22 Січня 2025, 02:41 | Реєстрація | Вхід
/ Дитя и его няньки. Хаотичные размышления о сущности видеопоэзии. - 8 Травня 2012

 Дитя и его няньки. Хаотичные размышления о сущности видеопоэзии.

Категорія: «Новини»
Дата: 08 Травня 2012 (Вівторок)
Час: 19:42
Рейтинг: 5.0
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 1922


Затакт
«Есть идеи, которые витают в воздухе. Например, соединение в искусстве чего угодно с чем угодно (человечество занимается этим на протяжении всей своей истории) или визуализация искусств невизуальных». (Леонид Костюков)
«Современная поэзия сейчас во многом представляет собой нечто малопонятное даже тем, кто ею занимается — границы размыты, формы очень не ясны. И в этой связи авторы, если не могут придать своему произведению форму внутри себя, ищут какие-то внешние формы и форматы. Люди пишут достаточно бесформенные тексты не потому, что не умеют писать правильных стихов, регулярных стихов. Дело не в этом. Дело в поиске форм и в приближении поэзии к сегодняшнему времени, в котором человек ощущает себя достаточно размыто и слабо себя идентифицирует. Поэтому видеопоэзия как нельзя более удачно подходит к современной поэтической теме».
(Андрей Родионов)

Исходная точка
Когда возникает нечто новое, естественно желание его назвать, дать имя ребёнку. Вот ряд имён, которые уже успело примерить это дитя от разных родителей за свою недолгую историю: видео-визуальная поэзия, поэтроника, поэтическое видео, медиапоэзия, кино-поэзия, стихоклипы, поэтические клипы, цифровая поэзия. В этом ряду термин видеопоэзия наиболее употребляемый в последнее время. Причём, из-за гармоничного звучания слова, а не от иерархии его составных частей. Она то, как раз здесь искажена. Ведь, если допустить, что в этом явлении на первом месте — «видео», то во главу угла будет поставлено внешнее. Однако, видеовысказывание о поэтическом тексте — это ещё не поэзия. Для того, чтобы оно таковой стало или проявилось, необходимо видеопоэтическое высказывание.
Сколько же мнимых тропинок в этом почти не топтаном поле? Если условно принять за рабочую схему слова Кольриджа: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке», то поиски этого лучшего порядка породят некую арифметическую прогрессию вариантов текста. С большим количеством неудачных попыток. Но если мы введём в эти поиски лучшего варианта «высказывания» ещё и другие союзные стихии — звук (в т.ч. и голоса поэта), зримое изображение и пр. — шаг прогрессии увеличится в разы и она станет геометрической. Теперь количество неудачных вариантов явленного целого станет очень большим, а количество посредственных и вовсе — гигантским. Как не утонуть в этом океане попыток, как не выплеснуть с пеной ребёнка?
Создать видеопоэтическое высказывание — это не только вытащить из себя живой поэтический мир текста, но и адекватно зримо передать его, используя всевозможные смежные виды искусств. Для того нужно знать язык этих смежных видов, инструментарий и методы. В силах ли один человек замкнуть всё на себя и из себя же — исторгнуть?

Попытки определения
«Видеопоэзия — это экранизация поэтического произведения». (Алексей Ушаков)
«Видеопоэзия — это одна из форм видеоискусства, включающая поэтический текст на акустическом или визуальном уровне». (Катерина Давиньо)
«Видеопоэзия — это вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Это пограничное направление: с одной стороны оно граничит с классическим короткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой — с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей — с видеозаписью поэтических чтений, но, в отличие от них, в видеопоэзии видеоряд несёт дополнительную смысловую нагрузку, обогащает произведение либо акцентирует в нём определённую интерпретацию». Википедия (1)

Интерпретация поэтического текста
«У семи нянек дитя без глазу» — говорит народная пословица. На стыке искусств можно искусно лавировать и обосновывать значимость, но сложно создать нечто жизнеспособное. Главная проблема видеопоэзии — это проблема адекватной интерпретации поэтического текста. С прозаическим текстом проще. Режиссёры уже давно освоили это пространство во всевозможных экранизациях или хотя бы поднаторели выдавать за желаемое свои попытки «по мотивам произведения». Не поэтому ли так привычно они подходят и к воплощению поэзии в кадре, и к своей руководящей роли в этом процессе. А, между тем, налицо объективные факторы, усложняющие задачу либо перемещающие её в иную плоскость:
= малый размер поэтических текстов (в отличие от прозаических);
= особым образом организованная речь поэзии;
= слабая практическая мотивация заниматься этим некоммерческим делом;
= новые технические возможности, тиражирующие «сам-себе-режиссёров» и позволяющие талантливым дилетантам вторгаться в «санкта санкторум» видеопроцесса.

