Почему я решил написать эти заметки?
27 января 2003 года прямо в цеху, в разгар рабочего дня, у меня родился стих ("Я думаю о смысле бытия"). Что было для меня более чем неожиданно: никогда не писал стихов, даже не интересовался ими. Ну, как все слегка образованные люди, читал классиков, знаком был – шапочно – с основными российскими поэтами, но современников (за исключением Высоцкого и Окуджавы) знал плохо. Слыхал про некоторых, читал по паре стихов в журналах – и только. Исключением была пародия – это любил, даже помнил кое-что "избранное" для себя из Архангельского и А. Иванова (мир с ними обоими!), да ещё рубаи Хайяма.
И тут вдруг меня
понесло писать стихи… с чего бы? Зачем? Но делать нечего, пишу, раз
рождается. А дальше-то что? Как осчастливить ими человечество? Полез в
Интернет, порыскал, нашёл сайт "Стихи.ру". Посмотрел – ну, как раз для
таких идиотов, как я. С тех пор уже с ним не расставался, и на
некоторых других тоже обжился. Появились знакомства, даже добрые
приятели, чьи мысли и поэзия созвучны мне. И за эти два года и три
месяца родились и некоторые соображения о сетевой поэзии, которые я и
выношу на суд читателя.
Сразу уточняю для профи: ЭТО ЗАМЕТКИ
ДИЛЕТАНТА, и к ним прошу относиться соответственно. Не монография, не
обзор, не исследование. Претензий на истину в конечной инстанции НЕ
ИМЕЮ!!! Таких, как я – десятки тысяч, а читателей – сотни тысяч, и ИХ
отношение к поэзии вообще и к сетевой в частности в корне отличается от
профессионального подхода.
ЗАЧЕМ ПИШУТ СТИХИ? (Заметка №1)
Вопрос не столь уж дурацкий, каким он кажется на первый взгляд. Да, я знаю – "искра Божья", способности, дар, талант, гении – это всё в природе есть. Но так ли уж это необходимо для того, чтобы слагать рифмованные строки? – вовсе нет! Любой образованный человек позапрошлого (Господи! Как время-то бежит! Уже позапрошлого…) века УМЕЛ это делать. А вот ПОЭТАМИ были далеко не все. Итак, выстраивается цепочка: поэты; графоманы; умеющие рифмовать. Начну с последних.
УМЕЮЩИЕ РИФМОВАТЬ
Их немного. Балуются (именно так, за редким исключением) для себя, для
друзей, претензий не имеют, и обычно чётко понимают, что это – НЕ
ПОЭЗИЯ, и даже не хобби, а так… баловство. В Сети их почти нет, на
сайтах чаще всего в качестве читателей, но зарегистрированных, со своей
страничкой, как правило, едва заполненной. Им интересно почитать
хорошие стихи, их они и ищут, иногда находят. Оставляют замечания,
подчас весьма интересные.
ЗАЧЕМ ОНИ ПИШУТ? А они практически и не пишут! Ну, разве для прикола…
ГРАФОМАНЫ (кратко)
Вот тут уже не скажешь: "немного"! Как выразился какой-то классик, "имя
им – легион". И, соответственно, градация тоже разная – от полных
бездарей до тех, в ком пресловутая "искра Божья" всё же теплится, да
вот не разгорелась, что ли… Порой и выдают вполне хорошее – но редко,
редко очень.
Для многих из них характерно сбивание в стаи (они
каким-то шестым чувством определяют "своего") часто весьма крикливые и
агрессивные. На сайтах, где есть рейтинги, топы и пр., делают друг
другу баллы путём многочисленных рецензий (далее – просто РЕЦЫ для
краткости), проводят приятелей в номинаторы и номинируют творения свои,
утверждая свой стиль и своё понимание поэзии в КАЧЕСТВЕ ОБРАЗЦА. Вот
это уже не безобидная вещь! Дело в том, что (за редким исключением)
поэт – существо честолюбивое. Хочется побольше читателей, рейтинг
повыше, в номинацию угодить, внимания мэтров удостоиться. И это
нормально.
А что видит начинающий - и не бездарный – поэт, коих
немало? А видит он, что и слава сетевая, и рейтинги, и номинации у тех,
кто пишет В ОПРЕДЕЛЁННОЙ МАНЕРЕ И НА ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ТЕМЫ (часто эпатажные
или заумно выраженные). И начинающий подражает им, примыкает к стаям
(кланам) – и в конечном итоге часто губит себя.
Правда, есть и
графоманы не агрессивные, а весьма порой КАК ЧИТАТЕЛИ строгие,
взыскательные и, не побоюсь сказать, профессиональные. Они прекрасно
ЧУВСТВУЮТ стих, легко отличают хорошее от дерьма, и частенько –
добротную ремесленническую поделку от истинной, с чувством и мыслью,
поэзии. Для поэта – это самые благодарные читатели: и замечания
толковые выскажут, и на похвалу не поскупятся (когда есть за что!), а
то и на тему наведут… К своим творениям относятся достаточно критично,
так как хороший вкус не даёт им возможности относиться к ним слишком уж
серьёзно.
ЗАЧЕМ ОНИ ПИШУТ? Причины разные:
1. Пишется. Ну, свербит вот (как и у меня) временами, надо это оформить в "нетленку".
2. Приятели (подруги) пишут. И у меня выходит! И я буду поэтом!
3. Жажда славы. Славы местной (в кругу друзей), более широкой, а то и
искренне верят в то, что талант им дан огромный – тогда берегись тот,
кто хоть намёк сделает, что эти стихи – лажа. Отравят жизнь всеми
доступными способами ( на Стихире знал двух бедолаг, одна из них –
отличная поэтесса – даже ушла было, друзья потом еле уговорили
вернуться).
4. Редкий случай – пишет "не своё". У человека дар
сатиры – пишет "томную" лирику, или наоборот – словом, не то, к чему
способность есть. Иногда (если есть вкус и чувство самокритики)
способен осознать и просветлеть разумом, пойти по своей стезе.
Хорошо ли это? – да никак, ни хорошо, ни плохо. ЭТО ЕСТЬ, было и будет всегда. Человеку нужно иметь цель, мечту, хобби для души (безо всяких кавычек!). И уж лучше графоманство, чем водка или наркота, или иное нехорошее.
ПОЭТЫ (очень кратко)
Их, конечно, меньше,
чем графоманов. И это тоже нормально – хорошего не бывает много по
определению. И градация здесь весьма многоступенчата, поэтому о
градации ПОЭТОВ напишу позже.
ЗАЧЕМ ОНИ ПИШУТ? Ну, эти-то не могут НЕ ПИСАТЬ!
1. "Шила в мешке не утаишь", и если дар дан, то уж наружу вылезет, как ни загоняй внутрь.
2. Для денег – если это профессионал в смысле заработка на жизнь (в
наше время вид практически вымерший, на поэзии – серьёзной – не
заработать).
3. Дар был, да поэт "исписался", но САМ ЭТОГО ПОКА
НЕ ПОНЯЛ, и пишет по инерции. Да и к славе (какой-никакой) привык,
трудно поверить, что ушла она.
4. Поэт ПОНЯЛ, что дар ушёл – но
есть договора на книги, на публикации в журналах, а аванс проп…
истрачен, да и жить-то как? Вот и пишет – мастерство осталось, и
получается РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО, хотя и высокой пробы подчас!
5. Не
столь уж редкий случай – "попал в струю", как, скажем, В. Вишневский со
своими "однострочками". Тут уж грех не воспользоваться оказией, и на
этом заработать. А потом – и не этим, а к поэзии совсем уж отношения не
имеющим. Тоже нормально!
*******************************
Примерно так. И некоторые выводы:
Сейчас серьёзной поэзией не прожить, не те времена. Поделками – можно.
