Доброго времени суток!
Сегодня у нас в гостях Платон Беседин (Киев-Севастополь) — известный прозаик, публицист, автор романа «Книга Греха», вызвавшего в 2012 широкий литературный резонанс.
Сергей Шаргунов
«Такие книги читать обязательно. Хорошо, легко и жестко, написанная проза. Эта книга социально симптоматична - предвещает большие потрясения. Не говорите потом, что ничего не знали».
Данила Давыдов
«Первый роман молодого прозаика Платона Беседина походит на дебют в первую очередь некоторым нарочитым вызовом, провокативностью, однако само письмо здесь вполне сформировавшееся и даже мастерское».
Джен
Платон, твой первый роман "Книга Греха" произвел на многих достаточно шокирующее впечатление своей откровенностью. В реальности же ты выглядишь человеком вполне патриархального склада. В чем причинам этой раздвоенности?
Платон
Я, честно сказать, не вижу раздвоенности. Потому что при всех этих шокирующих вещах – что, впрочем, свойственно гиньолю, к которому тяготеет мой роман – «Книга Греха» – достаточно патриархальная вещь, отстаивающая, в общем-то, консервативные ценности, апеллирующая к гуманизму.
Другой вопрос, что форма для этого выбрана, несколько диссонирующая с декларируемыми ценностями. Но этот метод мне кажется не менее, а, может, и более действенным в контексте формирования у читателя требуемой картинки.
И, кстати, как меня можно представить, не видя вживую, но прочитав роман? Хромым, горбатым пропойцей? Или с ножом в руке? Или со свастикой на лбу? Думаю, всё это условности. Сорокин же не ходит с мешочком дерьма под мышкой.
Джен
Я подразумевала не общую направленность произведения, а именно откровенность некоторых сцен ;) Ни свастики, ни ножа не увидела — скорее, образ татуированного сорвиголовы, прошедшего не только Крым, но и рым.
Платон
Если это сыграет роль, то я хотел набить пару татуировок). И как говорил Хемингуэй, «придуманное писателем на основании его опыта должно давать более правдивое изображение, чем любое описание фактов».
Джен
Мне нравится ход твоих мыслей =) Время от времени я сталкиваюсь с твоими, так сказать, злободневными статьями на различных интернет-порталах. Существует мнение, что подобная работа вредит писательскому таланту. Что ты можешь сказать в ее защиту?
Платон
Думаю, что тут всё субъективно. Но в моём случае сказать в защиту нечего. Потому что мне, да, вредит. Замыливается глаз. И вот уже в тексте романа ты используешь стиль статьи.
С другой стороны ты начинаешь относиться более серьёзно, внимательно к каким-то иным вещам. К деталям, например. Становишься более точен, правдив, лаконичен.
Но, в целом, это не очень полезно, да.
Впрочем, подчас публицистическое высказывание сегодня играет куда более важную роль, чем художественное произведение. Это, наверное, диктуется динамикой времени.
И, кстати, я не особо люблю «злободневные» темы. Меня больше привлекает размышлять, что называется, о вечном. От того и страдаю.
Джен
Писатель — существо не только пишущее, но и поглощающее художественную литературу. Кого из современных писателей ты бы порекомендовал? И почему?
Платон
Да, я тоже думаю, что литература – это топливо. Когда мне в очередной раз говорят, мол, тебе не надоело деньги на книги тратить, сколько можно? Я отвечаю: «Мне нужно топливо, много топлива».
«Читать», «Писать» – как у Сартра, помнишь?
Я, знаешь, удивлён, что есть авторы, которые так не считают. Мол, не буду размениваться на других. Тогда с какой стати мы должны размениваться на тебя?
А касательно рекомендаций. Тут, знаешь, сложно говорить, потому что вслепую советовать – это моветон, в общем-то.
Но если уж надо, то я буду руководствоваться своим вкусом. Из современных, да? Назову «Благоволительницы» Литтела. Это хорошая книжка. И Данилов автор интересный. И Юзефович замечательный. И Былинский неплохие вещи делает. И Фарид Нагим просто сразил меня, так, что я думал, а я, собственно, для чего пишу? Аствацатуров, Осокин, Славич. Пьесы Анатолия Крыма мне очень нравятся. Те, кто менее известен, тоже хорош: Богословский или Дима Филиппов, например. Саша Киров – туда же.
