Как ни пыжились Вишневский с Орлушей, поэзия осталась маргинальной забавой интеллектуалов и примкнувшей к ним интеллигенции. Меня до сих пор удивляет, что поэта ещё слушают, пусть не с телеэкрана, и не народные массы, а один на один. Что умному человеку совесть не позволяет пренебрежительно относиться к поэзии, что внутренний голос диктует ему и в рифму, и в размер, — вводя в интеллектуальный транс и приближая катарсис.
Когда же мне начинают говорить про пресловутый верлибр, утверждая, будто бы это - по выражению А.Коровина - "поэзия свободных людей", я, как и любой мой товарищ, вопрошаю: От чего свободных?
Поэт А.Коровин даёт своё пояснение. Оказывается верлибр освобождает пишущего от необходимости иметь и отстаивать собственную гражданскую позицию, потому что на словах Некрасова "а гражданином быть обязан" выросло несколько поколений террористов.
Цитата:
Сами понимаете, какие здесь ключевые слова. Госчиновник и заигрывать с властью — для непонятливых. Ибо все "горлопаны улиц" давно перевелись, перерезав себе вены. Последний из них пару дней назад получил отлуп от Путина, мол, нечего устраивать марши несогласных на пути у дачников и под окнами больниц.
Поэт прежде всего честный человек. И по отношению к себе, и к читателю. В чём же честность верлибриста, отказывающегося противостоять лжи, встать на защиту униженного и оскорбленного? В чём его уверенность, что он будет кому-то интересен со своими "тараканами" в виде выхолощенных и сублимированных эротических переживаний офисного планктона?
То, что верлибристы называют "творчеством" потоки собственного сознания, зачастую незрелого и трусливого, теряющегося в хаосе синтаксиса и семиотики, лишает читателя надежды на откровение. Ложная лёкгость такого сочинительства, "свобода" собственного высказывания "поверх барьеров" лишает стихотворение т.н. нерукотворности, исключает перекоммутацию, условно выражаясь, между Личностью и Абсолютом.
У меня верлибр вызывает каки-то колбасные ассоциации. Вот верлибр - это ливерная колбаса. Верлибр - ливер. Есть мясо, есть колбаса, есть ливер. Дайте две! Ливер, конечно, лучше, чем просто "ни рыба, ни мясо". Но большинство верлибров и до последнего определения не дотягивают.
Поэт В.Кальпиди сравнивает регулярный стих с интеллектуальным террором, в противовес верлибру — унылому буржуазному словоблудию. Он определяет рифму как интерфейс доверия, возникающего у читателя к словам поэта. Видимо, верлибр призван убрать "страх" читателя, сделать поэзию приправой к салату оливье и коньяку. Что, в принципе, и происходит уже. (книжка "Коньяк" Г.Шульпякова, попытка отбить бабки на собственные вояжи)
Возможно нам стоит обратиться к мировому опыту. Мы это любим. Англоязычные авторы из Америки и Англии, Франции давно скатились в верлибр. С чем это связано? Это следствие общего заболевания западного общества т.н. толерастией, и всегдашнего приведения всего и вся к естественному продукту. Если пипл не хавает чужие рифмы, нужно дать ему инструмент творения. Но не нужно забывать, что техника в руках дикаря есть кусок железа. Верлибр призван вызвать иллюзию у потребителя, сделать из каждого мещанина писателя и впаривать ему вощёную бумагу вкупе с золотыми перьями. Все же видят, что аудитория литературных вечеров в столичных клубах состоит из таких же литераторов, издающихся за свой счёт. Стремление россиян к верлибру есть жажда приобщения к западному образу жизни, надежда некоторых поэтов быть замеченными американскими славистами и, как следствие, с их помощью обогатиться грантами и бесплатными поездками по миру. А кто б отказался?
Рифма и размер — это искусственно построенные барьеры, фильтры, ограждающие читателя, находящегося в тюрьме своих же представлений о собственной свободе, от таких вот горе-освободителей верлибристов.
Лично я готов признать верлибр отдельным жанром, находящимся между поэзией и прозой, как призывает В.Куприянов. При этом я буду различать верлибр и свободный стих. Но верлибров ни читать, ни сочинять не буду.
PS Щас увидел Андрея Коровина в телевизоре, беседующего с Ерофеевым о мещанстве. Ерофеев то понятно, на коне. Его тема. Уж современного мещанина без Ерофеева и не представить... (Хоть и люблю его ранние работы) Но вот верлибр - это конкретная выдумка мещанства. Это его стиль.