Издаться – без проблем, были бы деньги. Даже стать членом какого-то
Союза (их уже несколько) – тоже, я лично трёх купивших членство знаю;
желающим могу образец "нетленок" сбросить. И в журналах та же система –
да вы и сами в курсе.
Хороших поэтов, пишущих ПОЭЗИЮ, а не вирши,
немало. Но вот с деньгами не у всех хорошо, для них сетевая поэзия –
единственная возможность "выйти в люди" со своими стихами. Но вот как
не потеряться среди массы ерунды – эту проблему каждый решает сам,
рецептов тут нет.
Когда уверяют, что мол, "талант всегда пробьет
себе дорогу" – ой, далеко не всегда! Здесь, как и в обычной жизни, надо
пробиваться, порою с боем, или хитростью, или (наиболее эффективно) с
наглостью, т. е. всеми способами.
А писать или не писать –
ПИСАТЬ! Неважно, какие к тому причины. И то, что одни серьёзные критики
или профессионалы считают графоманством, другие – не менее серьёзные –
считают ПОЭЗИЕЙ. Кто прав – покажет время.
Поэты, что друг другу били морды
И в жизни и в стихах лет …цать тому назад –
Что толку во вражде? Мышиные когорты
Стихи и те и те без разницы едят!
02.05.05
СЕТЕВАЯ ПОЭЗИЯ (глазами дилетанта) №2
Когда начинал писать вторую заметку, хотел было упоминать имена поэтов с различных сайтов, да раздумал: каждый читатель сам таких имён приведёт десятки… поэтому если и упомяну кого, то только в качестве наиболее яркого (мне известного) примера. А лучше других сайтов я знаю Стихиру (на других – недавно).
Итак, НАСТОЯЩИЕ ПОЭТЫ.
А собственно, КАК определить, настоящий или не вполне?! Где критерии,
индикаторы, знаки свыше – неважно что, но чтобы сразу, без сомнений –
вот это ПОЭТ, а это – так, рядом пробегал… Увы, к сожалению, ничего
такого (а может, и к счастью?) нет. Мне лично известен лишь один
критерий – Время, да и то не универсальный. Один Бог знает, сколько
прекрасных поэтов живёт рядом с нами, но известны они в силу разных
причин лишь ограниченному кругу людей! Нет денег на издание книги или
оттиск в журнале, не состоит ни в каких кружках, объединениях, лит.
клубах и т. д. Могут спросить: "Ну и что?" – а вот много "что"!
Опыт всех времён гласит: без поддержки, без протекции в хорошем смысле,
без "его величества Случая" в конце концов, получить ШИРОКОЕ признание
в любой сфере деятельности почти невозможно. Крайне редкие исключения
лишь подтверждают это. Вопрос достаточно спорный, я готов отстоять свою
точку зрения (и разовью позже).
Но вот "умозрительный" пример из
жизни: поэт в захолустном п.г.т. Мухостранске.. Семейный, с трудом
сводящий бюджет; без Сети (какой там Интернет?!), без знакомых
литераторов, пишущий по ночам и в редкие свободные минуты "для души";
непонимаемый даже родными – людьми хорошими, но далёкими от литературы,
для которых быть сытым каждый день – уже счастье. Что, нет таких? Или
всё же есть?
Кто узнает о нём?! Он и себе-то не верит; знакомые,
узнав о "сочинительстве", крутят пальцем у виска: деньги бы лучше семье
зарабатывал! Уехать в приличный город нет возможностей… А стихи, между
тем, великолепные. Дай ему Бог не спиться с тоски…
Но будем
считать, что определили НАСТОЯЩИХ, с "искрой Божией", поэтов. Какие
они? – да разные, причём настолько, что порой друг друга за поэтов не
считают! (любой, интересовавшийся поэзией или литературой, знает такие
примеры).