Действующие лица и исполнители
Явление видеопоэзии видится мне своеобразным озером, берега которого поделены различными людьми и сообществами, словно территориальными границами. Впрочем, поделены они условно — либо субъективными декларациями, либо в силу сложившихся формальных отношений. Все участники процесса пьют воду из этого озера, но имеют на него различные точки зрения и планы. Попробуем выявить основные группы, приходящие на этот символический водопой. А приходят на эти берега и сидят как на «золотом крыльце» детской считалочки — поэт и режиссёр, музыкант и сценарист, оператор и монтажёр. Все те, кто, так или иначе, замечен в общем безобразии. Сразу оговорюсь, я смотрю на феномен видеопоэзии с колокольни поэта. О том и бью во все колокола.

Из чего же состоит пирог видеопоэзии, каковы его главные ингредиенты и рецепты приготовления? Несомненно, для поэта главное — это текст. Его мысленная (представляемая и проговариваемая внутри) или письменная версия. Для режиссёра — цельный фильм/ролик. Ожившая череда полновесных кадров. Далее — по аналогии: для сценариста — сценарий; для музыканта — музыкальная дорожка. Довольно внятные исходные позиции.

Всё дело в том, откуда идёт главный созидающий импульс, кто его определяет и воплощает. Очевидно, что главные фигуры — это поэт и режиссёр. Музыкант, сценарист, оператор, монтажёр и прочие — всё же выполняют функции факультативные и могут быть заменены или исключены вовсе.

Так что говорят эти главные фигуры? Поэт говорит — я хочу! А режиссёр — я могу! При этом режиссёр не хочет делиться главенством в акте созидания. И вроде бы, обоснованно, ведь поэтический текст (равно, как и воплощённый в тексте поэт) для него, по сути — исходный материал. Режиссёр сталкивается только с личным ограничением в понимании самого поэтического текста. Что же до привлечения специалистов от музыки, живописи, видеосъёмки и монтажа — дело привычное, закреплённое в статусе. Он хозяин этого пространства, где поэт — заказчик или дилетант-самозванец. И, по сути, режиссёр — расширяет сферу своего влияния на процесс. Поэт же и здесь, в идеальном варианте, — длит себя, заполняет вакуум собой. Потому, не жаждет идти на поклон или хуже того — отдавать на заведомо сомнительное воплощение свой поэтический мир. Он желает и дальше оставаться единственным творцом своего мира. Но останавливают его ограничения в специфических навыках и отсутствие таланта в смежных видах искусств.

Идеальное и разумное
Каков же этот идеальный вариант? Мой ответ — когда творец в едином лице; он суть сгусток, из которого начинается «большой взрыв» новой вселенной, движимый многими умениями и потенциалом творца.

В этом идеальном варианте поэту для выполнения этой сверхзадачи надлежит: стать сценаристом, оператором, режиссёром, а также – музыкантом, звукооператором; освоить монтаж видеороликов. Что практически невероятно сложно, но теоретически допустимо. При этом, все приобретаемые навыки ему нужны в объёме уверенного ремесленничества.

С обратной стороны — режиссёру нужно освоить все вышеперечисленные навыки (о которых он теоретически знает), а главное — стать поэтом (а не стихотворцем на стадии ремесленничества). Что сложно допустить даже теоретически. Как варианты: ему остаётся только видеоадаптация чужого поэтического текста (что выходит за рамки допущения об «идеальном и едином творце») либо своего «условно стихотворного» текста (что ставит под сомнение главную составляющую творения).

Но есть ещё разумный вариант — когда и поэт, и режиссёр идут друг другу навстречу. И сходятся в точке, признающей равные права сотворцов.

Вот рецепт возможного успеха поэтического клипа от Леонида Костюкова (2):
= Необходимо хорошее стихотворение: видеоряд не должен играть роль подпорки. Видеоряд в лучших клипах является одной из возможных интерпретаций стихотворения.
= Манера чтения должна быть авторской, а не актерской.
= Подчеркнутый аскетизм видеоряда.
В этом рецепте явно видна «золотая середина», уравновешивающая в равных долях поэта и режиссёра, делающая их действительными соавторами нового непростого творения.

Разложить по полкам

На данный момент явлено несколько способов классификации видеопоэзии:

1. По географическому признаку.
Деление это условно, потому что автор ролика, например, может быть из одного города, а фильм снимал в другом. Также авторы видео и текста могут жить по разные стороны планеты. Потому предпочтение отдается месту, из которого происходит режиссер фильма.
Информация сайта LitGround (3)

Самая неудачная классификация, поскольку данный подход больше присущ всевозможным «литературным картам».

