильность популяции людей обеспечивалась этой кровавой жертвой. И вот, наконец, жертва отменена. Средняя продолжительность жизни человека выросла до 70-80 лет. Качество жизни тоже заметно возросло. Рай на земле? Нет, скорее всего только мина замедленного действия.

Ведь отсутствие жесткого естественного отбора неизбежно ведет к тому, что патологические гены в популяции будут не элиминироваться, а лавинообразно накапливаться. Страшно будет поглядеть на эту лавину в конце пути. Уже сейчас мы отмечаем заметное ухудшение здоровья молодых людей, которое проявляется, в частности, при выполнении армейского призыва. Что будет через 10 поколений, просто страшно себе представить. «Все же это – начало болезней», думаю, сказано еще не о нас. Губительные последствия привилегированного  положения человека в животной природе окажутся страшнее иного «ужастика», сплошь кишащего физически и психически разрушающимися чудовищами.

Социальная структура современного общества тоже подвергнется фатальной, совершенно непоправимой и неостановимой атаке. Недавно меня до глубины души поразило одно случайное заявление американской студентки, которая в интервью журналистам призналась, что большинство ее однокурсников выросло в неполных семьях. То есть фактический распад традиционной семьи и брака в некоторых «особо продвинутых» в этом отношении странах уже начался.

Разрушение тысячелетиями складывавшейся половой организации общества может быть едва ли не самым страшным фактором стремительной деградации человечества. Основой подобного рода деградации является внешне очень «гуманистическая» попытка уравнять в правах мужчину, женщину и нарождающихся у них детей. Богоданная иерархия семьи состоит все-таки в том, что жена подчинена мужу, а дети во всем подчинены им обоим. Если богоданный институт брака как священного союза по строго определенным правилам не действует, межполовые отношения легко переносятся во внебрачную гражданскую сферу. Устойчивый и эффективный брак переходит почти везде во временный союз двух людей, действующий, пока им это выгодно. Союз, в котором обязательства расплывчаты и вполне отменяемы, а итоговые результаты – и вовсе труднопредсказуемы.

Женщина, которая достигла равенства с мужчиной во всем (а это так же заманчиво, как и по-настоящему невозможно!), в браке большинству мужчин попросту не нужна. Лучше держаться от нее на расстоянии, не связывая себя ни ЕЕ капризами, ни ЕЕ детьми. Почти так, как это было, по всей видимости, у древних предков человека, которые почти не спускались с деревьев на землю. Но ведь обратное «элегантное» возвращение человечества на деревья не может пройти для него безнаказанно!

Еще абсурднее выглядит ситуация с несовершеннолетними детьми, которые отныне смогут во многих странах эффективно «закладывать» своих родителей при первом удобном случае. Как можно будет «довести до ума» этих лишенных подлинных нравственных ориентиров, предоставленных на свой собственный суд вдохновенных «павликов морозовых»?! Не лучше ли продолжать мучительно медленно и малоэффективно (хотя можно и быстрее, и эффективнее!) выявлять с помощью традиционных методов родителей-садистов (а ведь всегда и везде найдутся такие!), чем в законодательном порядке обрекать незрелые детские души на «колясочное» вынесение приговора воспитательным талантам собственных предков?

Институт семьи не вчера сложился, и, следовательно, отмирать он будет не сразу. Но когда он отомрет почти совершенно, человеческое общество окажется много хуже стаи оголодавших волков. Вот ведь даже безбожники-коммунисты – и те, когда реально получили власть и стали в реальности выстраивать жизнеспособное общество в отдельно взятой стране, основной упор сделали не на трудовой коллектив, и даже не на партийную ячейку, а на классической организации семью. Просто не оказалось эффективной альтернативы. Без более или менее устойчивой семейной организации общество, увы и ах, не живет. Во всяком случае, у Господа Бога в инструкции по эксплуатации человеческого сообщества так написано…