У меня для них своя градация – достаточно условная, без резких границ, разумеется:
1. Серьёзные
2. "Классики"
3. Поэты одной темы
4. Технари
5. Новаторы
6. "Психоделики"
7. Оригинальные
8. Универсалы
СЕРЬЁЗНЫЕ. Это поэты, у которых есть весь необходимый набор: хорошая
техника, мысли, чувства, темы. Ерунду и приколы пишут редко, а то и
вовсе не пишут. Читаешь с интересом; часто стих, мысль его, рождают
ответный стих. Люди несреднего ума, возраст значения не играет – и
восемнадцатилетний может выдать вещь, глубокую по мысли и чувству.
Имеют свою устойчивую аудиторию, размер которой зависит от степени
известности поэта. Порой дискуссии в рецах едва ли не интереснее стиха.
Техника разная, достаточно широкая, "школа" обычно хорошая. Но всё
же в стилях имеют приверженность к определённой группе или виду строфы,
манере изложения (слогу) – что называется, УЗНАВАЕМЫ.
Здесь я мог бы упомянуть многих, но скажу лишь об одном – Илья Цейтлин. (Илья Цейтлин, http://www.stihi.ru/author.html?ilya_ts
). Я его никогда не видел, лично не знаком (он в Чикаго, эмигрант), мы
только переписываемся в рецах. Просто он – классический пример
серьёзного, глубокого поэта, но с небольшой аудиторией просто в силу
обстоятельств и отсутствия амбиций. Кто захочет заглянуть к нему, не
пожалеет.
"КЛАССИКИ". Пишут в классической (по слогу,
тезаурусу) манере, "школа" всегда выше средней. Как правило, свободно
владеют разными видами стиха, тема тоже чаще "классическая": внутренний
мир человека, природа – словом, "о вечном". Современность
недолюбливают, от гражданской поэзии стараются уходить. К новациям
относятся скептически. В общении не любят вульгарности и амикошонства,
и порой на излишнее панибратство отвечают изысканно-язвительно. Словом,
noblesse oblige (положение обязывает), и в стихах и в жизни они –
немножечко "тени прошлого".
Стихи красивы, добротны; но на мой
взгляд, у некоторых бывают порою чуть-чуть суховаты, что ли… чувства
меньше, чем техники и красоты слога. А уж резких выражений и эмоций и
не ищи! Читать их приятно, но скучновато, особенно в больших дозах.
Аудитория под стать: как правило, начитанная, крепко подкованная в
литературе. Хорошим тоном у них считается обмениваться ссылками,
цитатами и намёками на известных и не очень авторов (эрудиция,
однако!). Лично мне из таких "классиков" наиболее знакома Вера
Никольская (http://www.stihi.ru/author.html?wng_perm ).
ПОЭТЫ
ОДНОЙ ТЕМЫ. Их немного, но есть – и порой прекрасных! тема вот только
может быть "на любителя". Очень часто это "пишущие о любви", а то и
вовсе "про ЭТО", зато как! Барков может спать спокойно, да и
"Гавриилиаде" далеконько до этого. Не могу не упомянуть здесь Петра
Давыдова ( http://www.stihi.ru/author.html?eshahava
) – из всех, пишущих эротику (что мне попадались, разумеется) он
наиболее удачлив и непорнографичен. А уж поклонниц!.. Иногда это авторы
детских стихов, пародисты, юмористы.
Ну, не то чтобы о другом они не пишут… пишут, но редко и хуже, чем на "свою тему". Такая вот особенность!
ТЕХНАРИ. Эти поэты отлично (порой просто блестяще!) владеют техникой
стихосложения во всех формах. Вот только почитаешь – и такое
впечатление, что ради ФОРМЫ всё это и пишется. Стих красив, но "не
цепляет", нет ярких эмоций от прочтения. Множество акро, нередко –
палиндромы, редкоупотребляемые формы (скажем, триолет). Крепко
подкованы в теории, к прочим частенько относятся снисходительно: ямб с
хореем, дескать, путают!
За что их люблю – хороший образец для повышения квалификации. Но и только.
