Алла Горбунова «И что?» | Публікації | Litcentr
29 Квітня 2024, 16:09 | Реєстрація | Вхід

Алла Горбунова «И что?»

Дата: 24 Березня 2019 | Категорія: «Поезія» | Перегляди: 4029 | Коментарів: 0
Автор_ка: Алла Горбунова (Всі публікації)| Редактор_ка: Антон Полунін | Зображення: Анна Ютченко


Алла Горбунова
Автор книг віршів «Первая любовь, мать Ада» (2008), «Колодезное вино» (2010), «Альпийская форточка» (2012), «Пока догорает азбука» (2016), «La rosa dell’Angola» (Італія, 2016 ) і книг прози «Вещи и ущи» (2017) і «Приказки за смахнати» (Болгарія 2017). Лауреат премії «Дебют» в номінації «поезія» (2005), шорт-лист Премії Андрія Білого з книгою «Колодезное вино» (2011), шорт-лист премії «Московский наблюдатель» (2016 2017), що присуджується за літературну критику, з книгою «Пока догорает азбука» увійшла в шорт-лист премії «Различие» (2017); в 2017 р книга «La Rosa Dell'Angola» була номінована на премію «XXIX Premio Letterario Camaiore» в Італії; з книгою «Вещи и ущи» увійшла в шорт-лист Премії Андрія Білого (2018) та премії «НОС» (2018). 

Вірші перекладалися на англійською, німецькою, французькою, італійською, іспанською, сербською, датською, шведською, фінською, латиською, болгарською і словенською мовами. Друкувалася в «Cordite Poetry Review» в Австралії, в журналах «Agon» і в Сербії, в поетичній антології «Tutta la pienezza nel mio pietto. Poesia giovane a San Pietroburgo» в Італії, в італійських журналах «Poesia», «L'immaginazione», в журналах «Columbia» , «Modern poetry in translation» і «New England Review» в США, в журналі «Parnasso» в Фінляндії, в британському журналі «Poem». Проза друкувалася в журналах «Новый мир», «Новые облака», «Літосфера», на порталах «Сноб», «Прочтение»; рецензії та есе - «Новый мир» і «Новое літературное обозрение». 



***

в снах моих до сих пор живут
выстрелы, падающие в траву,
ров, как русло мёртвой реки, 
поле – поверженные полки 

грусть, которая прежде жила 
на вырубках и в урочищах, 
на дне радости поселилась и там спала,
как пуля в сердце ворочаясь


МЫСЛИ ВО ВРЕМЯ ВАРКИ СОСИСОК
(Реальность)

Включена плита.
Включена ли плита?
Кажется, что включена, а если все-таки нет?
На плите сосиски кипят.
Кипят ли они?
Сосиски ли они?
Вдруг вообще ничего нет?
Вдруг реальности нет?

А где айпэд?
В сумке.
Точно ли это айпэд?
Может, это не айпэд, а только его футляр.
Что ж, по всем признакам это айпэд, 
А если все-таки нет?
Его ведь могли украсть, а вместо него подсунуть
Нечто, похожее на айпэд.
Совсем как айпэд, и все-таки не айпэд.
Кто бы мог это сделать?
Бог-обманщик.

Отличается бред от реальности или нет?
Существует этот предмет или нет?
Это событие произошло или нет?
Чем да отличается от нет?
Чем существующее отличается от несуществующего?

Заказывала в церкви одному за упокоение, трём за здравие,
А вдруг перепутала?
И что? 
Живые умрут, умерший воскреснет? 
Говорят, небо не канцелярия,
А если все-таки канцелярия?
Как-то непонятно, что существует, а что не существует,
А так только, кажется...

Говорят "утрачивать контакт с реальностью",
А что такое реальность?
Я не знаю, что такое реальность.
Я не знаю, что такое предметы.
И как себя вести со всем этим тоже абсолютно непонятно.
Совершенно невозможно завершить ни одно действие.
Делаешь - а, кажется, не сделал.
Перепроверяешь, и снова перепроверяешь,
И все равно зияет такая дыра.

Ты говоришь: есть такие вещи,
Они не существуют, а все равно действуют.
Говоришь, бесов глупо бояться, как Фредди Крюгера.
А я не знаю, что существует, а что не существует.
Где реальность?

Ещё такую точку зрения высказывали:
Олимпийские боги
Так же реальны для древнего грека, 
Как электрон для современного физика.
Я совсем запуталась...
Реальны олимпийские боги или не реальны?
Где реальность?