Да их добрый десяток, правда. Я ведь многих не назвал. По поэтам и не прошёлся вообще. Обидно. И кому-то, кто знает, будет обидно, что я их не назвал.
Но надо искать своё. Своего автора. И будет счастье. Такое, знаешь, что книгу растягиваешь, дочитывать не хочется, а ты кайфуешь, кайфуешь…
Авторов хороших много, а вот по-настоящему большого, уровнего, всепоглощающего великого писателя земли русской нет. Такого, чтоб глыба.
Джен
Ты родился в Севастополе, жил долгое время в Киеве, судя по всему, часто бываешь в Москве. Есть ли различия в отношении аудитории? Если да, то в чем?
Платон
Ох. Мне сложно говорить об аудиториях, потому что у меня не так много было встреч с читателями в Киеве или в Москве. В Севастополе их было несколько больше. Хотя я немного поездил по России, по Украине. Я вообще очень люблю встречаться с читателями.
Думаю, что публика всё же зависит от писателя. Лично я несколько боюсь Москвы. И это накладывает отпечаток. Но уверен, что вскоре преодолею это.
А люди-то везде очень похожи. Страсти у них одни и те же. Да и страхи тоже.
Джен
Только квартирный вопрос всех немного испортил в начале 20-го века... ;))
Платон
Думаю, что это следствие извечных причин – гордыни и алчности…
Джен
…и, как следствие, нехватки внутренней культуры.
Платон
Внутренняя культура замкнута на внешнюю, а та на внутреннюю. Уроборос )
Джен
Если бы тебе пришлось охарактеризовать свое творчество в нескольких словах, то
это были бы —
Платон
откровенность, ярость, нежность, поиск, рефлексия, доверие, забота, труд. Как-то так. Выданное скорее из бессознательного.
Джен
Не знаю, как у остальных — у меня почти полностью совпадает. К слову, как ты относишься к сетературе?
Платон
Это мощное, самостоятельное явление, о котором можно говорить долго, размышляя о плюсах и минусах, но так или иначе у сетературы есть одна важная особенность. Это отсутствие вектора развития текстов.
То есть, они в страшном количестве выкидываются в литературное пространство. При этом выкидывают его, будем откровенны, как правило, не слишком талантливые авторы, те, кто не прошёл отбор, грубо говоря, и получается такая себе избыточность, а это, как по мне, не есть хорошо. Зашлакованность получается. Куда их всех деть? Они ведь, как старая одежда, навалены скопом, пластами – кажется, в век не разберёшь. Да и кому разбирать?
Редакторов не любят, но без них никуда. Сейчас же, когда можно опубликовать любой текст, умер институт редактуры.
Хорошо, что у людей есть, что сказать, но высказывание должно иметь реальную ценность, реальное основание, базу, выстраданность, структурированность.
С одной стороны. А с другой, в сетературе иногда появляются те, кого принято называть «самородками». Это ценно и радостно.
Так что двойственное отношение, но миллион поэтов на стихи.ру – это однозначно перебор.
Джен
У тебя в биографии значится "куратор и организатор Международного совещания молодых писателей на Украине". Расшифруй, пожалуйста, о чем речь.
Платон
О, это интересная вещь, на самом деле. Есть такой Форум писателей в Липках, через него прошли многие достойные авторы. Собственно, это такая фабрика – в хорошем смысле – авторов.
Но я туда не попал. Отправил – не пригласили. А потом случилось так, что поступило предложение, а чего бы нам, собственно, не провести Форум, этакую выездную сессию, в Украине для русскоязычных авторов?
Фонд Филатова, – Сергей Александрович, отдельной строкой, действительно, замечательный человек, который очень много делает для русской литературы – журналы «Радуга» и «Знамя» стали устроителями. Ну а меня назначили Куратором, то есть, заведующим по организационной части.
Действо получило название «Фестиваль русской литературы в Украине». 25 авторов, прозаики и поэты, до 40 лет. Очень сильный подбор авторов.
А «тело» Форума, Фестиваля – это встречи с известными авторами и мастер-классы, где разбирали наши произведения. А разбирали такие люди, как букеровский лауреат Андрей Дмитриев, Ольга Ермолаева, Владимир Каденко, главред «Радуги» Юрий Ковальский.
Надеюсь, есть предпосылки, что в 2014 году будет повторение. Обязательно будет.
