Литературный портал "LITFEST" запускает новую рубрику под названием "Поэтому". Рубрика будет представлять собой последовательность авторских оригинальных интервью, полученных у представителей культурной и не очень культурной интеллигенции. Автор идеи и основатель рубрики - крымская поэтесса, автор и модератор портала LITFEST - Евгения Баранова, которая обещает её читателям "пять-десять минут теплого общения с теми, кого вы обычно видите в составе жюри, на обложке книжки или просто за микрофонной стойкой".
Доброго времени суток!
Сегодня в нашей виртуальной студии Виталий Ковальчук (Харьков) – поэт, культуртрегер и слэм-мастер.
Джен: привет, Виталий.
Виталий: привет, Евгения!))
Джен: Давай без лишних слов сразу в бой. Что тебе дает литература как область применения сил?
Виталий: Литература сама по себе — одна из производных творчества в широком смысле. Творчество дает возможности постижения собственного ресурса, литература в частности — ресурса художественного слова и умения это слово применять, в том числе в процессе мышления — логического и образного. Я познаю себя.
Джен: Многообещающее начало. Перечисли в таком случае ключевые этапы, какие-то определяющие моменты для формирования твоей личности — словом, путь приведший тебя к поэзии?.. Таковые имеются, не правда ли?
Виталий: Катализатор — переезд из небольшого городка в Харьков в возрасте 10-ти лет. Мощнейший спусковой крючок, давший начало поиску самоидентификации. Поэзия пришла намного позже. Начинал с увлечения боевыми искусствами и восточной философией, через нее пришел к философии сознания. В подростковом возрасте вошел в среду неформальных молодежных объединений, где уже применял слово как способ самоутверждения. В конце средней школы пришел в первую лит. студию, но до этого было несколько лет общения с замечательным редактором, первым опубликовавшим мои стихи. С 18-лет поиск в области слова стал сознательным и целенаправленным.
Джен: Ты — человек зрелый не только по взглядам, но и по возрасту ;) Отличается ли современное поколение писателей от поколения авторов 90-х? Если да, то в чем?
Виталий: Отличается, причем качественно и количественно. 90-е годы хранили в себе отголоски советской системы с жесткой общественной дифференциацией. Человек не мог просто так заявить о себе, что он — кто-то (поэт, писатель — не важно). В дальнейшем же для того, чтобы считаться кем-то, достаточно стало заявить об этом. Любой мог назвать себя кем угодно... Суть отличия — конец 80-х и начало 90-х еще было наполнено академической школой, которая в середине 90=х начала рушиться. Возникла ли новая к настоящему времени — я судить не берусь. Плюс — смелость и раскрепощенность, отсутствие зашоренности во взглядах, минус — отсутствие фундаментальной теоретической базы.
Джен: Тем не менее некоторый поэтическим бум, мода на поэзию наблюдается. Особенно в последние несколько лет. Возможно, это и есть признак появления нового, более агрессивного поколения... Что касается школы поэзии как таковой возникает сразу два вопроса: как ты относишься к литературному ученичеству? и не отпугивает ли тебя цеховщина?
Виталий: Новое всегда агрессивнее старого, это диалектика. Мы, неформалы, были агрессивнее комсомола... Здесь все нормально, важно лишь, чтобы агрессивность, разрушив старое, все-таки сумела создать новое. Ученичество в принципе — хорошая вещь, но лишь тогда, когда ученик идет дальше учителя. Советский период умел хранить традиции, но практически не создавал новых. Это минус любой закрытой системы. Цеховщина — понятие условное. Цех может научить ремеслу — без этого сложно расти. Но если он закрыт от внешних воздействий, он почти всегда вымирает. Я за открытость и культурное взаимопроникновение, но азы мастерства нарабатываются именно в цехах. Если, конечно, ими правят достойные мастера. А вот куда дальше пойдут ученики — это совсем другой вопрос.