Ты говоришь э т о (то, чего я боюсь)
Существует лишь на словах,
А чем отличаются слова и вещи?
Я плохо различаю слова и вещи.
Я чувствую какой-то архаический страх.
Где реальность?

Заказывала дедушке летом за здравие,
Три дня боялась - вдруг заказала за упокой.
Дедушка умер. Бабушка...
В общем, все разрушилось.
Теперь никогда не понятно включена плита или выключена.

Читала у Фрейда про художника,
Который думал, что продал душу Дьяволу,
После того, как умер его любимый отец.
Я очень сильно над собой работаю,
Это все мои силы съело,
Но я борюсь...

Я так стараюсь отличать бред от реальности.
Поэтому я так плакала, когда вы сказали мне,
Что реальность относительна,
Что нет никакой реальности.
Где реальность?

Включена плита.
А теперь я её выключу.
Я медленно поворачиваю ручку.
Я проговариваю вслух:
"Я выключаю плиту".
Сосиски сварились, если это они,
А у меня день за днём продолжается эта каторга.


***

лапка на снегу
шапка на табличке
в ящике почтовом
письмо синички

«драсте, ненавижу
мыться и бриться
не хочу учиться
хочу жениться

я люблю весну
я люблю убийцу
утлой зимы
ваша синица»


***

я вмешивалась
я требовала справедливости
готовился отъезд, и меня забыли 
шли по шоссе и шутили
а я сидела в прихожей на вечеринке и как-то незаметно
забралась в шкаф 
мне было там так
как
ну а она
приказала всем покинуть свои места и пройти к автобусу
что за автобус и куда она не уточнила
я вспомнила одну историю:
людей собрали, завязали глаза и отвезли
на корабль полный рыбы
мы ели рыбу 
(аквариумную)
барбус 
боцию 
ели горстями
вставляли иглы под кожу
и мы засыпали 
пастушка леди любви
целомудренная, святая небольшая птица
ангел-посыльный
очень любимая разрушительница
совершенно чистая каменная принцесса
под золотой властью орла 
путешественники по жизни приносят победы
смелые как медведи белые цветы
дева сильная богом святая и щедрая белая гладкая
ха! цветок Дельфиниума для последовательницы Диониса!
добрый бог для крестьянки на божественной ярмарке племени Дориана!
предсказательница под тисовым деревом приносит присягу богу
проблема в том, что за мной следит человек-настурция
я шла по Варшавке и пыталась запутать следы 
вообще-то я всё это люблю: катание на велосипедах, танцы,
подбирать на дороге потерянные деньги
нежную хромую последовательницу Христа
маленькая воинственная возлюбленная из жемчужного моря
украла яндекс-деньги из интернета
две сестры лесбиянки работница и пчела кто походит на бога?
ты замечаешь как качаются высотные дома?
как ты делаешь это своим взглядом с окном?
ему нужен матрац на букву «ш»
я видела иглу и шпульку, скалу и камень
рождённая заново повешенная королева заманивает в ловушку
тогда голубь сел мне на голову
а я думала в каком мне быть платье чтобы общаться с известными лицами
он пользуется репутацией защитника лошадей
а она – удачливая слепая предсказательница её карьере можно позавидовать
они принесли небольшой пепел из леса и религиозную мудрость
конечно, я влипла в драку в подземном переходе
потом попала под обстрел пушечными ядрами
это было неприятно, но на этот раз это был точно он
собираемся идти есть, он принёс хавку, а я то засыпаю, то просыпаюсь
мои слушатели из леса и другие защитники человечества дети Пасхи пусть простят меня но


***

в сумерках 
ветви ещё 
ветви

а станут чем-то иным

жёлуди станут тьмой
станут вулканами у́гли

а пока плошка –
утварь хотя уже 

раздувают горячие у́гли
рассыпают алмазные блески


***

в жёлтом закате, в пологой траве
идёт мальчик с капюшоном на голове,
когда он заснёт – медведи его найдут, заберут с собой
а влюблённые приходят тем временем в тёмный лес
обнимают стволы, каждый себе выбирает свой
им они шепчут то, что не услышат солнечные лучи
как зимой в лесу нет человека, но сотни зверей
бегут меж стволов, как он обитаем, лес, 
теми, кому он принадлежит, кто летит и бежит,
а кто дома спит над уроками, в пустой комнате за столом,
с открытым окном в северную весну –
увидит, как растворяется, тает дом, стены идут ко дну
к спящему осторожно, нежно подходит медведь,
свяжет зубами за ноги, повесит его на сосну,
или с девочкой в гольфах под полной луной станцует фокстрот 
в сосновом бору, пока медведица в юбке спит 
или даже квикстеп