Когда же мне начинают говорить про пресловутый верлибр, утверждая, будто бы это - по выражению А.Коровина - "поэзия свободных людей", я, как и любой мой товарищ, вопрошаю: От чего свободных?
Поэт А.Коровин даёт своё пояснение. Оказывается верлибр освобождает пишущего от необходимости иметь и отстаивать собственную гражданскую позицию, потому что на словах Некрасова "а гражданином быть обязан" выросло несколько поколений террористов.
Цитата:
...свободный человек, который может ходить на митинги, а может не ходить, может быть горлопаном улицы, а может быть госчиновником, может заигрывать с властью, а может вообще не видеть её в упор. Главное - сухой остаток, то, что он пишет.
Сами понимаете, какие здесь ключевые слова. Госчиновник и заигрывать с властью — для непонятливых. Ибо все "горлопаны улиц" давно перевелись, перерезав себе вены. Последний из них пару дней назад получил отлуп от Путина, мол, нечего устраивать марши несогласных на пути у дачников и под окнами больниц.
Поэт прежде всего честный человек. И по отношению к себе, и к читателю. В чём же честность верлибриста, отказывающегося противостоять лжи, встать на защиту униженного и оскорбленного? В чём его уверенность, что он будет кому-то интересен со своими "тараканами" в виде выхолощенных и сублимированных эротических переживаний офисного планктона?
То, что верлибристы называют "творчеством" потоки собственного сознания, зачастую незрелого и трусливого, теряющегося в хаосе синтаксиса и семиотики, лишает читателя надежды на откровение. Ложная лёкгость такого сочинительства, "свобода" собственного высказывания "поверх барьеров" лишает стихотворение т.н. нерукотворности, исключает перекоммутацию, условно выражаясь, между Личностью и Абсолютом.
У меня верлибр вызывает каки-то колбасные ассоциации. Вот верлибр - это ливерная колбаса. Верлибр - ливер. Есть мясо, есть колбаса, есть ливер. Дайте две! Ливер, конечно, лучше, чем просто "ни рыба, ни мясо". Но большинство верлибров и до последнего определения не дотягивают.
Поэт В.Кальпиди сравнивает регулярный стих с интеллектуальным террором, в противовес верлибру — унылому буржуазному словоблудию. Он определяет рифму как интерфейс доверия, возникающего у читателя к словам поэта. Видимо, верлибр призван убрать "страх" читателя, сделать поэзию приправой к салату оливье и коньяку. Что, в принципе, и происходит уже. (книжка "Коньяк" Г.Шульпякова, попытка отбить бабки на собственные вояжи)
Возможно нам стоит обратиться к мировому опыту. Мы это любим. Англоязычные авторы из Америки и Англии, Франции давно скатились в верлибр. С чем это связано? Это следствие общего заболевания западного общества т.н. толерастией, и всегдашнего приведения всего и вся к естественному продукту. Если пипл не хавает чужие рифмы, нужно дать ему инструмент творения. Но не нужно забывать, что техника в руках дикаря есть кусок железа. Верлибр призван вызвать иллюзию у потребителя, сделать из каждого мещанина писателя и впаривать ему вощёную бумагу вкупе с золотыми перьями. Все же видят, что аудитория литературных вечеров в столичных клубах состоит из таких же литераторов, издающихся за свой счёт. Стремление россиян к верлибру есть жажда приобщения к западному образу жизни, надежда некоторых поэтов быть замеченными американскими славистами и, как следствие, с их помощью обогатиться грантами и бесплатными поездками по миру. А кто б отказался?
Рифма и размер — это искусственно построенные барьеры, фильтры, ограждающие читателя, находящегося в тюрьме своих же представлений о собственной свободе, от таких вот горе-освободителей верлибристов.
Лично я готов признать верлибр отдельным жанром, находящимся между поэзией и прозой, как призывает В.Куприянов. При этом я буду различать верлибр и свободный стих. Но верлибров ни читать, ни сочинять не буду.
PS Щас увидел Андрея Коровина в телевизоре, беседующего с Ерофеевым о мещанстве. Ерофеев то понятно, на коне. Его тема. Уж современного мещанина без Ерофеева и не представить... (Хоть и люблю его ранние работы) Но вот верлибр - это конкретная выдумка мещанства. Это его стиль.
Источник: поэзия.ру