Газета «Коммерсантъ» № 27 (4327) от 16.02.2010 - Вам птичьим языком сказано
Литературная премия Ивана Петровича Белкина присуждается за лучшую повесть, впервые опубликованную на русском языке. Размер главного приза — 150 тысяч рублей, каждый из финалистов получает по 50 тысяч рублей. В этом году главный приз получила писательница из Днепропетровска Ульяна Гамаюн. Спустя два дня лауреатка от премии отказалась.
В отличие от романов, которые часто прямо сразу появляются в виде книг, повести практически всегда сначала печатаются в литературной периодике, так что премия Белкина воспринимается как премия "толстых" литературных журналов. И практически ею и является.
Тут надо заметить — в том, как сейчас существуют "толстые" журналы, имеется некоторая двойственность. Сама их долгая жизнь — с раннесоветских лет, сквозь перестройку и до сих пор — воплощает собой вещи действительно важные, например, преемственность и вообще неотменимость литературного процесса, но роль этих журналов в современной культурной действительности неопределенна и часто оказывается сведенной к подаче знаков, понятных ближнему кругу, а не читателям.
Нынешняя премия Белкина представляет собой знаменательное исключение из этого печального правила. Во-первых, в связи с ней разыгрался настоящий скандал, а скандалы практически всегда несут новую энергию и свежий воздух, а во-вторых, сама история вокруг этой премии разыгрывает вполне изящный литературный сюжет.
Вкратце так. Премию присудили повести "Безмолвная жизнь со старым ботинком" Ульяны Гамаюн. Имя — явный псевдоним, на церемонию вручения лауреатка не явилась, как, кстати, и год назад на вручение премии "Неформат". Вроде бы — двадцатипятилетняя программистка из Днепропетровска, но, раз вымышлено имя, может быть, вымышлено и все остальное. Вслед за этим в нескольких "литературоцентричных" интернет-дневниках появились записи, резко осуждающие решение жюри, и развернулись довольно страстные дискуссии. А через два дня после вручения премии лауреатка от награды отказалась, попросив литературного критика Светлану Василенко разместить в своем блоге информацию об ее отказе.
И хоть литературные мистификации стали в последнее время уже поднадоевшим фактом повседневной жизни, кажется, из этой истории, если вывернуть ее наизнанку и рассказать от лица таинственного автора, мог бы получиться неплохой рассказ...
Премия "Неформат" / «Русский репортер», 26.02.2009
"Ульяна Гамаюн — открытие премии «Неформат» — на церемонию вручения не приехала и общаться с прессой отказалась. В кулуарах даже гадали, не Пелевин ли это под звучным женским псевдонимом получил молодежную литературную премию в номинации «Крупная проза».
На самом деле ее зовут Ольга, живет она в Днепропетровске. На сайте премии говорится, что родилась она 6 января 1984 года, окончила Днепропетровский национальный университет по специальности «прикладная математика». В Сети ее текстов нет, в отличие от текстов абсолютного большинства молодых писателей нашего времени.
— Роман «Ключ к полям», возможно, начинался именно как дневник, а затем перерос в художественный текст, — говорит координатор премии «Неформат» Инга Ильм. — Героиня-программист бежит от любого общения. С ней знакомится молодой человек, понимает, что она одарена как писатель, и попадает в ее мир, борхесовско-маркесовский, мир-фантасмагорию, где есть карлики, цирк и море. — Такого автора еще не было в современной русской литературе, — восторгался председатель жюри писатель Юрий Мамлеев. — Мир Ульяны Гамаюн — сдвинутый реализм в духе Серебряного века. Она пишет об обыкновенности, а этого никто не делает в форматной литературе.
Еще один молодой писатель из Днепропет ровска — Артем Явас, вошедший в шорт-лист «Неформата» с романом «Дыра», — говорит, что ни о какой Ульяне Гамаюн в городе не слышали. Хотя бы потому, что это псевдоним.
— Она не входит ни в какие литтусовки, а о себе в личной переписке сообщила: «Биография должна быть у звезд шоу-бизнеса, писатель может обойтись без нее», — рассказывает он. — Ни о конкурсе, ни о победе Ольги-Ульяны не написало пока ни одно городское издание (кроме местной «Афиши», где я главредствую), что само по себе симптоматично. Ее это не удивляет: «Литература никому не нужна, кроме непосредственных участников процесса. Но меня, собственно, факт моей “нужности” волнует меньше всего. Я пишу независимо от того, нуждается ли во мне Днепропетровск или плюет с высокой колокольни».
