Саакянц как бы счиатет, что да, типа, подросток, что он там может, ну, заявить, дескать "мать жила прошлым", "отец -настоящим, я - будущим", ну и что? Между тем, там столько бытовых нюансов, что мне кажется, из них образ четче проступает. Наверно, так нельзя говорить о юноше, почти ребенке, но я как-то... "сердилась",Ю читая его, вот читаю и сержусь. Странное чувство (как сосстудентом ,если он тебя пародирует: и смешно, и жаль его, и раздражает)).
Вы точно выразили мою интуицию... Именно, именно! В Ахматовой - при всей ее, не умаляю, упаси Господь, - тлалантливости, - ярко проступает женское, женствнное, томно-нежное, чувственное начало (Далила, Ева), что невольно остывает к язычеству по духу, хотя и не по букве. В Марине же - что-то богатырское, теургическое, напряженное в своей аскезе.
Хочу сказать Полине - большое спасибо - после Беньямина - это еще одна потрясшая меня мировоззренческая заметка: такого не хватает на других литсайтах, кактусов много, кипарисов единицы )))
Не знаю... Мне кажется, что в поэте личность и стихи неразделимы, судить Боже упаси, но знать, чуствовать ,сопереживать поэту как личности - залог понимания его стихов.
Я понимаю тех людей, которые обвиняют Марину Ивановну в безнравственности: по своему они правы. Она действительно не вмещалась в рамки обыденной морали. Относясь к ее личности дидактически, мы увидим весь спектр грехов: от прелюбодеяния и игр в гомосексуальность (настаиваю на игровом, эстетско-богемном аспекте ее отношения к той же Парнок) - до гордыни и суицида как высшего ее проявления. Но ,как это ни неоожиданно звучит, я вижу в Марине именно христианский, этический, дух: дух русского православия с его достоевщиной, с его сумасшедшинкой, с метафизической истерией творческой, теургической, личности на грани миров, межу ницшевской бездной и Высоким небом Иисуса. И Марина была обращена в Небо, она пропустила эту титаническую борьбу через себя. Отсюда, может, и то космическое свойство ее личности - не вмещаться в поэзию, в грамматику, в язык как в дом бытия, в рамки бытия вообще ("весь поэт на одних тире"), и то интимное свойство ее лирики - вламываться в тебя, чуть ли не ногой разрывая, - которое ощущает каждый, любящий ... не стихи... любящий это Существо.
Фривольненько, но не всегда точно. Дело в том, что я занималась проблемой суцида поэтов как культуролог, а Цветаева - еще и мой любимый поэт, поэтому не могу не сделать нескольких уточнений. 1. Анна опирается на очень вольную трактовку основных первоисточников (мемуары Мура и Аси, фундаментальную работу Анны Саакянц - кстати, лучшую среди подобного рода работ и ряд постмодерных зарисовок в духе "Цветаева в разрезе фрейдизма", к которым я отношусь весьма настороженно). 2. Верно ,что была влюбленность в Соню Парнок, но лесбийской связи нет подтверждений. Цветаева очень любила игры: от романтических до трагических, от цикла "Подруга" до просьб за нее перед Луначарским, даже Настю разыграли в доме Волошина, изображая других людей, подтрунивая над ней как над "цивилкой". 3. У Марины романов как таковых не было (за искл. Родзевича, которому еще посвящена Попытка комнаты" ,кроме "Поэмы Горы" и "Поэмы конца". Ее дневники очень подробно описывают серии мужчин, отвергнувших ее. Маниакальная, чаще односторонняя влюбленность как стимул к творчеству (суицидальная страсть - с актера Волконского, глубочайшего старика, героя цикла "Ученик" и "Дон Жуана). 4. Голову она брила в одно лето - перед Коктебелем, у Макса ходила кудрявой. Мур, да, считал ее сумасшедшей, что так и было ))), писал о ней жестко, но любил. Ему самому не хватало внимания. Ася жила своей жизнью. По НКВД согласна, на неедавили (последний визит туда перед веревкой).
"выцарапывай на", "царапай по" - скребись ,как по стенке мышь - здесь интуитивно схвачена стена, заслон, подобно тому, как полоснуть по венам, скажем, - не, не могу.
"Дааа-с... Сколько пюдей, столько и ... тараканов" - Спасибо, Валера, за очень точную цитату для передачи моих ассоциаций от восприятия критических заметок, особенно по поводу иерархии сил
Согласна, но это и входило в композицию: показать необычный ход на фоне классических романтических роландских образов героя-одиночки - то есть высветить новое на фоне символики индивидуализма и романтизма, бывшей в поэзии всегда со всеми ее метафорами и картинками.
Не-неудачник, не-утешаюсь, если кошу, то косяк под себя, не пишу словесных наборов без рифмы и ритма под маской верлибров, не завидую, не оскорбляю, не играю философемами - и вообще ,как это все предсказуемо и как вы меня достали ... )))
Ладно, Вовочка, раскрою биографические предпосылки: янаписала это поосле своего неудавшегося выступления. Я им прочитала стих, даже скажу какой - "Когда, пресытившись строкой" - стих в нарпочито классицистическом академическом духе, - а они скзаали, что это не Бильченко ,не хватает стеба-изысков-надрыва. Я тогда на всех ужасТно обиделась, так бул задуман Вождь ))) а потом - пошли ассоциации, аналогии, обобщения и аллюзии
Не только. Это результат символическог ообощения. Я ж не виновата, что поэты в чем-то похожи. Достаочно двух-трех лиц - Есени на, Высооцкокого и кое-ког оиз современников, включая меня и Крыжановского, - чтобы сделать портрет.