Едва ли не главной помехой в формировании устойчивой семьи в современном человеческом обществе выступает «секс», то есть сексуальная близость между мужчиной и женщиной как самоцель. Сперва оказывается трудным делом организовать семью, потому что обе стороны еще не нагулялись и не напробовались. Затем – потому что не удается достичь полной сексуальной гармонии в паре, а обе стороны, чуть что не так складывается, начинает тянуть налево… Секс сам по себе не хорош и не плох. Он хорош, когда он становится телесным выражением высшей связи между мужчиной и женщиной. Он плох, когда он становится источником самых разнообразных приключений, а сверх того, когда женщина делает секс условием своего социально-экономического выживания, как это эволюционным путем сформировалось у предков человека при переходе к стадному образу жизни.

Особенно разрушителен для семьи секс как средство коммуникации или социального «обезболивания». Устойчивый брак при таком подходе к сексу оказывается попросту нерациональным. В то же время стремительно нарастает отчуждение мужчины и женщины через секс. Подбирается уже не спутник жизни, а подходящий сексуальный партнер; и не «навсегда», а, ну, скажем, до следующего более привлекательного и удачливого партнера. Помните ли общеизвестное: «…и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»? Я бы осмелился добавить к этому: очень сильно охладеет любовь между мужчиной и женщиной, потеряет былое качество, потеряет свою глубинную суть. А ведь многие человеки имеют хоть какое-то представление о существовании добрых чувств между людьми именно благодаря высшим формам любви межполовой! Но полно об этом…

Существует еще одна, куда более опасная, поистине бездонная яма, к которой семимильными шагами приближается с каждым годом все более и более «прогрессивное» человечество. Имя этой бездонной яме: замещение религиозной организации светской организацией общества. Оглянемся назад в историю. Попытаемся найти там примеры светской организации государств, этносов и культур – и не сможем найти. Вся предшествующая история человечества, сколько может охватить заинтересованный взгляд,  имеет в своей основе откровенную религиозную подоплеку. Пожалуй, только организация самих религиозных систем потихоньку меняется – обычно в сторону ее углубления. С малых ногтей человечество знало практически исключительно «религиозный» путь существования и развития. И вот теперь многие говорят: каждый пусть верит в то, во что он хочет, а общественную жизнь мы построим на основании идеалов светского гуманизма…

Не бывает светского гуманизма. С незапамятных времен высшие формы поведения человека базировались на том, что он более или менее добровольно подчинялся определенным духовно-нравственным установлениям, «ниспосланным свыше». Дело даже не в сути установлений (хотя и в них тоже!), дело все в том, что этим человек признавал свою принципиальную «самонедостаточность» и принципиальную необходимость в руководстве со стороны высших сфер, бытующих во Вселенной. Концепция Единого и Всемогущего Бога счастливо увенчала эти непростые экзистенциальные усилия человечества. Да, бывали (и часто!) кровавые религиозные войны, но даже и они надежно предохраняли человечество от постепенного, медленного, а оттого малозаметного и трудно поправимого сползания в исполненное внешним елеем все нарастающее светское скотство.

И что же мы видим сейчас?! Нынче говорят: сами всего достигнем, своим умом до всего дойдем. Конечные результаты давно запущенного процесса нашим потомкам и сравнивать будет не с чем, ибо такого цинизма и оглупления история человечества еще не знала.

Откуда взялся светский разум и светский гуманизм, подумать совсем забыли! Только из религиозных практик и взялся; ровным счетом ничего нет в нем светского. То есть верующие предки передают своим неверующим потомкам определенные формы поведения, высоко систематизированные и обусловленные их (предков) религиозной практикой. Потомки, впитавшие необходимое «с молоком матери», передают данные формы поведения своим детям, но уже в несколько более разведенной форме, те – своим, и так далее. Думается, где-то до семи таких поколений может пройти, прежде чем образ мысли и поведение человека неверующего станет вполне «светским». Но у человечества, на самом-то деле, нет еще достоверного опыта «что будет» после семи таких поколений!

