Имя: Дмитрий Казаков
Логин: kazakov
Группа: Модератор
Место жительства: Киев-Николаев
День рождения: 1 Июня
Знак зодиака: Близнецы
1. Какую книгу Вы читали в последнее время?
На каждом отрезке времени есть несколько книг, которые читаю параллельно. На данный момент это "Месопотамія" Жадана, цикл "Тёмная Башня" Кинга, "Бытие и время" Хайдеггера, "Все, и сразу" Седаковой.
Отдельно скажу о Жадане. Его новая вещь, что называется, "взяла" меня - и отпускать не собирается. Давно не ощущал такой пульсации, что ли, такой полноты, такой крови - от прочтения прозы; с того самого времени, когда знакомился с Достоевским и Платоновым.
2. Кого из поэтов Вам не надоедает перечитывать?
Мандельштам не надоедает никогда. Андрей Поляков (но от него, все же, нужно отдыхать). Айги. Чарыева. Оля Хохлова. Воденников. Анна Горенко. Анастасия Афанасьева. Александр Кабанов. Сергей Жадан. Стус. Гомер. Катулл. Иногда перечитываю Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Пастернак еще, Хармс. Редко - Рильке.
3. Перечитываете ли Вы прозаиков. Кого именно?
Да, перечитываю. Драматургов чаще, чем других. Это и Стриндберг, и Ионеско, и Метерлинк, и Чехов, и Л.Андреев... Люблю перечитывать Клайва Льюиса, Сашу Соколова, Михаила Шишкина, Прохасько, Дереша, Ремарка, Ицхака Зингера, Бабеля, прозу Мандельштама, прозу Пушкина. Куприн еще.
4. Кем из литературных героев Вы хотели бы быть?
Одним из героев Саши Соколова в "Между собакой и волком". Тем, что написал стихи к роману (не путать с тем, который якобы "сочинял").
5. Кто из литературных героев вызывает у Вас наибольшую антипатию/симпатию?
Очень наивный и простой, с виду, вопрос, но так с лету на него и не ответишь. Возможно, наибольшую антипатию у меня вызывает Фома Фомич Опискин в повести Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Но не без оговорок - персонаж прекрасен этой своей принципиальной беспринципностью, невероятно обаятелен, настойчив, непоколебим. У него есть, что взять. Кстати, эта повесть - одна из десятка книг, которые кардинально (не побоюсь) переменили что-то во мне и (не побоюсь, опять же) в моей жизни.
Недавно я влюбился (несмотря на то, что персонаж - максимально негативный) в Мёрфи из одноименной вещи Беккета. Это - если говорить о симпатиях. Также - Ка из романа "Снег" турецкого писателя Орхана Памука, нобелевского лауреата.
6. С кем бы из поэтов/прозаиков прошлого вы бы хотели пообщаться? На какую тему?
Наверно, ни с кем. Все, что они могли сказать мне - есть в книгах, а как люди они интересны исключительно в качестве объектов наблюдения. Понаблюдать за ними, поподглядывать я бы хотел. Подать пальто Цветаевой, быть в баре, где набирается Хэм, столкнуться в электричке с Ерофеевым, сидеть в лагере, где доживает последние дни Мандельштам, отдыхать на соседней лавке с Джойсом... - как-то так.
Поясню. Мы в жизни часто обожествляем, возвеличиваем тех, кто написал наши любимые вещи. Но как частные люди - они редко удовлетворяют нашим требованиям к собеседнику, не выдерживают испытания обожествленностью, воплощенностью. И это - замечательно, никто бы не вынес такого груза.
7. Зачем и кому нужна поэзия?
Нужна, как нечто неотъемлемое в (простите!) мироздании. А кому лично?- какой-то очевидный вопрос, требующий поименного перечисления.
8. Ваши источники вдохновения?
Это какие-то надсознательные моменты. Когда они вступают в контакт с чем-то внешним, познаваемым и/или ощутимым, тогда и понимаешь, что, кажется, вот оно - вдохновение. Не знаю, ритмы, слово, какая-то идея-фикс.. затрудняюсь отвечать на этот вопрос.
9. Ваш совет по борьбе с творческим кризисом.
Все советуют принимать и смиряться, ждать. Я же - хожу и ною всем и вся, что нет стихов, что боюсь перестать писать, "навсегда перестаю писать", снова хожу ною, боюсь... Потом откуда-то берётся текст. И т.д.
10. Когда и где вы обычно пишете (день, ночь, не имеет значения)?
Как пришёл текст - тогда и записываю. Главное, чтоб никто под руку не попался, не перебил. Я долго над текстом не тружусь, не вынашиваю идей,- все эти процессы происходят, что ли, мимо меня, без участия сознания. Но работа идёт, это как-то ощущается, понимаешь, что "будут стихи". Текст же правится по ходу написания, и некоторое время спустя. Или же - остаются некоторые моменты в тексте, которые "дребезжат". Их правлю. День-ночь - разницы никакой. Хоть и в ванной, хоть и на работе, хоть и засыпая.
