25 Травня 2020, 10:41 | Реєстрація | Вхід
/ Новини / ЛитАнкета: Анна Ахметова (Stihokoshka) - 14 Вересня 2011

ЛитАнкета: Анна Ахметова (Stihokoshka)

Категорія: «Новини»
Дата: 14 Вересня 2011 (Середа)
Час: 12:13
Рейтинг: 0.0
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 1571



Имя: Анна Ахметова
Логин: Stihokoshka
Группа: ЛитСенат
Город: Донецк

1. Какую книгу Вы читали в последнее время? 

«Левая рука тьмы» Урсулы Ле Гуин. Люблю качественную фантастику — в ней зачастую больше правды, чем в литературе, претендующей на реалистичность. Но непременно должна быть хорошо прописана психологическая составляющая, анатомия отношений между персонажами, иначе произведение будет лишено эффекта достоверности. Если данное условие не соблюдено — я не смогу заставить себя дочитать книгу. «Левая рука тьмы» — странная книга, одновременно оставляющая ощущение и безысходности, и надежды... Ещё из недавно прочитанного — Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня». Приятель поеркомендовал. Впечатление неоднозначное. Вроде бы, отдельные моменты трогательны, но лично мне чего-то не хватило. Может, того самого эффекта достоверности?

2. Кого из поэтов Вам не надоедает перечитывать? 

Осипа Мандельштама — однозначно. Сергея Есенина — выбррочно. В последнее время — Эдуарда Асадова; при некоторой наивности этих стихов от них веет жизнью, и это искупает огрехи формы. Когда повсюду царит трезвый расчёт, не хватает романтики, чистоты чувств. А от добротно сделанной, но искусственной, мёртвой поэзии уже, честно говоря, воротит... Владимир Маяковский — именно его лирика, она потрясает чувственной мощью. Франческо Петрарка — его великолепные сонеты. Омар Хайям — есть два сборника его рубаи и толстенная тетрадь с переписанными вручную. За Бродского взялась — из-за обилия в сети неумелых подражателей захотелось вновь обратиться к оригиналу. Из современников — с удовольствием перечитываю Диану Арбенину. Отдельно упомяну Вячеслава Рассыпаева. Богатые тексты — во всех отношениях. И — что самое ценное — Славик великолепно владеет авторским инструментом, то есть, языком, на котором он творит. К сожалению, редчайшее явление в наши дни, когда небрежность и лень зачастую неуклюже пытаются выдать за оригинальность. 

3. Перечитываете ли Вы прозаиков (кого именно)? 

Есть несколько книг, которые я периодически перечитываю. Они совершенно разные, но в определённые периоды жизни дают мне необходимую пищу для разума и души. Фёдор Достоевский — «Бесы». Михаил Булгаков — «Мастер и Маргарита», глубоко религиозная книга... Криста Вольф «Кассандра. Медея. Летний этюд». Повести Чарльза Диккенса — на английской классике можно отдохнуть душой. «Размышления и максимы» Люка де Клапье де Вовенарга. Рассказы Ивана Куприна — я нахожу в них большую историческую ценность. Они содержат массу подробностей, из которых складывается очень яркая картина того времени. Ещё у меня есть старенькая книжка «Легенды и мифы Древней Греции» — занимательная вещь с точки зрения познания сильных и слабых сторон человеческой натуры. И «Повести временных лет» — в детстве мне читали их вместо сказок. 

4. Кем из литературных героев Вы хотели бы быть? 

Никем не хотела бы. Наверное, я в любой ситуации осталась бы сама собой, и получилась бы совершенно другая история. 

5. Кто из литературных героев вызывает у Вас наибольшую антипатию/симпатию? 

Симпатию вызывает Ирэн из «Саги о Форсайтах». Антипатию — Базаров из «Отцов и детей». 

6. С кем из поэтов/прозаиков прошлого вы бы хотели пообщаться? На какую тему?

С Оскаром Уальдом. В своё время он сказал потрясающую фразу, как по мне, очень актуальную в наши дни: «В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все; теперь же книги пишут все, но не читает никто». Вот об этом хотелось бы поговорить. 

7. Зачем и кому, по-вашему, нужна поэзия? 

Людям. Зачем? Наверное, затем, что она даёт всем нам возможность быть откровенными и не стыдиться того хорошего, что в нас ещё уцелело. В наш век модно быть циничными и читать всевозможные пособия из разряда «Как стать успешным». Но по-настоящему успешным может стать только человек с живой душой, наделённый внутренней гармонией. А такие личности любят и ценят поэзию — как источник подлинного, прекрасного. 

8. Ваши источники вдохновения? 

Жизнь. Наблюдение за людьми в различных ситуациях, общение с ними. Уединение на лоне природы. Часто вдохновляет дорога — в пути есть возможность отвлечься от насущных проблем и побыть наедине со своими мыслями, со всем тем, что вызревает внутри тебя. 

9. Ваш совет по борьбе с творческим кризисом? 

А зачем с ним бороться? Если не пишется — расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью. За это время накопятся творческие силы, ведь когда относишься к процессу серьёзно — выкладываешься так, что это ощущается на физическом уровне. Душа, как и тело, тоже должна отдыхать. 

10. Где и когда вы обычно пишете (день, ночь, не имеет значения)? 

Чаще всего — поздним вечером, сидя на подоконнике. Но если припечёт — могу делать это где угодно. Однажды при прохождении медосмотра царапала стихотворение в очереди под кабинетом терапевта, на обложке медицинской карты. 

11. В какой мере читатель нужен автору? Какой он — «идеальный читатель»? 

