11 Листопада 2024, 13:53 | Реєстрація | Вхід
/ ЛИТФЕСТОВСКИЙ ОПЫТ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТИПАЖИ НА ПУТИ В ЛИТЕРАТУРУ. - 24 Грудня 2011

ЛИТФЕСТОВСКИЙ ОПЫТ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТИПАЖИ НА ПУТИ В ЛИТЕРАТУРУ.

Категорія: «Новини»
Дата: 24 Грудня 2011 (Субота)
Час: 01:39
Рейтинг: 0.0
Матеріал додав: mmmm
Кількість переглядів: 1549







ЛИТФЕСТОВСКИЙ ОПЫТ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТИПАЖИ НА ПУТИ В ЛИТЕРАТУРУ.

 

Наверняка подобные типажи встречались и Вам на фестивалях.

Исходя из моих наблюдений за конкурсантами (в том числе «международниками»), у меня появилась парочка зарисовок эдаких архетипчиков, которые наверняка будут небезынтересны нашим молодым-начинающим поэтам (и не только) и, возможно, помогут сориентироваться в современном литпроцессе или даже уберегут от досадных ошибок и глупостей на пути в литературу. А, возможно, и Вы подбросите пару–тройку типажей из той же обоймы?

Никаких претензий – только наблюдения!

 

Образчик первый. Нет зверя страшнее, чем «народный» или даже точнее: «тусовочный» поэт.  Пример – одна из юных и очень симпатичных участниц мастер-класса: девушка со стихами ясельного уровня поэзии, где вообще говорить не о чем, буквально двух слов связать не может. К тому же, девственная непуганность ни поэтической теорией, ни чтением других поэтов, даже классиков, о современниках же можно вообще промолчать. Но ведет себя самоуверенно, если не сказать нагло, все замечания принимает в штыки и вообще свое знамя несет высоко. И все это на основании того, что: «У меня много поклонников. Это ребята, с которыми я общаюсь. Когда мы собираемся, я читаю им стихи, им очень нравится, они переписывают их и размещают у себя на страницах». Бойся, поэт, таких поклонников – не смыслящих в поэзии вообще – это самое большое искушение так и остаться в творческих яслях (ведь у любого, даже самого страшного графомана, есть своя аудитория восторженных обожателей, в которой он – «успешный литератор»). Ну, или сиди в этих яслях и наслаждайся такой популярностью, но тогда не претендуй на настоящую литературу.

 

Зарисовка вторая. Молодой человек, очень образованный, невероятно начитанный (всегда в тему и к месту извлекающий из памяти множество цитат и строчек разных авторов), великолепнейший критик, тонко подмечающий и вылавливающий все недостатки.  Именно его мнения больше всего с интересом и трепетом ждут все обсуждаемые на мастер-классе. Но когда этот интереснейший человек показывает свои собственные стихи, они, на удивление, оказываются довольно средними. И переполненными всеми теми недочетами, которые он видел у других. К примеру, рифмы «вспомни-запомни» и им подобное. Мы удивились: что, у себя ты этого не видишь? На что получили ответ, что это не недостатки, а особенности стиля, его находки и приемы. Но когда спросили, в чем суть такой «новизны», вразумительного ответа не получили. В конце концов, все же выяснилось, что все эти ляпы он не придумывал, а они появились сами, что говорит об элементарном неумении автора справиться с текстом. Хорошо хоть он спокойно признал, что ему еще предстоит работать и работать. Из всего этого напрашивается давно уже витающий в воздухе вывод о разделении поэзии и критики. Талантливых критиков сейчас очень мало, в основном, поэты и прозаики пишут рецензии друг на друга и друг друга разбирают на семинарах. А вот если ты куда талантливее в критике, то, может, тебе только ею и заниматься, не «расплескивая чашу» на неумелые стихи? Куда было бы больше пользы литпроцессу. Но каждый выбирает сам. Дай Бог, чтобы не во вред.

 

Типаж третий. Молодой человек получил резюме, что он бездарен. И это было действительно правдой. Тут же высказался в ответ, что, мол, это не так, а его просто «задвигают», потому что завидуют и боятся конкуренции – его самого, в частности, и молодой «наступающей на пятки» поросли вообще. Да и вообще, типа сейчас тенденция такая: продвигать только неталантливое, а самое яркое и интересное затирать. Мол, под мэтрами троны шатаются. Что ж, да, в литературной среде это бывает: молодых и талантливых действительно иногда «зажимают» по этой причине – кто из известных писателей без греха: кто никогда никому не завидовал и втайне не боялся быть сброшенным с пьедестала? Кого не кусал паучок обиды, когда он не находил в отчете о каком-нибудь мероприятии своего имени, а имя своего «соперника» находил, причем в окружении похвал и восторгов? Но даже Фрейд говорил: «Иногда сигарета – это просто сигарета». И если тебе говорят, что ты бездарен – иногда это означает только то, что ты бездарен. И не давая ходу твоим опусам, умные люди просто пытаются спасти от тебя литературу.