11. В какой мере читатель нужен автору? Какой он - "идеальный читатель"?
Ну, всяко нужен, конечно. Тут нет единственного ответа. Все знают, какого читателя они хотят: твоего уровня или выше, чтоб понимал все раньше слов... Это как в любви, думаю. Мне хватает какого-то круга из близких и родных, но всегда рад каким-то, пардон, "залетным". Но, да, какой-то - правильной - массовости все хотят в какой-то степени. Не все справляются.
12. Какой должна быть критика?
Чертовски трудный вопрос. Поэты не знают на него ответа, обычно ограничиваются кругом пожеланий. Критика должна быть интересной, злой, но без переходов на личности, умной без чрезмерного интеллектуализма и филологичности. Думаю, критика может отвечать на вопрос зачем это нужно читать и как, а не - почему это плохо. Глупо было бы чего-либо требовать от критики. Глупо было бы критике требовать чего-либо от автора. Критика могла бы быть полемичной на уровне "текст - текст", без участия личностей "автор/поэт" и "критик".
Впрочем, кажется, я перечисляю какие-то взаимоисключающие моменты.
13. Поэтические фестивали - положительные/отрицательные стороны.
Тут нужно брать конкретный ивент - и разбирать. Видел много плохих фестивалей, видел и много хороших. Все это труд людей пассионарных, труд неоплачиваемый зачастую, нефинасируемый практически. Там могут встретиться единомышленники и стать друзьями. Там можно нажить врагов. Можно найти ориентиры. Можно сильно и много пить. Разочароваться и самоутвердиться. Встретить любовь или получить мимолетный секс. Все как в жизни. Требует пристального вглядывания и анализа.
14. Ваше мнение о Слэме.
Не моё. Не стану судить, много спорных вопросов и т.д.
15. Какие из поэтических мероприятий актуальны и имеют перспективы?
"Актуальны" и "имеют перспективы" - не взаимосвязанные категории, не имеющие причинно-следственных связей. Например, актуальны т.н. "свободные микрофоны" - они, думаю, имеют мало перспектив, т.к. процент произносимого в эти микрофоны шлака губит на корню всяческое желание принимать в них участие, приходить на них. Имеют перспективы премодерируемые чтения, куда точно не просочатся разного покроя популисты, бездарности, графоманы и прочие самоутверждающиеся. На такой вечер хочется прийти, в нем престижно участвовать, после него не пусто и не мерзко.
16. Что такое качественная поэзия?
Я не знаю. Тут - как с вопросом о каноничности евангелий. Есть благодать - канон, нет - апокриф. Об остальном (да и об этом) - можно вести бесконечные споры за коньяком на послелитературновечерних пьянках.
17. Чего современной поэзии не хватает, в чём перебор?
Мне всего хватает. Перебор - не проходит "приёмку" на Литфесте. )
18. Какой будет Литература через 10, 20, 50 лет?
Ага.
Нада какой.
19. Свой вопрос. *вопрос, который не был задан, но Вы бы на него с интересом и готовностью ответили.
И так много вопросов. Я не умный настолько, чтоб задавать еще себе умные вопросы.
20. О чем бы вы спросили у следующего отвечающего на "ЛитАнкету"?
Есть ли что-то такое, ради чего вы бы тут же (и насовсем) перестали писать, как бы это невозможно ни было?
21. Вопрос Александры Шевченко: "Что вам удалось сделать с помощью ваших стихов, и ставили ли вы такую цель?"
Ко мне пришли мои люди, практически всё моё окружение. Я социализировался. Нет, цели не ставил, но, видимо, она где-то надсознательно, что называется, витала.
22. - бонус - Актуальный для вас сейчас стих
(свой/чужой - значения не имеет).
О.Седакова
Ангел Реймса
Посвящается Франсуа Федье
Ты готов? —
улыбается этот ангел.
Я спрашиваю, хотя знаю,
что ты несомненно готов:
ведь я говорю не кому-нибудь,
а тебе,
человеку, чье сердце не переживет измены
земному твоему Королю,
которого здесь всенародно венчали,
и другому Владыке,
Царю Небес, нашему Агнцу,
умирающему в надежде,
что ты меня снова услышишь;
снова и снова,
как каждый вечер
имя мое высказывают колоколами
здесь, в земле превосходной пшеницы
и светлого винограда,
и колос и гроздь
вбирают мой звук —
Но все-таки,
в этом розовом искрошенном камне,
поднимая руку, отбитую на мировой войне,
все-таки позволь мне напомнить:
ты готов?
К мору, гладу, трусу, пожару,
нашествию иноплеменных, движимому на ны гневу?
Все это, несомненно, важно, но я не об этом.
Нет, я не об этом обязан напомнить.
Не за этим меня посылали.
Я говорю:
ты
готов
к невероятному счастью?
Предыдущие Анкеты: