Легенда о Нюкле (из повести "Осколок") | Публікації | Litcentr
23 Грудня 2024, 08:10 | Реєстрація | Вхід

Легенда о Нюкле (из повести "Осколок")

Дата: 23 Грудня 2011 | Категорія: «Оповідання» | Автор_ка: С.Кочнев (Бублий Сергей Васильевич) (Всі публікації)
Зображення: можно | Перегляди: 1961

... А на Нюкле вы бывали? Что за Нюкля? - спросите вы.

Эх, братцы вы мои, говоря скупыми словами справочника: Нюкля - мыс у впадения реки Ола в воды бухты Гертнера (или бухты Весёлая) Охотского моря, недалеко от районного центра Ола Магаданской области.

Теперь другими словами о том же самом.

Жил да был на берегу моря со своими домочадцами морской нивх по имени Нюкля. Давно это было, когда ещё деревья были большими, а звёзды прямо с небес слетали на землю, чтобы отдохнуть у костра, послушать песню, да поесть юколы. 

Промышлял Нюкля нерпу, кормился рыбой, икру приготовлял, да русским продавал за водку - ведро икры за бутылку воды огненной. Шибко большое хозяйство было у Нюкли, детей было много, каяков было столько, сколько пальцев на руках и ногах, железные наконечники у гарпунов были, сети были у Нюкли большие. Хорошо жил Нюкля, богато жил, много работал, много промышлял, много икры приготовлял.

И вот пришло время Нюкле идти к предкам своим. Всё, что имел и умел, он передал детям, крепкие чумы оставил, помолился и пошёл.

Пошёл, да и остановился у моря.

Куда идти, думает: направо, налево? Присел на корточки, трубку закурил, стал думать. Долго думал, три трубки думал, но так и не придумал. Стал четвертую трубку набивать.

Тут скала, что возвышается на самом берегу, стала вроде потрескивать. Интересно стало Нюкле - что это за звуки такие, спрятал он трубку за пазуху, подошёл к скале поближе. А потрескивание стало вырастать, поднялось, как вал водяной до небес и превратилось в зов неведомый: «Иди ко мне, Нюкля... Иди ко мне...»

Вот чудеса! - думает Нюкля, - Словно зовёт меня кто-то. Посмотреть, что ли?

И пошёл Нюкля к скале, зовущей его,
И тут узрел он, как раздвигается скала,
и открывается широкий проход.
И там узнал он путь,
по которому надлежит ему идти.
И шагнул Нюкля на путь надлежащий,
и пошёл по пути этому.
И как пошёл он по пути этому,
то содвинулись стены скалы
и сокрыли Нюклю,
и путь, ему одному надлежащий, сокрыли.

Много прошло с той поры дождей и метелей, смыло навсегда безжалостное прибойное море дорожку следов, что оставил Нюкля, уйдя в скалу. Да и сама скала поседела, осыпалась, стала похожа на полусъеденную сахарную голову и от того так и называется - Сахарная головка. Только осталась узкая расщелина, что была когда-то Нюкле проходом.

Пытался я в детстве своём протиснуться в неё, но дальше двух-трёх метров это мне не удавалось, а и страшно было - а вдруг проход откроется, и поманит меня Нюкля: «Иди ко мне...»  И выскакивал я из расщелины, учащённо дыша и оглядываясь - не видел ли кто испуга моего.

Отец делал вид, что не видел, и подъезжали мы к любому из домов, в которых жили тогда потомки ушедшего в скалу Нюкли. Тут отец вынимал запасенную поллитровку, стучался в дверь и производил обмен: поллитровка водки на трёхлитровую банку красной икры, приготовленной по старинному обычаю, завещанному Нюклей.

Икру эту ел я большой ложкой прямо из трёхлитровой банки, пока не оставалось на донышке чуть-чуть, и эту чуточку отец тонким слоем размазывал по газетам, выносил на солнышко и вялил.

Провялившись день-два, икра становилась наилучшей насадкой, на одну икринку можно было поймать до десятка форелей или бычков, что мы с отцом по воскресеньям на Гадле или Хасыне и делали. Штук двадцать икринок - и ведро форели и бычков за два-три часа.

...

Прошу внимания - это с двух десятков вяленых икринок.

...

Слёзы бессильной злости наворачивались на глазах моих, когда видел я недавно, во что теперь превратилась Нюкля, изгаженная нынешними людишками. Проход в скалу завален пивными бутылками, мусорными пакетами, рваными презервативами...

Эй вы, богачи новоявленные, в золотых цепях и в бронированных лимузинах дрожащие! Ни за какие деньги не купить вам той икры, что делал Нюкля, никогда не ощутить её тающий, исчезающий в вечности вкус - нет её, вы её уничтожили жадностью своей необузданной... Что скажете вы пред престолом за алчность свою? Нечего будет вам сказать, и кара вечная настигнет вас!

...А нивхи вернуться, и снова оживут легенды, и Нюкля пойдёт добывать нерпу, икру приготовлять, юколу есть, петь песни звёздам...




3 коментарі

avatar
Хорошая вещь.
Единственно, не стоит, на мой взгляд, вменять черты свинства сугубо "богачам новоявленным". В их среде, как раз, имеет место тенденция к изыску, к стремлению, как можно в большем объеме занять нишу сливок общества. Быковатость девяностых не в моде.
Зато люмпен беззастенчиво гадит, куда только его не забросит нелёгкая.
Народная ехидца не спасовала и по этому поводу: "где русский мужик пройдёт, там семь лет трава не растёт".
Наблюдаю, вот, не раз в райончике с претензией на элитарность. Вынесет поутру гастарбайтер-деревенщина из строительного вагончика останки вечерних поедок-попоек и оставит пакет в переулочке под бордюром. А за хозяевами аляповатых особняков, отчего-то, подобного ни разу не замечал - не делают под себя, что ли.
avatar
Спасибо за высокую оценку, за замечания.
Вероятно Вы просто не обратили внимание, что говоря про свинство я имел ввиду "нынешних людищек" (Вы называете "люмпенами"), а вот про уничтожение Нюкли повествует другой абзац, и говорится в нём о современных нуворишах.
К тому же, вырванный из контекста повести фрагмент не может считаться целостным произведением.
Я его позиционирую именно, как фрагмент.
Хотя, возможно, сделаю, если хватит сил и отведённого времени, самостоятельное произведение.
Спасибо ещё раз.
avatar
ну что сказать, педерасты они есть педерасты.
Специально вставил литературное слово, хотя думал нелитературными.
Вот сейчас такое с нашей страной наши правители делают. Под видом заботы, только лучше становится только им.
"На углу Дерибасовской и Ришельевской стояла бочка с красной икрой - спрашивается, кому она мешала?" :))
А про нуворишек можно много говорить, но как говорится, у кого права, тот и прав. Я вообще пока не вижу выхода. Пока существующее гмо не родит (уже родило, но оно еще об этом не знает) то, что его уничтожит.

Залишити коментар

avatar