Анна Ахметова
Гонки на рогатой скотине или
Размышления зашоренной ханжи
Все-таки полезная штука свобода слова: когда можно безнаказанно говорить о сокровенном, дурь каждого сразу видна. И если в чьих-то беспокойных умах начался процесс брожения, это сразу можно определить, и не только по запаху. Многая лета Литфесту! Вскрытие нашего милого сообщества показало: хоть Советский Союз и рухнул без малого восемнадцать лет назад, пресловутый «совок» живёт и здравствует по сей день…
Право же, нам было бы впору объявить некогда красный день календаря (7 ноября) траурной датой. Слишком велики были потери, дай Бог, чтобы не безвозвратные. Красный режим попытался выдернуть с корнем тот стержень, на котором держится любой народ, – веру. И сожженные храмы, уничтоженное культурное и историческое наследие многих народов – лишь малая толика содеянного. Практически исчезло, как класс, крестьянство – богобоязненное и относящееся с глубоким почтением к земле-кормилице. Крепких, хозяйственных мужиков истребили, а остальных загнали в колхозы-«резервации». С гибелью системы на маленького советского человека обрушилась свобода, к которой он не привык и не знал, что с ней делать. Потому сейчас и вымирают, спиваются целые села: нет больше у крестьянина ни почтения к земле, которая долгие десятилетия была колхозная, а значит, ничья, ни святой веры…
Точно так же была истреблена и ненавистная «прослойка» – интеллигенция. Та, чье внутреннее благородство, порожденное глубокой религиозностью, претило новым «хозяевам» – душегубам и безбожникам. Они сформировали новую «элиту» – элиту люмпен-пролетариата. Быть может, в этом причина того, что нынешняя интеллигенция так же безбожна и развращена? Наблюдается примечательная тенденция: чаще всего именно хорошо образованные люди с прихотливыми вкусами исповедуют и проповедуют притягательность зла. Священное Писание кажется им скучным и примитивным в качестве пищи для ума и души – они находят ее в самых тёмных и дурно пахнущих сторонах искусства. Этим людям не нужен Бог, ведь религия налагает на человека определённую ответственность, им же подавай вседозволенность.
Всё-таки странная штука эта свобода слова… Ты можешь на каждом углу во всю глотку орать самые похабные ругательства, богохульствовать, отстаивать права сексуальных меньшинств, и никто не посмеет тебя тронуть – тотчас же найдётся свора защитников. Но попробуй заявить о том, что ты – верующий человек, защищающий традиционные, «немодные» нынче ценности, как на тебя со всех сторон градом посыплются камни. Как минимум, тебя поднимут на смех, обругают «зашоренным», «ханжой». Как максимум – обвинят в посягательстве на свободу слова и нарушении прав человека.
А ведь человек – венец творения Божьего, созданный по Его образу и подобию. Единственное Его создание, наделенное способностью творить. Издавна считалось, что талант – от Бога. И справедливо считалось. Древнерусские летописцы-монахи даже не называли себя авторами своих текстов. Полагали, что автором может быть только Всевышний, а они лишь записали то, что Господь в них вдохнул. В мусульманских странах верующие люди до сих пор даже письма начинают фразой «Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим» – «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!»
Однако сейчас отношение к творчеству совершенно иное. Тщеславие человеческое достигло таких масштабов, что современные авторы не только целиком приписывают свои успехи себе (если произведение получило признание), но и снимают с себя всякую ответственность за сотворённое. А ведь чем выше мастерство автора, тем в большей степени он в ответе за своё детище. Только такая точка зрения противоречит болезненным амбициям современных гениев. Они пишут с маленькой буквы слова Бог и Родина. Им ничего не стоит в вирши, где в уничижительном тоне говорится об этих высоких и святых для каждого душевно здорового человека понятиях, втиснуть… мужской половой орган. Или разглагольствовать на тему «А вот если бы у Бога была дочь…». «О Боге – лучше плохо, чем ничего» – вот их девиз. А дальше – больше: дескать, нет никакого Бога. Тёмные люди Его придумали, а раз уж придумали, надо использовать с наибольшей для себя выгодой. А доброго человека Августа обвинили в пресловутой зашоренности, едва лишь он обмолвился о том, что только ограниченный человек может считать, что он использует Бога. Такие вот двойные стандарты: нам можно нести всякую ересь, а вы, ханжи, не смейте рта раскрыть.