голые дети идут меж деревьев в лесу, как на медосмотр,
ребра торчат и лопатки торчат, под жёлтой луной
школьницы валяются, целуются на земле, за ними смотрит сова,
тела спящих парят, поднимаясь слегка над землёй,
как будто их двигает фокусник или маг, и в твоих руках –
вырвать тонкое, юное дерево из земли, 
как будто ты ветер или ты бог, 
разноцветные листья осыпают тебя всего с головы до пят,
пока у влюблённых пикник на траве под зонтом, 
и голубоглазые хаски спят в ногах и во сне сопят,
а девушки в чёрных платьях играют в гольф,
а хаски везут сани среди снегов, а за ними идёт 
на лыжах девушка в красных чулках и в юбочке шерстяной,
та, что спала под корнями, поросшими мхом, под дождём
или которую в детстве нашли оленята на берегу,
а потом она стала мной

перебегает дорогу белый волк, золотой скарабей
разворачивается в груди, девушка в вязаной шапке со шпагой в руке
ждёт в снегу под сосной, а за её спиной
прячутся сонмы мужчин между голых стволов, фонарь освещает лицо,
и я падаю вниз, в пещеру, созданную тобой, 
там есть озеро, дерево и гора – всё нужное мне,
я могу сидеть с книжкой там, где разделяется ствол,
и все звери приходят со мной на отвес, смотреть на лиловый дым,
олени лижут друг друга, медведи обнимают лапами, я треплю их по голове,
потому что есть только природа, звери и я,
абсолютно дикий, абсолютно оставленный мир,
звери едят со мной за одним столом дикие яблоки в диком осеннем лесу,
и я засыпаю под ласковый их разговор, а просыпаюсь весной
с русой возлюбленной на одеяле на голой земле, 
где с нами спали четверо белых песцов, 
и полярные совы кружили над головой,
и подруга поднимается в воздух, протянув руку мне,
а меня объяла такая тяжесть между корней,
такая сладость и сырость земли, как будто бы это смерть
становится мной


***

скриншот красавицы огонь
и статус прям твою́-мать
«ни одна мысль не стоит того,
чтобы её думать»

и губ её гиалурон
и персей круглых силикон
в час скорби не забуду
изображение хуя
и мысль на статусе ея
не стоящую ничего
как будто сутра Будды


***

чёрт лежит при смерти

бедная лачуга
кровать
лекарства на тумбочке

в кровати чёрт
он болел
оправлялся
снова болел
и теперь лежит при смерти

родился когда-то
от чертовки и чёрта
рос в утробе матери
плакал появившись на свет
жил, делая всё, что положено чёрту
и теперь лежит при смерти

кончились злые чудеса
никто не мчится по воздуху
умерли чёрные кони
никто не празднует свадьбу
в сердцевине вихря

церковь молчит о кострах
раньше священник бывало откроет рот
только и слышно: Дьявол, геенна огненная
а теперь стыдливо молчит

никто не живёт в мрачном лесу
не взглянет из тёмного озера
не возьмёт за волосы нежно
и поволочёт в Ад
людей если кто и похищает –
так это больше НЛО, киднепперы, маньяки
в постели если кто и задушит –
то собственный муж
да и в любовники чёрт теперь
никому не навяжется
истеричкам он больше не нужен
во-первых, они теперь и так удовлетворяют своё либидо
во-вторых, у нас у всех теперь депрессия
совсем по другим причинам
а многие стали и вовсе асексуальны
вы спрашиваете: куда пропал секс?
чертовский божественный секс
эй, чёрт, а не в тебе ли дело
не ты ли забираешь его с собой в могилу?

мы изгоняем рабство
религиозный фанатизм
божественное право
фашизм
тоталитаризм 
любые формы дискриминации
чёрт консервативен
«о времена, о нравы»
он лежит при смерти

фундаменталистам он ещё бывает нужен
для наведения страха
но при коммунизме
никакого чёрта не будет

религия ужаса
влившаяся в строгую, чистую
веру Евангелий
отменена

опустели
наводнения
пожары
молнии

иногда в ночном лесу
остро чувствуешь, как его всё-таки не хватает
хочется спросить:
«где ты, старый чертяка?»
«где ты, мой последний утéшитель?»
«где чудеса, которые пугали и пьянили меня?»