Джен
Ты не раз становился листером таких звучных премий, как «Нонконформизм», «Национальный бестселлер», «Дебют»... Что ты можешь посоветовать начинающему прозаику? Если какие-то негласные правила по оформлению или тематике рукописей?;)
Платон
Мне сложно советовать, по двум причинам. Во-первых, я не думаю, что вправе советовать. Я и сам, в общем-то, начинающий автор. А, во-вторых, думаю, что скажу какие-нибудь банальности.
Например, первое, что приходит на ум – это терпеть. Да, много терпения. И спокойствия.
Хотя этот вопрос, Джен, надо адресовать скорее тем, кто выигрывает в премиях. У них есть там какие-то фокусы. Что-то химичат, мутят.
Джен
Ололо! Как встречу такого — обязательно возьму интервью;)
Платон
Да, они любят рассказать, какие они молодцы. Те, кто выигрывают ;)
Джен
А теперь — о творческих планах. Да, знаю, вопрос заезженный и многими нелюбимый — и тем не менее =)
Платон
Вопрос, без которого никуда.
Закончен сборник рассказов. Название – «Рёбра». То, что принято называть этапной книгой, отчёт по моей новеллистике. 18 рассказов, 30 миниатюр – как по мне, то симпатичный сборник вышел. Думаю, что «Рёбра» выйдут весной 2014 в России.
И главное – закончить первый роман из большой тетралогии «Учитель». Это, действительно, масштабная работа. Изначально я задумывал труд как роман в четырёх частях. Но в процессе работы понял, что каждая часть тянет на отдельный роман.
Это хроника независимой Украины, особое внимание уделено «нулевым», на фоне трагедии одной семьи, одного человека, оказавшегося, скажем так, фокусирующей линзой для перемен, потрясших общество. Я исследую девяностые, оранжевую революцию и многое другое – от 95 года по настоящее время.
Большое внимание уделено крымской специфике: соседству татар, русских, украинцев. Я хочу максимально показать не только политическую, но и социокультурную обстановку того времени, уделив внимание, прежде всего, человеческому фактору, разобщённости людей, несмотря на все скрепляющие декларации и манифесты.
При этом бодрая сюжетная линия. Детектив отчасти.
Джен
Для меня было сюрпризом выяснить, что ты в юности увлекался рок-музыкой, даже создал группу «Октябрь Калиныч» // уже одно название выдает писателя // А что сейчас интересует Платона Беседина помимо литературы?
Платон
О, это было «золотое время». Я вообще всегда хотел стать рок-музыкантом. И до сих пор хочу. Но меня погубило отсутствие таланта. То есть, тексты я писал адекватные, а вот пел и музыку чувствовал – уж совсем никак. Жаль, конечно. Кит Ричардс и Эксл Роуз ментально мне более близки, чем любой из писателей. Как говорится, это просто рок-н-ролл, но мне нравится.
Меня, знаешь, и сейчас терзает идея – скооперироваться с какой-нибудь рок-группой и попробовать «замутить», что называется, проект. Но пока не зовут…
А насчёт интересует… Мне, наверное, легче – и правильнее – будет ответить, на что тратится время и силы. Публицистика много времени отнимает, но это близко к литературе. Семейные заботы интересуют немало. В футбол хорошо погонять. Хотя, честно сказать, вся моя жизнь связана с литературой. Я в рабстве у литературы. Просто степень ослабления поводка ей различная. Хорошо, что пусть и иногда, но даёт отдышаться.
Джен
А теперь — па-бам! — свободная тема — о чем бы тебе хотелось рассказать читателям портала "Литфест"?:)
Платон
Ну, учитывая, что читателям, ещё и «Литфеста», я хотел бы сказать о том, как замечательно читать. Особенно бумажные книги.
Книга – больше, чем мир. Она над миром. И оставаться с ней значит не только дышать, но и расти духовно, оставлять душу с собой, и быть ей, и с нею.
Самое страшное, что сегодня может с нами произойти – это потеря книги. Я не про текст, не про кусок информации, а именно про книгу как явление, как объект, как акт.
Но я думаю, что читатели «Литфеста» это и сами знают =)
Специально для Литературного портала "LITFEST"
Евгения «Джен» Баранова.
Рубрика "Поэтому" 0.1: Виталий Ковальчук о слэме, оптимизме и новом поколении.