— Молодые писатели и поэты Днепропетровска уже много лет умудряются существовать без всякого участия публики: собираются несколько раз в год в местном литературном музее и устраивают что-то вроде капустников, — продолжает Явас. — Сами себя издают в альманахе «СТЫХ». Для многих это — единственная возможность увидеть свои тексты в напечатанном виде: литературных издательств или журналов в городе нет. Есть несколько издательств, выпускающих прозу на украинском, но если ты пишешь по-русски, тебе одна дорога — в Москву или Питер.
В индустриальном городе, где профессия «писатель» как социальное явление практически не существует, появление автора, способного выстроить большой сложный необычный роман, написанный блестящим языком, и удивительно, и закономерно. Такие авторы обычно и рождаются в герметичной среде, в которой не выживает среднестатистический литератор. Хотя сама Ольга-Ульяна считает себя вполне среднестатистической:
— Я очень замкнутый и скучный человек, с огромными пробелами в образовании, мне абсолютно нечего рассказывать о себе, не говоря уже о том, что я до ужаса не люблю этого делать. В общем, мне кажется, от отсутствия данных обо мне никто особо не пострадает.
В принципе, правильно. Все, что нужно, можно будет узнать из ее романа, который выйдет в издательстве «АСТ-Астрель»: что она умеет рассказать историю, владеет стилем, любит Магритта, Антониони и Висконти. А скучный человек — ну что ж, Набоков тоже называл себя скучным господином."
"может смело читать кого-либо другого" - к чему такая категоричность. не жадничайте)))
Подобная статья может отбить какое-либо желание продолжить знакомство с Б. Ш. и "запустить" в народ вредные, ничем не обоснованные взгляды с корабля современности.
Так почему бы не завести диалог? и предоставить читателю иную позицию.
Отсутствие комментариев и какой-либо реакции на материал - суть негласное согласие с ним и пассивная поддержка выраженной позиции, либо же банальное безразличие к вопросу.
Реакция на статью в первоисточнике - нулевая. народ проглотил, а значит, ничего возмутительного в том не увидел.
Cтоит ли поднимать вопрос, дабы обнаружить существование в корне противоположных мнений?
п.с.: загуглив "Окуджава" и попав на этот материал человек не ориентирующийся в вопросе вероятнее всего слепо доверится опыту критика-литературоведа.
"5. Викрадення чи приховування виборчого бюлетеня, бюлетеня для голосування на референдумі, виборчого протоколу чи протоколу комісії з референдуму або скриньки з бюлетенями або незаконне знищення чи псування скриньки з бюлетенями - караються штрафом від двохсот до чотирьохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк до двох років, з позбавленням права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до двох років."
если это выражение гражданской позиции а не неудачная попытка самопиара, в чем я не сомневаюсь, то Андрей явно знал на что шел.
Идя с флагами под посольство я знаю на сколько меня могут посадить куда это все внести и на какую сумму кровных позариццо.
Желаю удачи в разрешении ситуации! Если что конкретное нужно будет - маякуйте. Подключимся.
п.с.: будьте поосторожнее с привлечением большого количества средств массовой информации, дабы дело не сделали показательным (мол "А-та-та - не делайте так, товарищи!"). Если дело получит всеукраинскую огласку решить вопрос с судьей в частном порядке уже не получится (если вы на щадящий вердикт расчитываете).
Хоррошо, но мало Предполагаю, что эт только начало. Первые пробные партии, такскать )
Да и в описание побочных действий, я думаю, правки не единожды еще будут вноситься... по результатам последних исследований. Особо исследования в области генной инженерии интересуют ))
пы. сы.: отсыпьте мне воон тех голубых грамм двести, пжлст)))
Культурно: 1. право на собственное мнение никто не отменял. 2. где здравое ведение диалога? конкретизируй претензии, аргументируй, предлагай альтернативные теории. 3. культура общения - не пустой звук.
Менее культурно:
1. ты знаешь больше? 2. о самовнушении одному личному психоаналитику ведомо. не тебе судить. 3. претендуешь на звание хоть какого-то критика, с чем-то не согласен - даёшь конструктив!...
п.с.: Эт я все к чему - шаришь в теме - валяй по существу, а не воду лей. Переход на личности тут не уместен.
Писались Правила наспех. Так что предлагаю смело со всеми мыслями, предложениями и уточнениями относительно конкурса непосредственно под материал самих Правил кочевать.