Читатель нужен — несомненно. И те авторы, которые говорят, что готовы писать «в стол», всё-таки кривят душой. Мне кажется, стихотворение или прозаическое произведение оживает только тогда, когда оно не просто написано, а кем-то прочитано. Именно  этом случае и возникает та особенная незримая связь, которая тоже является частью творческого процесса. Ведь при создании текста ты закладываешь в него некий посыл, на который хочешь получить отклик. Хотя в момент написания об этом не думаешь. Просто вдыхаешь какие-то эмоции, переживания, выдыхаешь — стихи. 
Что значит «идеальный читатель»? Для меня такого понятия нет. Я знаю своего читателя, могу приблизительно набросать его психологический портрет, но ведь есть масса исключений. Лично мне наиболее близок читатель чувствующий, которого не отпугивает экспрессия, здоровая чувственность. Который в большей степени руководствуется устремлениями души, чем разума. Но другому автору может быть нужен другой читатель. Каждому — своё. 

12. Какой, по вашему мнению, должна быть критика? 

Любая критика — вещь субъективная... По мне, она должна быть тактичной, взвешенной, аргументированной и высказываться как личное мнение, а не как истина в последней инстанции. 

13. Поэтические фестивали — положительные/отрицательные стороны? 

Положительные — возможность пообщаться с себе подобными, познакомиться с новыми интересными авторами. Набраться новый впечатлений, в конце концов. Отрицательных сторон не нахожу. Единственное — раздражает, когда фест превращается в междусобойчик, где заправляет группка «избранных», но такое, к счастью, случается редко. 

14. Ваше мнение о Слэме? 

Игра. На данный момент это интересно, актуально. Лично для меня — забавно, однако не более того. Большого будущего не вижу — все игры рано или поздно надоедают и сменяются другими играми. Поэзия — остается. 

15. Какие из поэтических мероприятий актуальны и имеют перспективу? 

При грамотном подходе к вопросу организации любое мероприятие можно сделать перспективным, будь то творческий вечер, моноспектакль или крупный фест. Главное — интересное содержание, наличие у участников поэтического таланта, как ни банально это звучит. Мне довелось присутствовать на нескольких провальных мероприятиях. Проваливались они по двум причинам: первая — обилие посредственных авторов, вторая — необъективность жюри (на одном из фестов все симпатии оказались на стороне «своих»). 

16. Что такое, на ваш взгляд, качественная поэзия? 

Та, которая написана по вдохновению, а не из желания что-то кому-то доказать. Та, что продиктована душой. Та, автор которой наделён искрой Божьей. И при этом мастерски владеет Словом — инструментом творца. Качественная поэзия просто не может быть безграмотной. И, конечно, она должна вызывать какие-то чувства, провоцировать работу мысли — словом, цеплять.

17. Чего не хватает современной поэзии, в чём перебор? 

Грамотности не хватает. Прочувствованности не хватает. Часто стихи пишут люди с небольшим жизненным опытом — отсюда удалённость тем и образов от жизни, чрезмерная вычурность как способ компенсировать отсутствие этого опыта. Перебор — в стремлении авторов показаться оригинальными. А также в авторах, которые срифмовали пару строк, получили доступ в Интернет и гордо называют себя поэтами. 

18. Какой, на ваш взгляд, будет литература через 10, 20, 50 лет? 

Помните: «Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться...» Слова на все случаи жизни. Меняться будут детали, событийная канва. Но «вечные темы» — останутся, и по-прежнему будут волновать людей. Новые поколения поэтов и прозаиков будут писать о любви, задумываться о смысле жизни, о месте человека в этом мире, пытаться каким-то образом изменить окружающую реальность посредством своего творчества.

19. Свой вопрос. Вопрос, который не был задан, но вы бы с удовольствием на него ответили. 

 Должен ли автор следить за литературной «модой»? Интересоваться новыми, популярными течениями, направлениями, школами — да, можно и нужно. Но слепо следовать — ни в коем случае. В погоне за сиюминутной известностью автор рискует потерять самого себя. На творческом человеке всегда лежит огромная ответственность за то, как он распорядится даром, данным свыше. Ты делаешь свой выбор в тот, день, когда написана первая строка, от которой не сможешь отречься. И уже не вправе предавать себя в угоду кому-либо и чему-либо. Я часто говорю, что не бывает прижизненной сумасшедшей славы — только слава сумасшедшего. 

20. О чем бы вы спросили у следующего отвечающего на Литанкету? 

Какой поступок вы считаете недопустим для творческого человека, несовместимым с творчеством? 

21. Вопрос Евгения Пивня.

Отличается ли поэзия авторов, которые в основном публикуются в Интернете от поэзии авторов, которых нет на Интернет-ресурсах? Если да, то какие отличия Вы хотели бы выделить?

Если говорить о современной поэзии, то не отличается. И среди тех, и среди других хватает и людей талантливых, и таких авторах, о которых можно сказать «ни уму, ни сердцу». Раньше наблюдались различия по возрастным категориям, но сейчас и литераторы преклонного возраста публикуют свои произведения в Интернете. Впрочем, один нюанс все-таки есть. Проще выложить текст на сайте, чем попасть в альманах или издать сборник. Поэтому в сети «мусора», наверное, всё-таки больше. Но данный аспект во многом зависит от администрации ресурса. 

Ссылки по теме: 

--------------------

ЛитАнкета: Андрей Мединский (medic)
- ЛитАнкета: Павел Сухно (annimir)
ЛитАнкета: Юля Броварная (dixi)



0 коментарів

Залишити коментар

avatar