2. По критерию иллюстративности.
2.1. Ролики, требующие визуальной репрезентации сюжета текста:
= поэт в кадре читает свое стихотворение;
= герои некоего сюжета произносят в кадре стихотворение поэта;
= герои участвуют в некоем сюжете, текст озвучивается или читается в титрах.
2.2. Ролики, строящиеся только исходя из медиума самого языка:
= озвучивается текст, развертывающийся на экране;
= текст только развертывается на экране.
Информация сайта «Видеопоэзия» (4)

3. По характеру связи поэтического текста и визуального ряда.
3.1. документальная (автор читает стихотворение в кадре);
3.2. текстографическая (в видео присутствует текст стихотворения);
3.3. иллюстративная (поэтический текст иллюстрируется напрямую);
3.4. концептуальная (сюжет видеоряда связывается с текстом на уровне идеи);
3.5. сюжетная (основное место в ролике занимает сюжет);
3.6. музыкальная (ритм видеоряда задаётся музыкальным сопровождением);
3.7. визуальная (текст вырожден, проявляется только в ритмичности видеоряда).
Информация сайта «Видеопоэзия» (5)

Разумеется, указанный список не исчерпывающий и открыт для любых дополнений.

Творческая щедрость

Я двумя руками за творческую щедрость! Дадим каждому из участников процесса (в первую очередь — поэту и режиссёру) право на своё мнение, называние и развитие. Долой цеховой снобизм! Однако, будем чётко различать виды подхода к синтетическому творению — поэтический и режиссёрский. Это ли не существенный критерий ещё одной из классификаций жанра. Более того, этот критерий следует ввести и в систему оценок видеопоэтических произведений на всевозможных конкурсах.

И всё же, несмотря на некоторый пройденный путь, канон видеопоэзии до сих пор не сформирован, его жанровая форма оттачивается в творческих мастерских и обобщается на фестивалях видеопоэзии. К чему я и призываю всех желающих — приобщиться к созиданию в рамках нового жанра.

А в заключение, приведу собственное определение видеопоэзии. Разумеется, с точки зрения поэта: «Видеопоэзия — это оживление авторского мира поэтического текста путём зримой интерпретации его в медийном пространстве, с использованием инструментария всех возможных видов искусств». Это в чём-то сродни работе переводчика, только здесь поэт переводит самого себя на синтетический полиязык новых форматов.

Послезвучие

«Оценивать начинание как таковое, вероятно, бессмысленно — его невозможно ни закрыть, ни искусственно стимулировать. Что тут есть здоровое зерно, очевидно. Что неизбежны издержки — тоже. Но если поэт уверенно остается поэтом (а не актером или пешкой шоу), а стихотворение — стихотворением (а не поводом для забавы), то дальше открывается интересное пространство для маневра». (Леонид Костюков)

Список использованных источников:



6 коментарів

avatar
Ах, вот как.
Что же, и я сверкну своим кредо:
1) всё, что делается - должно быть сделано хорошо,
2) хорошо - могут только профессионалы, изредка (!!!) - самородки.
3) обольщаться - вредно, знать себе настоящую цену - необходимо.
4) исходя из этой цены - искать соответствующую степень и форму уникальности.
5) забить на термины, делать то, что надо, а не то, что получается.
Круг замкнулся.
avatar
что это за 5 маразматических пунктов??? бред собачий...
avatar
Эти 5 пунктов - лаконичный ответ предложенным автором статьи концепциям "идеального" и "разумного".
Если Вы полагаете, что это бред - соблаговолите доказать нежизнеспособность каждого пункта.
Если же Вы считаете, что касательно именно видеопоэзии, существуют некие особые, более ни к чему не применимые требования - заявите.
avatar
Візуальна поезія - це те, що обходиться без слів. Те, що всі розуміють це як необхідність тулити прочитані вголос вірші до відеоряду - це є тотальна облуда.
Справжня ВІДЕОПОЕЗІЯ - це коли дивишся візуальний витвір на екрані, і без слів відчуваєш всю його поетику і ритм.
avatar
Згідно з Вашим твердженням, все, що має назву "ВП" такою не є.
Тобто - якщо й існує, то - невідомо де. Точно не на фестах ВП.
avatar
Не погоджуся з обома.
Під поняттям ВП мається на увазі досить широкий спектр робіт (за концепцією, за технікою виконання та за багатьма іншими критеріями). Роботи аргентинців, н-д, яких CYCLOP демонстрував восени минулого року, всі позбавлені тексту. Взагалі будь-якого. Й це теж відеопоезія. Поезія може у відео писатися, поезія може лунати, поезія (ідея, концепція) може тільки матися на увазі - і все це будуть відеопоетичні роботи.

п.с.: на додаток. відеопоезія та візуальна поезія - це різні речі)

Залишити коментар

avatar