Джен: А теперь о СЛЭМе (наконец-то! — подумал Виталий ;)) Ты как один из теоретиков этого подвида искусства сделал достаточно много для его популяризации. Если не ошибаюсь, даже защищал научную работу на упомянутую тему. Не мог бы ты в двух словах — для непосвященных — обрисовать основное отличие слэма от обыкновенной декламации?
Виталий: Первое и основное отличие — момент состязательности. Здоровая форма конкуренции, если угодно. Другое дело, что поэзия теряет часть своей роли, уступая театру. Слэм — не есть поэзия в чистом виде. И еще одно существенное отличие — вовлеченность зрителя, который становится действующим лицом.
Джен: Чего здесь, по-твоему, больше — театра или поэзии? или скорее манипулятивной психологии?
Виталий: Психология присутствует более чем. Чего больше, сказать сложно, авторы ведь преследуют различные цели, и уровень их различен. Скорее, речь идет о синтезе, а потому и оценивать слэм следует комплексно.
Джен: Виталий, насколько я тебя знаю — а знаю я тебя неплохо — ты человек далеко не чуждый поэтическому фестивальному движению? что тебя так привлекает?
Виталий: Во-первых, возможность личного общения. Во-вторых, быть в курсе событий, узнавать новое из первых рук, самому творить эти новости. В-третьих, это мой образ жизни, ментальность. Думаю, что и в 60 куда-то буду ездить...
Джен: Думаю, лет через 40 у нас будет весьма занимательная компания — главное, молодежь по хребту палочками не стучать =)
Виталий: Я поучаствую)))
Джен: Уже несколько лет в Харькове проходит фестиваль авангардной поэзии "АВАЛГАРД". Ты являешься одним из его организаторов, поэтому два вопроса: тривиальный и не очень. Тривиальный — с какими трудностями сталкивается в первую голову человек, желающий организовать подобное мероприятие? Менее тривиальный — какие методы привлечения аудитории ты считаешь приемлемыми, а какие не очень? Скажем, станешь ли ты прибегать к элементам черного пиара или поддержке какой-либо одиозной политической силы в случае необходимости?
Виталий: Набор проблем — стандартный: поиск финансирования, помещение, волонтеры, реклама... В последнее время активно сотрудничаем с масс-медиа, есть подвижки в лучшую сторону. Что касается методов... Лучший метод- твоя репутация. Уровень организаторов — личный и профессиональный. Любой негатив мною крайне не приемлем. Насчет партий — пока предложений не было, так что судить могу только в теории... Откажусь при условии жесткого диктата или же навязывании неприемлемых ценностей. Насчет остального — я всегда готов к диалогу.
Джен: Честный ответ. Если бы у тебя была возможность изменить что-нибудь в своем прошлом, это было бы —
Виталий: еще раз то же самое!!!
Джен: Виталий, я прямо-таки физически ощущаю лучи оптимизма =)
Виталий: У меня есть поговорка (сам придумал): даже если умрут все, я умру последним. Я люблю жизнь, и очень хочется, чтобы она прошла не зря)))
Джен: Великолепно, я считаю =) До твоей свободы от интервью осталось совсем недолго. Во-первых, текст- визитка. Во-вторых, пожелание потенциальным читателям. С чего начнешь? -)
Виталий:
И пусть крылом помашет аист,
Летя в заоблачную грусть.
Ни от чего не отрекаюсь
И никогда не отрекусь.
Судьба любила, била, выла,
Хранила боль, вливала лесть…
Благодаря всему, что БЫЛО,
Я есть такой, какой я ЕСТЬ.
Вот визитка на сегодня. Пять лет назад была бы другая. Что будет еще через 5 лет — покажет время.
Пожелание — быть самим собой, всегда. Уметь понимать мир и ценить его. Верить в лучшее и уметь работать над его созданием. Не ждать. Действовать. И никогда не опускать руки. В творчестве — новых находок, максимальной открытости и веры в свои силы.
Джен: На этом и остановимся. Спасибо тебе — и удачи.
Специально для Литературного портала "LITFEST"