НОВАТОРЫ. Группа ныне многочисленная, на Стихире особенно. Глубокая вера в то, что "старая поэзия" (разные там пушкины, шекспиры, и прочее) и пишущие так же – труха и позавчерашний день. Для них главное, чтобы "не как все", отсюда и самые дикие порой метафоры, сравнения, рифмы и формы. (Желающие могут порыться в моих пародиях на сайте http://stihi-ld.com.ru ) Может, я неправ, но почему-то мне кажется, что 90% из них просто НЕ УМЕЮТ писать стихи, не владеют "школой". Как если бы окончивший (с грехом пополам!) курсы вождения сел за руль раллийного авто на сложной трассе. Вот остальные 10% - да, есть интересные находки, но редко, ой, как редко… А ведь это всё уже было, куча поэтов серебряного века тоже была такими же "новаторами" (только таланта было там больше). И где их новации? Кто их помнит?
ПСИХОДЕЛИКИ. Забавные ребята. Ищут
новизну в уходе от реальности (да куда ж от неё денешься-то!?), в
стихах порой "ни складу, ни ладу". Но гонору зато! Вот, в качестве
примера:
как в самом простом / моем месте / проеме сердца речном
/ в глубине небожительства бородатые страхи пучинятся: / здесь:
гастроном астроном строительство / мастрояни на дне морском / здесь мой
дом. / (Piter van Prar http://www.stihi.ru/poems/2003/03/31-454.html )
На простой вопрос "А сказать-то что хотел?" гордо отвечают, что тупым
нечего читать их творения, они, дескать, "из психосфэры", и для тех
только, кто способен понять. ЧТО именно понять, не уточняют. Может, для
понимания травка нужна, или покруче нечто?
Эти стихи мне
напоминают абстрактную живопись: непонятно что, неясно зачем, НО: порой
что-то в этом брезжит! вот только что именно? После прочтения десятка
стихов можно впасть в состояние, сходное с нирваной… или загреметь в
дурдом, что реальнее.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ. "Узок их круг, страшно далеки они от народа", как писали классики марксизма. Их крайне мало, но зато бывают очень интересные. Как-то раз написал пародию на вычурный (по моему мнению) стих, а потом заглянул и на страницу к поэтессе. Почитал – нет, не выпендрёж, действительно так мир видит! Да, мне совершенно чужды и слог, и лексика, и… многое. Но не могу не признать – это ПОЭЗИЯ. Пришлось извиниться, а потом и забегал даже. Можете и вы посмотреть: Татьяна Куцубова , (http://www.stihi.ru/poems/2003/04/17-167.html) Полагаю, что и понравится, особенно натурам мечтательным, склонным к архаике в лексике и жизни (шутка). Кстати, с этих пор не писал пародии, сначала не посмотрев страничку автора.
УНИВЕРСАЛЫ. Немногочисленный слой поэтов, практически рАвно сильных во всём: отличная "школа", разносторонняя тематика – от бесшабашного юмора с матерком, острого гражданского стиха - и до самой пронзительной лирики; разнообразие форм и стилей, лексики и мышления. Порой даже, читая стихи, не веришь – тот ли это самый поэт, что написал.... и вспоминаешь ну, совсем непохожие стихи его же!
Развитие Интернета вообще перевело литературу и пишущую братию на иной уровень, крепко отличный от того, что было ДО. Количество пишущих резко увеличилось, а качество… но это особый вопрос. Сказать, что упало – не могу, не исследовал тему, но читая последнее время "маститых" периода развитого социализма, склонен полагать, что ИХ качество в более чем 50% случаев далеко от идеала. Так что "новая волна", скорее всего, не хуже – а то и получше будет. Сайтов литературных сегодня очень много, и о некоторых их особенностях и жизни на сайтах вообще – в третьей заметке.