А ведь ничего хорошего ожидать при этом не приходится априори. Вот ведь, прямо как в романах Достоевского, – все становится дозволено. Чтобы это проверить, обратимся-ка мы к самым основам светского образа жизни – к светской демократии. Власть в ней не дается человеку, освященному свыше, а доступна почти любому, заручившемуся простым большинством. Соответственно, уже и не нужно такому выдвиженцу руководствоваться какими-то высокими идеалами; напротив, даже как-то вредно бывает ими руководствоваться. К чему такая обуза? Следование им не дает, как правило, большинства голосов, а значит, и полного доступа к столь вожделенной власти. Власть и связанные с ней привилегии теперь со всей очевидностью будут обретаться путем завуалированного подкупа избирателей. Важно показаться привлекательным здесь и сейчас, важно улестливо потакать преобладающим нынче нравам и мнениям, важно быть эффективным и многообещающим сегодня, совсем не глядя на цену, в которую все это обойдется для завтрашнего дня. Завтра придет другой временщик, и это бедовое «завтра» будет уже его проблемой. Завтра будет грозить людям следующей корявой диктатурой, но это будет уже только запоздалым следствием сегодняшнего демократического разврата и раздрая…

Вы, верно, приметесь в голос указывать мне на позитивные примеры ряда совершенно известных среди нас демократий. Да на здоровьице! Но они срабатывают (пока!) не благодаря совершенно исключительным возможностям модели, а всего лишь благодаря унаследованным общественным устоям, сложившимся на протяжении тысячелетий в силу давней религиозной практики и сравнительно благоприятному естественно-историческому образу жизни конкретного народа.

Вы, верно, скажете, что демократия ставит простого человека во главу угла. Если и ставит, то не человека, но похоти этого человека. В демократии проще всего добиться желаемого, если откровенно потакать самым элементарным вожделениям окружающих. И кто сказал, что эти вожделения окружающих будут в своем большинстве решительно хороши?! Ведь когда умолкает высшая природа человека, сутевой подоплекой его повседневного поведения постепенно становятся элементарные звериные инстинкты. Не сразу, конечно, – медленно, понемногу, через ряд последовательных промежуточных стадий…

Идеализация демократических форм правления со временем будет выглядеть для тех, кто еще в состоянии будет что-либо видеть, как одна из наибольших  и наифатальнейших ошибок нашего времени. Демократия была бы подлинно хороша, если бы сбылось невероятное допущение о том, что большинство людей хотя бы в большинстве случаев окажется в состоянии делать «правильный» выбор. Между тем реально действующая форма демократического правления сама по себе скорее совершенно идеальна для различного рода злоупотреблений, для разнузданной деятельности разномастных олигархических манипуляторов и политических авантюристов.

Какие же общие выводы следовало бы сделать из всего вышесказанного?  Нынешний XXI век, по всей видимости, является последним более или менее «удобным для жизни» веком современной истории человечества. Нельзя, однако, по совести называть его хорошим.  Именно в XX-XXI веках, на наших глазах, теряются последние шансы хоть как-то гармонизировать существование фатально разбалансированного человеческого сообщества. Какой срок займет эта лавинообразно нарастающая деградация – трудно сказать. Точного времени окончания современной истории человечества никому на Земле доподлинно знать не дано; даже и высоких ссылок на этот счет приводить не стану.

Думаю, однако, что данный период растянется приблизительно на двенадцать поколений людей от времени появления данной статьи. Это куда больше срока одной человеческой жизни, но сущий пустяк с точки зрения глобального исторического процесса. Остается некий последний прямой отрезок, на котором механика переселения душ и многие другие «древности» постепенно перестают действовать. Вскоре уже не звезды будут влиять на людей, а люди самым катастрофическим образом примутся влиять на звезды. Бояться ли нам этого, радоваться ли нам этому – тут уж пусть каждый выбирает для себя сам.  Потому что, в общем и целом, свобода выбора. Потому что ближе к завершению всех пророчеств не раз написано: «И да возрадуются многочисленные острова!»

 



0 коментарів

Залишити коментар

avatar