14 Листопада 2019, 06:36 | Реєстрація | Вхід
/ Новини / Ливер верлибра (по мотивам интервью А.Коровина) - 9 Червня 2010

Ливер верлибра (по мотивам интервью А.Коровина)

Категорія: «Новини»
Дата: 09 Червня 2010 (Середа)
Час: 10:44
Рейтинг: 3.0
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 1180


Как ни пыжились Вишневский с Орлушей, поэзия осталась маргинальной забавой интеллектуалов и примкнувшей к ним интеллигенции. Меня до сих пор удивляет, что поэта ещё слушают, пусть не с телеэкрана, и не народные массы, а один на один. Что умному человеку совесть не позволяет пренебрежительно относиться к поэзии, что внутренний голос диктует ему и в рифму, и в размер, — вводя в интеллектуальный транс и приближая катарсис. 

Когда же мне начинают говорить про пресловутый верлибр, утверждая, будто бы это - по выражению А.Коровина - "поэзия свободных людей", я, как и любой мой товарищ, вопрошаю: От чего свободных? 

Поэт А.Коровин даёт своё пояснение. Оказывается верлибр освобождает пишущего от необходимости иметь и отстаивать собственную гражданскую позицию, потому что на словах Некрасова "а гражданином быть обязан" выросло несколько поколений террористов. 

Цитата: 

...свободный человек, который может ходить на митинги, а может не ходить, может быть горлопаном улицы, а может быть госчиновником, может заигрывать с властью, а может вообще не видеть её в упор. Главное - сухой остаток, то, что он пишет.


Сами понимаете, какие здесь ключевые слова. Госчиновник и заигрывать с властью — для непонятливых. Ибо все "горлопаны улиц" давно перевелись, перерезав себе вены. Последний из них пару дней назад получил отлуп от Путина, мол, нечего устраивать марши несогласных на пути у дачников и под окнами больниц. 

Поэт прежде всего честный человек. И по отношению к себе, и к читателю. В чём же честность верлибриста, отказывающегося противостоять лжи, встать на защиту униженного и оскорбленного? В чём его уверенность, что он будет кому-то интересен со своими "тараканами" в виде выхолощенных и сублимированных эротических переживаний офисного планктона? 

То, что верлибристы называют "творчеством" потоки собственного сознания, зачастую незрелого и трусливого, теряющегося в хаосе синтаксиса и семиотики, лишает читателя надежды на откровение. Ложная лёкгость такого сочинительства, "свобода" собственного высказывания "поверх барьеров" лишает стихотворение т.н. нерукотворности, исключает перекоммутацию, условно выражаясь, между Личностью и Абсолютом. 

У меня верлибр вызывает каки-то колбасные ассоциации. Вот верлибр - это ливерная колбаса. Верлибр - ливер. Есть мясо, есть колбаса, есть ливер. Дайте две! Ливер, конечно, лучше, чем просто "ни рыба, ни мясо". Но большинство верлибров и до последнего определения не дотягивают. 

Поэт В.Кальпиди сравнивает регулярный стих с интеллектуальным террором, в противовес верлибру — унылому буржуазному словоблудию. Он определяет рифму как интерфейс доверия, возникающего у читателя к словам поэта. Видимо, верлибр призван убрать "страх" читателя, сделать поэзию приправой к салату оливье и коньяку. Что, в принципе, и происходит уже. (книжка "Коньяк" Г.Шульпякова, попытка отбить бабки на собственные вояжи) 

Возможно нам стоит обратиться к мировому опыту. Мы это любим. Англоязычные авторы из Америки и Англии, Франции давно скатились в верлибр. С чем это связано? Это следствие общего заболевания западного общества т.н. толерастией, и всегдашнего приведения всего и вся к естественному продукту. Если пипл не хавает чужие рифмы, нужно дать ему инструмент творения. Но не нужно забывать, что техника в руках дикаря есть кусок железа. Верлибр призван вызвать иллюзию у потребителя, сделать из каждого мещанина писателя и впаривать ему вощёную бумагу вкупе с золотыми перьями. Все же видят, что аудитория литературных вечеров в столичных клубах состоит из таких же литераторов, издающихся за свой счёт. Стремление россиян к верлибру есть жажда приобщения к западному образу жизни, надежда некоторых поэтов быть замеченными американскими славистами и, как следствие, с их помощью обогатиться грантами и бесплатными поездками по миру. А кто б отказался? 

Рифма и размер — это искусственно построенные барьеры, фильтры, ограждающие читателя, находящегося в тюрьме своих же представлений о собственной свободе, от таких вот горе-освободителей верлибристов. 

Лично я готов признать верлибр отдельным жанром, находящимся между поэзией и прозой, как призывает В.Куприянов. При этом я буду различать верлибр и свободный стих. Но верлибров ни читать, ни сочинять не буду. 

PS Щас увидел Андрея Коровина в телевизоре, беседующего с Ерофеевым о мещанстве. Ерофеев то понятно, на коне. Его тема. Уж современного мещанина без Ерофеева и не представить... (Хоть и люблю его ранние работы) Но вот верлибр - это конкретная выдумка мещанства. Это его стиль.

Источник: поэзия.ру


4 коментарів

avatar
Я и сам не равнодушен (в обоих направлениях) потому, что верлибр - чрезвычайно требователен. Как абстрактная живопись. "Малярам" кажется: "а чё тут уметь?! Валяй-маляй!". Ан - нет... Только, чтобы дойти до этого уровня, нужно быть, если не вровень, то, хотя бы - по-пояс Малевичу и Пикассо.
avatar
На словах Некрасова "а гражданином быть обязан" выросло несколько поколений террористов. Лучше быть террористом, чем коньюнктурным дерьмом или человеком у которого жизненные ориентиры меняются сем раз на дню.
avatar
Проза - это недопоэзия. Вы никогда не напишите качественный цикл стихотворений на 200 страниц, претендующий на признание за 3 месяца, а роман такого рода - запросто. Романы писали, пишут и будут писать серийно. Посему любой отход от классических поэтических форм в пользу верлибров, стихотворений в прозе и прочего псевдоконцептуального формата ведет к деградации поэта. Пример Сергей Жадан в рифме и без нее.
avatar
Да, как сказать... Попалась мне, недавно подборка французов за 20й век. Так, скажу я Вам, есть там перлы, именно в верлибре...

Залишити коментар

avatar