Рейтинг: 0.0
Матеріал додав: pole_55 Кількість переглядів: 2439
В 2012 году гостем и членом жури фестиваля видеопоэзии CYCLOP стал писатель, драматург, поэт, журналист и представитель портала видеопоезии "GVIDEON" - Алексей Ушаков (Россия, г. Москва).
Публикуем его впечатления о фестивале.
Прежде всего, мне хочется поблагодарить организаторов фестиваля, и лично Полину Городисскую, которая пригласила меня в жюри конкурсной программы, и предоставила возможность рассказать о конкурсе видеопоэзии Волошинского фестиваля, о самом фестивале, о видеопоэтическом портале GVIDEON, и показать программу из лучших роликов - призеров и победителей Волошинского конкурса видеопоэзии. Кроме того, я был в Киеве впервые и город мне очень понравился! Хотя конечно, увидеть весь Киев за два дня фестиваля, программа которого была очень насыщенной - совершенно нереально! Но главное - я увидел Днепр, который действительно «чуден» при любой погоде, и одну из главных достопримечательностей столицы Украины – Киево-Печерскую Лавру.
Дело в том, что показ конкурсной программы фестиваля CYCLOP, а также лекции, презентации и выступления гостей, проходили в «Музее книги», расположенном на территории Киево-Печерской Лавры. Помимо этого, на другой стороне улицы, прямо напротив стен Лавры в одном из огромных зданий, используемых как выставочные залы, проходила выставка CONTEMPORARY ART, о чем объявляли огромные плакаты. Подобного соседства современного искусства с духовно-культурным центром православной церкви уже невозможно представить в современной России. Даже в Москве и в Питере, не говоря о провинции. Как относится московская патриархия к современному искусству - давно всем понятно. Короче, по моему скромному мнению - очень неплохо было бы, если бы следующим патриархом был избран украинец.
Вообще Украина, даже по первому впечатлению, выглядит сегодня более свободной страной, чем современная Россия. Люди гораздо спокойнее и доброжелательнее, на это я обратил внимание еще в Крыму, когда целый день бродил по Симферополю в ожидании вечернего поезда.
Теперь впечатления от конкурса.
В конкурсной программе было представлено 50 роликов, на русском и украинском языках. Причем работы, где стихи звучали на русском языке, были присланы на конкурс не только из России, но и из многих городов Украины. Когда меня приглашали в жюри, я честно признался организаторам, что плохо знаю украинский язык. Конечно, я понимаю, когда со мной говорят по-украински, но все-таки, чтобы адекватно оценивать художественный текст – этого мало. Из-за этого я мог недостаточно высоко оценить какие-то работы, которые явно заслуживали большего. Но в свое оправдание могу сказать, что в первую очередь я старался оценивать общее впечатление от видеопоэтического ролика – т.е. насколько цельным выглядит сочетание поэтического текста и изображения в произведении.
Начну с плюсов! В целом - общее впечатление от конкурсной программы очень хорошее. Общий уровень присланных роликов, в том числе и чисто технический, был довольно высоким. Даже выше, чем уровень работ присланных в этом году на Волошинский конкурс. Что-то понравилось больше, что-то меньше, но смотреть можно все. Скидок «на любительский уровень» делать почти не приходилось, среди авторов роликов было довольно много профессионалов, это сразу было заметно. Поэтому, несмотря на длинную программу - конкурсный показ продолжался почти три часа - и жюри и зрители это выдержали.
Другой положительный момент: можно с определенной уверенностью утверждать, что жанр видеопоэзии в России и в Украине вырос из детского возраста и становится подростком! ) Но, отсюда появляется новая своеобразная подростковая «болезнь роста»!
Большинство авторов показанных на фестивале роликов - люди молодые, с детства воспитанные на глобальном музыкальном канале MTV, поэтому в своих работах невольно начинают копировать приемы и стандарты музыкального видеоклипа. Неудивительно, что почти 90% роликов, представленных в конкурсной программе, напоминали именно музыкальное видео, только вместо песни - звучали стихи под музыку. В одном ролике авторы не выдержали и даже запели в финале!
В этом, на мой взгляд, есть три серьезных минуса:
Первое – когда видишь работу, которая сразу вызывает ассоциации с музыкальным видеоклипом, невольно создается впечатление, что ребята хотели бы сделать популярный хит, но, к сожалению - петь не умеют, поэтому текст читают.
Второе и главное – музыка, звучащая в качестве подложки отвлекает от текста, и часто вместо стихотворения зритель невольно начинает слушать музыку, поэтому смысл стихов ускользает. Кроме того, стихи имеют собственный ритм и собственную мелодию, а когда используется музыкальная подложка, автор невольно начинает монтировать в ритме музыки, и часто получается так, что закадровый текст можно совершенно убрать или вставить любой другой текст, и ролик от этого ничего не потеряет. Об этом я сказал в интервью української щотижневої газети «Культура і життя»
Третье – фоновая музыка, как правило, довольно средняя по художественному качеству, и от этого общее впечатление от ролика усредняется, а при просмотре работ в большом объеме еще и быстро надоедает. Такого количества лирических фортепьянных арпеджио я давно не слышал! Общее впечатление от этого сильно портится, и влияет на оценку жюри. Так, например, один из клипов начинался совершенно без музыки, и начало было сделано в стилистике журналистского репортажа. «Вот! Интересная работа!» – сразу подумал я, но потом в кадре появился лирический герой, читающий стихотворение, и внезапно опять полились фортепьянные арпеджио. Впечатление сразу было испорчено!
Поэтому хочется еще раз напомнить всем потенциальным авторам – закадровый текст под музыкальную подложку и с видеорядом, так или иначе иллюстрирующим текст стихотворения – это первое, что приходит в голову, когда берешься за создание видеопоэтического клипа. Будьте уверены - подобных работ будет много, и ваша, скорее всего, несмотря на качество стихов и видео, на общем фоне будет выглядеть средне, и потеряется в этом потоке.
Именно поэтому, я, например, имея уже достаточный опыт организации и участия в конкурсах, ставил высокие оценки в основном тем роликам, авторы которых пошли по другому пути, и сделали видеопоэтический клип в первую очередь непохожим на музыкальное видео. Таким работам, где поэтический текст является основным элементом произведения, и убрать его никаким образом невозможно.
Несмотря на то, что победителем и призером зрительского жюри стал ролик "1+1=1" , напоминающий именно музыкальное видео, с текстом, из которого я не запомнил ни строчки, (хотя он был на русском языке!) - в шорт-лист из двенадцати роликов, выбранных членами жюри, в основном вошли те немногие работы, которые хоть каким-то образом, но отличались от стандартов музыкального видео. И это тоже большое достижение фестиваля CYCLOP, которое показывает перспективу дальнейшего развития и популяризации жанра видеопоэзии в Украине и в России.