Надо
неустанно изучать технику
своего
искусства, чтобы не думать
о
ней в минуты творчества
Делакруа
1.
Общие сведения
Рифма – только одна из многих составляющих поэтического текста (не говорю сейчас о белом стихе и верлибре), но весьма значимая, поэтому заслуживает особого внимания.
Рассказать о рифме всё (тем более однозначно!) почти невозможно, – остановлюсь на элементарном.
Рифма (от греческого – соразмерность) – повтор звуков (или звуковых комплексов), связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
мужская – с ударением на последнем слоге в строке (тревог – мог);
женская – с ударением на предпоследнем слоге в строке (воды – заводы);
дактилическая – с ударением на третьем от конца строки (глубокая – одинокая);
гипердактилическая – с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).
По расположению в строках рифмы делятся на:
парные (смежные) – ААББ
перекрестные – АБАБ
опоясывающие (кольцевые) – АББА.
По составу рифма бывает:
простая – повторяются отдельные звуки,
составная – рифмуются группы слов (колокол – молоко лакал)
(вид составной рифмы – каламбурная: поколочу – по калачу),
панторифма – рифмуются целые строки
(Только голову с балкона…….. – тонколобая икона).
Рифмовать желательно наиболее значимые (существенные по смыслу) слова.
Рифма может быть зрительной (совпадение букв) и слуховойпалка – селедка» – тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не последние буквы в слове, а ударные звуки.) (совпадение звуков). Вторая считается предпочтительнее. (Почему Незнайка был неправ, утверждая, что «
Звуковая рифма подразделяется на
точную – совпадение всех звуков (Евгений – гений, полн – волн, занемог – не мог, межа – свежа)
и неточную – созвучие, в котором звуки полностью не совпадают (распят – паспорт, обнаруживая – оружие).
Речь именно о звуках, т.е. фонетической,
а не орфографической стороне (ста расти – старости – все
равно точная, хотя буквы совпадают не все.)
Неточная рифма делится на
ассонанс: звездами – розданы
неравносложную: врезываясь – трезвость
усеченную: обошёл – хорошо
акустическую (корневую, контурную): асфальту – свадьбу, разруха – рассудка
(с контурной рифмой надо быть очень осторожным, желательно подкрепляя ее аллитерацией или внутренней рифмой).
Основу неточной рифмы составляют звуки, расположенные ВЛЕВО (!) от ударного гласного. Увеличение повторяющихся звуков усиливает звуковую ощутимость рифмы.
2.
И что со всем этим делать?
В теории, как видите, все довольно просто, но на практике появляются всякого рода нюансы. Всех примеров привести, увы, просто невозможно. Вот некоторые.
К примеру, уже во времена Пушкина считались моветоном «избитые» рифмы: розы – морозы, кровь – любовь – вновь… И, тем не менее, это НЕ ТАБУ! Ведь сумел же Пушкин «вывернуться»: ….морозы, читатель ждет уж рифму розы!etc. Всё зависит от задач, от контекста
Например, не запрещается рифмовать одинаковые части речи (прилагательные с прилагательными, глаголы с глаголами), но искушенные в стихосложении авторы стараются избегать таких «простейших» рифм. Гораздо интереснее рифмы неточные, но богатые и «разночастиречные».
Самое главное – НЕ ПУТАТЬ те же глагольные рифмы (нагружала – угрожала) с просто глаголами с одинаковыми глагольными окончаниями.
Бегут – живут – ведут и т.д. – рифмами НЕ являются! (Такой ряд если не бесконечен, то довольно длинен, и примерно треть глаголов можно таким образом якобы «рифмовать».)
Конечно, с этим утверждением можно поспорить, тем более что теоретически это, пожалуй, рифма (см. выше). Но вот, поди ж ты, – считается безвкусием! Впрочем, если вы надумали написать текст к попсовой песенке – флаг вам в руки, – там такое даже приветствуется…
То же касается и других частей речи. Рифмой НЕ являются (опять-таки речь всего лишь о правилах хорошего тона): ожидания – признания – касания и т.д. Особенно китчевыми считаются окончания на -нья (-нье): растерзанье – выживанье, наважденье – просветленье и т.п.
Конечно, слова с такими окончаниями, в принципе, употреблять можно (вместо нормативных на -ния (-ние)), но не стоит ими злоупотреблять и тем более «рифмовать»! (Это гораздо ХУЖЕ, чем настоящая глагольная рифма.)
Кроме того, не стоит рифмовать однокоренные слова, особенно очевидные: свет – просвет, прибежал – убежал.
(Я в свое время сознательно срифмовала кровь – свекровь именно с точки зрения их «не явной очевидности». Возможно, я ошибаюсь.)
Например, красный – прекрасный . Казалось бы, однокоренными они были когда-то в прошлом, и можно было бы их рифмовать… НО! Это совершенно «затертая», набившая оскомину «рифма». И – опять-таки – смотря в каком контексте. Однозначных ЗАПРЕТОВ просто не может быть!
Напоследок приведу отрывок из статьи Леонида КАГАНОВА
«Вредные советы поэтам. Как писать стихи»:
«Замечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно интересуются – как бы написать стих похуже? После прочтения около 1000 стихов, <…> мне удалось составить подобие такой методички.
<…>
КАК РИФМОВАТЬ
Следует тщательно выбирать
рифму. Годится далеко не всякая! Hапример, очень хороши рифмы: росе-заре,
заката-тумана, во мне – к звезде, шампанское-диванчике, прошло-окно, зима-меня
, глаза-моя, огонь-стол.
Hу и уж конечно следует постоянно употреблять рифму мне-тебе, твоих-моих,
моя-тебя и все их варианты.
Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое – просто
используйте их почаще. Розы-морозы, кровь-любовь и, конечно же, неизменное поздравляю-желаю.
Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа:
впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...
В русском языке есть такая особенность – многие группы глаголов имеют
одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо
пользоваться в каждой строке, постоянно рифмуя: пошел-нашел, мечтал-отдал,
пойдет-найдет, мечтает-провожает, забыть-любить, дышит-слышит, видеть-обидеть.
Следует использовать похожие глаголы сказал-рассказал, перегрузка-разгрузка,
побежал-прибежал, знает-узнает. Можно и проще: любит – не любит, был – был.
Кидает клен последний лист лениво.
Пришла осенняя пора.
Повяла золотая жнива.
Прощай, любимая пора!
А можно и так:
Осень. Опять темнота.
Солнце исчезло куда-то.
Вокруг меня пустота,
Птицы кричат где-то.
Лучше всего рифмовать строчки попарно, по две штучки. Это удобнее – не надо
хранить в голове кучи рифм. Написал строчку – в следующей зарифмовал и сразу забыл.
Пишешь следующую.
Завтра я буду одна.
Буду сходить с ума.
Слезы текут ручьем.
Давай посидим вдвоем.
Hе стоит баловать читателя частыми рифмами. Например, в четверостишии вполне
достаточно зарифмовать лишь вторую и четвертую строки – стих от этого не
развалится. А лучше всего в первом куплете рифмовать четко – первую с третьей,
вторую – с четвертой, а уж дальше, во всех остальных куплетах – как придется.
Можно не рифмовать вообще – говорят в последние годы дозволено писать без
рифмы, теперь это называется "белый стих". Прямо гора с плеч!
<…>Итак, вы прошли краткий
курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи.
Hеудач в творчестве!»