 

Хотя… названная тенденция действительно есть, и тут под «косу» действительно нередко попадают истинно талантливые, харизматичные и сильные люди, – как те, которые реально могли бы устроить передел «сфер влияния» на поэтическом Олимпе, так и те, кто просто высококлассно пишет, а всех этих разборок в своей жизни ни сном ни духом не хочет. Да кто тут будет разбираться! – чуть промелькнула искра – уже опасность, уже не помешало бы накинуть брезент… Но зато сколько бездарей может оправдать себя на этой волне!

Ответ известен: рассудит творчество. Кому попасть в толстые журналы и прочие скрижали, кому «сидеть на тронах» – решит история. А кто ОСТАНЕТСЯ – Вечность.

Те, кто должен прорваться, – прорвутся! Вот только даже интересно куда…


mmmm


 

 

 

 



13 коментарів

avatar
Марина, вы очень рассмешили меня, спасибо за "уникальную" точку зрения на современных типажей пилигримов. Я радуюсь за вас! Хорошо, что они вам помогают развиваться.
К социальной группе пилигримов, точнее, к пилигромам, я себя причисляю уже более 15 лет. Слушаю вас и читаю вас много. И вот, классификация пилигромов, я ее назову классная "видуха по МАТВЕЕВОЙ", дала мне возможность увидеть воочию гениальную ВАС, но не типажей, наших пилигромов, о которых вы дали " черный" намек. А вот, Влада Клена, Вы относите к какому типажу?
Помню, я вам или кому-то еще не подал руки в Поэзию, помню, я кому-то еще или вам не уступил пути в Поэзию. Я сознаю, что я последняя сволочь в ПОЭЗИИ. И все-таки.
Марина, ваше творчество уникальное явление в литературе. Конечно, Вам об этом писать или говорить не нужно. Самое интересное, что у вас нет стремления и нет малейшего желания попасть в историю Поэзии на вот "таких" фестивальных распрях. А почему же Вы выигрывали многие фестивали ?
Какое творчество не нуждается в подобных типажах? А ведь типажи выигрывали первые фестивали!
По контексту статьи, я понял, что у Вас очень целительное, цельное, наративное, воочию идеологическое творчество! Но как же нелегко Вам жить настоящим ПОЭТОМ! Сочувствую, но готов Вам помочь жить настоящим человеком.
avatar
Сережа, это ты-то сволочь? Да нет никого, кто был бы меньше похож на сволочь, чем ты..... Разве что ЛБ - с устатку и не емши))))))))))
avatar
"способные к аналитике" - положим, это не аналитика, а наблюдения, о чем Марина сама говорит smile но наблюдения любопытные, да.
avatar
По поводу образчика 1: неужели на фесты, где существует хотя бы минимальный отбор, проходят и такие?
В "типаже третьем" - кажется, Фрейд говорил о банане, но это не важно biggrin
важно, кто именно сказал: "ты бездарен" - тут уже вопрос авторитета в литературе имеет место быть.

Я бы добавила еще "четвертый типаж": молодые авторы, сумевшие или сами "раскрутиться", или с чьей-то помощью - реклама, слухи, понты, эпатаж и т.д. Да, и книжка в наличии - понятное дело. А на поверку - практически пусто место. Читаешь/слушаешь его, а такое впечатление, что у десятков и сотен такое же уже читал/слушал. Примеры - на поверхности - Любка, Соя и пр., и пр.
avatar
Очень точный типаж. спасибо. И таких встречала.В копилку. Кто еще подкинет?
avatar
я хочу точных формулировок. а придраться - нет, не могу отбирать хлеб у ближнего tongue
avatar
не могу, кто же тогда о ближнем позаботится? tongue
avatar
...а сидящий с ними за одним столиком неадмин подумал: а бывают еще админы, которым кажется то, чего нет. но это им так сильно кажется, что они начинают в это верить.- но он тоже ничего не сказал, потому что пил коктейль smile
avatar
деньгами - это меркантильно biggrin
avatar
Марина, есть ещё один распространённый типаж - "не поэт". Конкурсант сразу предупреждает жюри о том, что он - не поэт (какого чёрта тогда, спрашивается, ты припёрся на конкурс?). Когда начинает читать стихи, оказывается, что он совершенно прав. Но почему-то дико обижается, если ему не достаётся никакой награды.
avatar
И еще в копилку! Спасибо!
avatar
спасибо за статью
avatar
Спасибо всем и с праздниками!!!

Залишити коментар

avatar