природа
(некоторые говорят,
её сотворили
про́клятые ангелы)
ещё его помнит
по нему плачет
плачет по чему-то во мне
что я потерял

я повзрослел
кому-то покажется: я стал такой скучный
но на самом деле
я весёлый, очень весёлый
но веселюсь по-другому
чем в те годы, когда мы были молоды,
чёрт и я
лежали на траве
болтали
пили тёмное пиво

ты – современный человек
и больше нигде не найдёшь его
оно и к лучшему
но я ведь поэт
и у меня ещё есть доступ в ту лачугу
где он лежит совсем один
никому не нужный
при смерти
совсем отощавший старик
под простынкой
с покрытыми грибком 
заскорузлыми копытами
и с кровати свисает
и подрагивает хвост


ВОСПОМИНАНИЕ О ПОСТЕЛЯХ ХОЛМОВ

зелёным мхом
заправлены постели

сухие ветки 
кладбище зверей

и лёд в костре
растаял раной марта

я подарю тебе, что мы нашли:

перо вороны
дующий простор
три вспухших тела в сырости земли

Астарта


МЫМЗИК И ХРЮМЗИК
ИДУТ ПО ДОРОГЕ И РАЗГОВАРИВАЮТ

мымзик и хрюмзик
идут по дороге под зонтиком 
и разговаривают
с неба льёт цветной психоделический ливень
мымзик и хрюмзик идут на месте
а мимо плывут цветные расцветающие плодовые сады

мымзик: 
главное – готовить диверсию

хрюмзик: 
я сочинил музыку
её записал настоящий композитор
а концовку сочинила и исполнила Мерилин Монро
эту музыку
стали транслировать в троллейбусах

мымзик:
меня мучают ложные воспоминания
что у меня был роман с мальчиком
который надо мной издевался в школе

хрюмзик:
мне кажется, в этом мире
я то кто-то один, то вообще все

мымзик:
я хочу говорить сквозь разлуку
о том, как мы друг друга любим

хрюмзик:
я всюду вижу иероглифы
один человек смог их расшифровать
они оказались стихами Ду Фу

мымзик:
среди нас – террористы
их выявить
мне поможет пророческий дар
ты – террорист, хрюмзик!

хрюмзик:
Келли, Келли
у Келли какое-то латиноамериканское имя

мымзик:
я мистически убью тебя, хрюмзик!

хрюмзик:
есть люди, которые умеют останавливать иллюзию
на короткое время
я общался с двумя такими
когда иллюзия останавливается –
моря, леса и пустыни исчезают

мымзик:
люди как сомнамбулы
и считают, что никого кроме них, нет
они не могут нас увидеть и поверить в нашу реальность.

хрюмзик:
считаешь ли ты космос 
чем-то человеческим или не-человеческим?

мымзик:
дело в ящике Пандоры
это тумбочка у кровати

хрюмзик:
Фрэнк О’Хара – 
моя бывшая девушка-трансгендер

мымзик:
хочу рубить топором колбасу
потому что я не люблю тебя

хрюмзик:
я тебе запрещаю портить еду
какое бы у тебя ни было настроение

мымзик:
голова у меня – как часы
с отверстием, куда нужно кидать монетку
кинули монетку –
и всё стало хорошо

хрюмзик:
мымзик, ты двойной агент

мымзик:
потолок хорош, и обои хороши
но все книжные шкафы
заполнены ужасными книгами
клянусь, я умру из-за этого в течение года!

хрюмзик:
мымзик, я всегда подозревал в тебе корыстные мотивы

мымзик:
хрюмзик, вместо тебя я вижу какую-то странную
безумно пугающую структуру
из каких-то линий с ворсинками и подвешенных к ним
мелких вещей и полок с книгами про евреев

хрюмзик:
мымзик, в последнее время 
мне кажется, что нам с тобой
не о чем разговаривать

мымзик:
нам всегда было не о чем разговаривать, хрюмзик

КОНЕЦ


ГДЕ ТЫ

где ты сейчас с какого сошел перрона или парома
             на дороге без нас кого ты встретил, нашёл вдали от дома 
через двери и дебри мимо благих и гневных, где-то куда-то
             на долгой дороге внутри сердца, зарытого в землю, взятого в небо
                                 через море заката



0 коментів

Залишити коментар

avatar