05.05.05
СЕТЕВАЯ ПОЭЗИЯ (глазами дилетанта) №3
Скажем, некто пишет стихи. Как ему узнать, поэт он или нет? Свой вкус и
мнение, а также мнение родных – не критерий. Значит, надо сравнить с
чем-то, безусловно признанным поэзией, причём сравнение делать не
самому. Значит, нужны критики – люди, разбирающиеся в поэзии или сами
являющиеся (или полагающие, что являются) поэтами. Значит, надо их
искать, найти, познакомиться, выслушать мнение и ПРИНЯТЬ (или НЕ
принять его). Итог: разного рода объединения, высшей ступенью развития
которых сегодня стала СЕТЕВАЯ ПОЭЗИЯ, а почему высшей – соображения
изложу ниже.
Итак, вопрос: куда пойти? Конечно, затратив
некоторое время и силы, можно отыскать клубы, литкружки и т.д. НО:
будет ли время ходить туда? Причём достаточно часто? Как правило, ответ
отрицательный. А вот СЕТЬ – иное дело: не выходя из дома, попивая кофий
(пиво, водочку, коньяк – выбрать по вкусу и карману), можно общаться со
всей планетой, в любое время. Точно так же дело обстоит и с
публикацией, и с охраной авторства – литсайты это обеспечивают. Причём
большинство сайтов делает это БЕСПЛАТНО для авторов, так чего же время
терять? И не теряют…
На сайте "Стихи.ру" уже примерно 72 000
авторов. На других – поменьше (все я, разумеется, не облазил, да и ни к
чему, отличий не слишком много), в среднем около нескольких тысяч, есть
и совсем малые.
Какой выбрать? Как там обжиться? Как получить помощь? Как стать ЗАМЕТНЫМ?
Вопросы, на мой взгляд, непраздные, особенно для тех, кто (как, скажем,
сам я) в силу разных причин в реале практически не контактирует с
литературной братией.
Итак, по порядку:
КАКОЙ ВЫБРАТЬ:
А это уж дело случая и (позже) вкуса. Большинство, как я понял,
размещаются на нескольких (2-5) сайтах, больше – вряд ли, времени не
хватит. А времени уходит немало, эта штука (сетевая литература) крепко
затягивает, хочется и других посмотреть, и себя показать – благо, из
дому выходить не надо!
Здесь, как в любой компании: много людей –
потеряться легко; мало людей – кого-то интересного не узнаешь. Кроме
того, опять же везде стихийно образуются свои небольшие (а то и
большие) группки, "кланы" – по принципу сходства стихов, интересов,
вкусов и т.д. Это начинающий видит уже после пары месяцев пребывания на
сайте. А вот разобраться в них, определить свою нишу – дело непростое!
Но реальное.
Опять же, "береженого Бог бережет", и мало ли что
случиться может с сайтом! Тогда всё, что наваял, погибнет (бывало
такое, говорят). Поэтому лучше побродить, посмотреть, и выбрать "свой"
не очень большой, но отвечающий вкусам, и один большой – там
вероятность новых интересных встреч выше.
КАК ОБЖИТЬСЯ:
Технически это просто: регистрация, публикация – живи! И главное, не
ждать потока хвалебных рец на свои "нетленки" (чем часто грешат
начинающие!), их не будет довольно долго – если вообще стихи того
заслуживают. На хорошее придут, точно! может, не в ожидаемом
количестве…
Для нетерпеливых и негордых есть приёмы:
·
Хвалить других – по неписаным правилам хорошего тона на сайтах принято
отвечать рецой на рецу. С "мэтрами" это делать следует деликатно: они
избалованы вниманием, да и просто времени на всех у них не хватает,
рецы там идут десятками (может, сотнями – не считал)!
· РУГАТЬ других – тоже неплохо! На тебя обратят внимание. Вот только последствия… мягко говоря, малопредсказуемые могут быть.
· Влиться в какую-то группу (а если ещё и в реале законтачить, то и
вовсе хорошо). Кстати, часто это даже полезно – разберут слабый стих
"по костям" до публикации, не опозоришься (если ребята хорошие).
