"Чучело" Ю. Мороз
Обычная комната. Какая-то мебель. По центру два кресла. Старые, советские. Деревянные подлокотники, обивка зелёная в мелкую клетку. На креслах полуповёрнутые друг к другу сидят мужчина и женщина. Между креслами небольшой столик, на котором две начатые чашки кофе. Оба периодически берут чашки и делают по небольшому глотку, предварительно подув на содержимое. Между ними происходит разговор:
М: - Ну, как у тебя дела? Давно мы с тобой вот так просто не разговаривали. Всё время что-то мешало.
Ж: - Да-да, что-то надуманное, искусственное. Но, ведь, если, как говорится, абстрагироваться от ситуации, то мы с тобой неплохие люди.
М: - И ничего друг другу не сделали. Так, ведь? Условности. Они съедали людей живьем во все времена. Как я всё-таки рад, что мы можем вот так вот сесть и поговорить. Не смотря ни на что.
Ж: - А знаешь, ты всё-таки меня обидел.
М: - Сама виновата!
Ж: - Ах, так? Ну и хорошо!
М: - Замечательно!
Ж: - Великолепно!
М: - Превосходно.
Слева из-за кулис выходит мужчина. Его фамилия Гроб.
Гроб: - Здравствуйте, Мандарин Юрьевич. Как поживаете?
М: - Зачем вы издеваетесь, Гроб? Вы прекрасно знаете, что меня зовут Адюстонов. И впредь прошу называть меня именно так.
Гроб: - Как скажете, Мандарин Юрьевич.
М: - Гроб! Я же просил!
Гроб: - Я всё понял, Мандарин Юрьевич. Отныне вы Адюстонов. И никак иначе.
М: - Именно. Что вас привело к нам?
Гроб: - К вам?
Смотрит на второе кресло. Там сидит соломенное чучело, около которого стоит нетронутый кофе. Адюстонов тоже обращает на это внимание.
Адюстонов: - Я хотел сказать, ко мне. Представляете, Гроб, я только что видел во сне свою старую знакомую, с которой много лет не общался. Так вот, мы с ней просто сидели и болтали. Можете себе представить?
Гроб: - Удивительно!
Адюстонов: - Кстати, она передавала вам привет.
Гроб: - Что вы говорите? И ведь не забыла. Нужно будет с оказией передать ей открытку. Кстати, вы скоро собираетесь с ней опять беседовать?
Адюстонов: - К сожалению, человек не властен над своими снами. Простите, дорогой Гроб, не предложил вам сесть. Пожалуйста, сбросьте на пол чучело и располагайтесь. Берите кофе. Только аккуратно, не обожгитесь. Очень горячий.
Гроб: - А его точно никто не пил? Видите ли, Мандарин Юрьевич, я очень брезглив.
Адюстонов: - Гроб, я же просил вас называть меня Адюстонов! Если меня называют по-другому, я просто зверею! А на счёт кофе можете не беспокоиться. Он (кивает в сторону чучела) только пришёл и не успел ничего сделать.
Гроб: - Извините, Мандарин Юрич. Я автоматически. Ой, опять! Такого больше не повторится, Мандарин Гренкович. Ой, Юрьевич! Ой, я совсем запутался. Кто же вы? Как вас зовут? Вы слышите? Почему вы молчите?
Гроб начинает трясти Адюстонова, но на его месте сидит чучело. На полу по-прежнему валяется первое чучело, Гроб в ужасе смотрит на Адюстонова, который стал чучелом, потом мгновенно успокаивается, садится в кресло и делает глоток кофе. Потом поворачивается лицом к залу:
Гроб: - Представьте только, что может присниться. Вот буквально только что видел во сне Адюстонова. А ведь мы много лет не виделись. С тех самых пор, как он умер. Помню, ох и обиделся я на него. Не предупредил. Взял и умер. Я после этого вообще перестал с ним общаться. Только однажды написал ему письмо. Но вместо Адюстонова его, почему-то, получил Мандарин Юрьевич. А этот тип шутить не любит.
( Пока Гроб говорит, слева из-за кулис появляется ещё один мужчина)
Ещё один мужчина: - Простите, это вы мне рассказываете?
Гроб испуганно дёргается, быстро поворачивает голову к говорившему.
Гроб: - А, это вы, Мандарин Юрьевич. Какими судьбами?
М.Ю: - Гроб, я же просил не называть меня так! Я от этого становлюсь просто неуправляемым!
Гроб: - Хорошо, Мандарин Гренкович. Но как же вас называть?
М.Г.: - Адюстонов!!!
(В бешенстве берёт со стола нож и начинает бить им Гроба. Наносит ударов двадцать пять, тридцать, пока не устает рука. Переводит дух и замечает, что только что истыкал ножом чучело. Притом ещё одно чучело сидит на другом кресле, а третье до сих пор валяется на полу. Адюстонов кладёт нож, сбрасывает чучело-Гроба с кресла и садится. Напротив сидит чучело.)
Адюстонов(делая глоток кофе): - Ффух! Представляете, только что во сне ножом убивал Гроба. Приснится же! (Всё это он говорит, обращаясь к чучелу сидящему напротив.) А ведь Гроб, дорогой мой друг, давно умер. С тех самых пор, как мы перестали общаться. Я тогда так разозлился, что пришлось его убивать. Я взял нож и убил его. А потом…Что было потом? Потом я ему всё объяснил. И он, Гроб, всё понял. Он признал свою ошибку, свою вину. Но было поздно. Он был совсем мёртвый. Поэтому я не виноват. Не виноват! Я ему говорил! Я его предупреждал!!!
( В это время декорации меняются. На столе вместо кофе со стороны Адюстонова стоит пузырёк с лекарством. Вместо ножа лежит шприц. Ни одного чучела. Напротив Адюстонова сидит человек в белом халате, на шее стетоскоп. Сам же Адюстонов сидит в смирительной рубашке.)
Человек в белом халате: - Спокойно, спокойно, Адюстонов. Не нужно волноваться.
Адюстонов: - А, Мандарин Гренкович. Вы живы, слава Богу. А я уж было подумал…
М.Г.: - Я же просил не называть меня так! Я – Адюстонов! Запомните, пожалуйста! А-дюс-то-нов!!!
(М.Г. хватает со стола вновь появившийся нож и наносит Адюстонову в смирительной рубашке несколько ударов. Но замечает, что убивает чучело.)
М.Г.: - Но ведь Адюстонов – это я! Я! Не ты, не ты и не ты!( Тычет пальцем по очереди в каждое из трёх чучело.) Я! Или нет? Меня ведь так называют. Значит, меня не существует как Адюстонова. А его не существует вообще. Или, может, никого не существует? А если существует, то кто?
( Следующая сцена. Поднимается занавес. Всё то же, три чучела, четвёртое на кресле в смирительной рубашке. Как раз в это время из-за кулис доносятся фразы: - «не существует…» и так далее. Следующая сцена после занавеса. Интерьер тот же плюс на заднем фоне окно с решёткой. Слева – железная дверь. На левом кресле один человек в смирительной рубашке. Чучел нет.)
Человек: -Нет, я всё-таки существую. И меня зовут Адюстонов. Я больше не могу! Я во всём признаюсь, только больше не надо! Пожалуйста…(Плачет).
Занавес.
(После занавеса - голос:- Разряд! Крики Адюстонова:- Аааа! Хватит! Я признаюсь!
Треск электрических приборов.)
Когда чучела должно появляться или исчезать, или вообще интерьер должен меняться, могут выходить санитары и что-то уносить, приносить. В каких-нибудь гротескных одеждах, с нелепыми, непропорционально-большими аксессуарами.