В своих поэтических измышлениях горе - «революционеры» с Богом запанибрата. Только очень уж дёшево выглядит это показное богоборчество – невольно вспоминается знаменитая крыловская Моська, лающая на слона. В нём чувствуется отчаянная попытка человека, осознающего, что его поезд уходит, привлечь к себе хоть какое-нибудь внимание. И таковые пускаются в отчаянную гонку на рогатой скотине, открытым текстом обозначая своё «транспортное средство» – «чёрт лысый», едва ли задумываясь, как дорого обойдётся им эта езда. А потом начинается нытьё: почему стихи не пишутся? Ни днём, ни ночью, ни спьяну, ни на трезвую… Но никто не ответит на этот вопрос лучше Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите». Мыслимо ли рассчитывать на вдохновение, отдав свой талант в услужение тёмное силе, которая сама не в состоянии ничего сотворить? И хорошо ещё, если итогом этой гонки станет «не свет, но покой»…
Другая модная тенденция – язычество. Воспевание всевозможных сварогов и перунов под маской «возврата к корням». Что ж, для древних славян такая наивная вера была вполне приемлема. Но ведь по мере развития нашей цивилизации человек получал новые знания о Божественном. И что теперь – назад, в дебри? То, что для наших предков было откровением свыше, по современным меркам — дремучее невежество. Только почему-то те, кто ратует за «возврат к корням», не лишают себя благ цивилизации. Эти «неоязычники» ни за какие коврижки не согласились бы жить в деревянной избе, обрабатывать землю при помощи сохи и бороны, носить домотканую одежду и, пардон, не пользоваться туалетной бумагой. Слабо? А лбом об истуканов – «круто»…
И если бы наши «гении» катались верхом на нечисти в одиночку, так нет же – норовят прихватить с собой попутчиков. И те находятся, особенно легко заглатывает приманку совсем ещё зелёная творческая молодежь. В этом разухабистом богохульстве им видится широта мысли, свобода… От кого и чего: от бессмертия души, которое в наши дни продается за аляповатый диплом да несколько строчек в газете? Но до боли легко постигается сомнительная наука стихоразложения.
Слава тебе, Господи, что меня считают зашоренной ханжой! И я не боюсь таковой показаться. Мне трижды фиолетово, какого мнения обо мне будут наши «вольнодумцы». Стоит ли молчать из страха быть обвиненным в ханжестве, когда рядом открыто, без тени стыда и страха возводится хула на Всевышнего?
Я защищаю свои убеждения – в конце концов, у нас свобода слова. Мне отдают гниющей падалью вирши, в которых с колоколами соседствует мат. Сама грешна – не могу порой воздержаться от крепкого словца. И, понимая, что в наше время зачастую умную мысль можно донести только жо…, доставляю почтенной публике такое сомнительное удовольствие. Хрена с два вы бы прочитали мою первую статью – кстати, довольно длинную – не будь в заголовке звонкого словечка.
Но там, где Бог, нет места ничему нечистому. И, кстати, если посмотреть на Литфест, то, как бы ни были искусны по форме творения «богоборцев», они блёкнут на фоне тех, которые были освящены благодарственной молитвой за ниспосланное вдохновение. Даже в наши смутные времена хватает чистой и здоровой духовной пищи. Только некоторых от неё воротит. Что ж, каждый сам выбирает свой путь… Но как жалко выглядит эта «интеллигенция» без Бога в душе со своей самонадеянной, но, увы, мимолетной вседозволенностью – данью «совку»… Эти «творцы» не в ладах с собой, с той частицей Божественного в себе, оттого и веет тленом от их порой безупречных по форме, но гнилых по содержанию стихов. Интересно, что сами они часто брезгливо воротят нос от «совка», как от символа косности, не осознавая, что скачут в ту же степь и на том же «транспорте».
На всё Божья воля. Возможно, после распада Советского Союза наше общество должно переболеть этой болезнью… Быть может, всё, построенное за эти семьдесят лет без имени Божьего на устах, должно обратиться в прах, чтобы на руинах проклюнулись и потянулись к небу ростки веры.
P.S. Не предавайте «анафеме» Августа, который снова посодействовал публикации на сайте моей статьи. Это не призыв к покаянию – моя гордыня не столь велика, чтобы я претендовала на роль воспитателя. Это - просто размышления «зашоренной ханжи» в ответ на публикации разнузданных вольнодумцев.
Анна Ахметова