КАК ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ: Вообще-то на каждом сайте есть консультанты, или можно заказать рецензию. Правда, иногда (нечасто) рецензия бывает настолько "дружеской", что слабонервные (а поэт – вообще существо нервическое, легкоранимое) долго потом валерианку пьют! Поэтому, познакомившись посредством рец с симпатичным Вам поэтом, чьи стихи явно крепки, а отношение к Вам дружественное, попросите его (по e-mail) помочь – не откажут. Но консультант обычно профессиональнее.
КАК СТАТЬ ЗАМЕТНЫМ: Если стихи хорошие – это придёт само. Может быть… а
может, и нет. Всё дело в масштабе желаемой славы! И размере сайта,
кстати.
Для особо жаждущих – несколько рецептов сомнительного свойства:
· Необычные, броские названия творений, в частности, эпатажные.
· Ругать (хвалить) в стихах "мэтров", администратора, консультантов, всех разом.
· Писать манифесты, создавать новые направления в поэзии
· Являться на встречи, организуемые иногда в реале, в шокирующем виде.
В чём сетевая литература лучше, а в чём хуже "твёрдой", т. е. печатных
изданий? Вопрос непростой. Для серьёзно пишущих всё же необходимо
издавать труды в книжном и / или журнальном виде, да вот где деньги
взять? Хорошо, если сам зарабатываешь, или есть богатые родственники,
друзья, поклонники (творчества, конечно! а Вы что подумали?), меценаты.
Ну, а коли нет – только Сеть и остаётся, да ещё личный сайт, который
нужно сделать, а главное, грамотно "раскрутить". Но это дешевле, чем
издание.
Или же через знакомства на сайтах выходить на местную
прессу, там легче напечататься. Кстати, этот путь вполне реален, и не
столь уж тернист.
ОСОБЕННОСТИ САЙТОВОЙ ЖИЗНИ: Есть и общее, и разница.
Общее – упомянутые уже группы, кланы, наличие некоторого числа
"мэтров", и их взаимоотношения. Что есть "мэтр" на сайте? – признанный
лидер, за редким исключением реально сильный поэт (поэтесса), попавший
в топ или за личные качества, или (нередко!) по знакомству с
организаторами, администратором, или реже – исторически, как старожил,
но классный поэт. Все мы люди, и качества поэта не всегда соответствуют
качествам человеческим:
Бельё кумирово не вороши, Читатель!
Поменьше знать о них – вот мой тебе совет:
Столкнёшься кое с кем – альфонс, подлец, предатель,
Дерьмо и сукин сын!!! Зато какой ПОЭТ…
Большинство из мэтров – нормальные люди, но сильно "утомленные славой"
– можно бы и без кавычек. Начинающий иногда жалуется, что, дескать, не
ответили на рецу, на просьбу – и не понимает, что времени-то у них
крайне мало. Жизнь литературная активна донЕльзя, а ещё и работа, семья
и т. п. Так и нехрен лезть по пустякам!
Группировки нередко
ругаются друг с другом (исключительно по литературным соображения,
конечно), да так, что при встречах в реале чуть не до мордобоя доходит!
А уж на сайте – сам Бог велел. Люди мы, люди…
Особый вопрос – топы, рейтинги, баллы, номинации и пр. Об этом – и отличиях сайтов друг от друга – в следующий раз.
07.05.05
СЕТЕВАЯ ПОЭЗИЯ (глазами дилетанта) №4
ТОПЫ, РЕЙТИНГИ, БАЛЛЫ, НОМИНАЦИИ.
Ну, вот и обжился поэт на сайте, а то и не на одном… пописывает, есть
знакомые, приятели. Рецы получает, сам шлёт. Похваливают его; порой
даже пишут – велик, дескать! Приятно…
А НАСКОЛЬКО велик? Среди
кого велик? Нынешние поколения, не в пример веку ХIХ, привыкли всё
измерять численными величинами, точно (поелику возможно сие). А что ж,
возможно! К вашим услугам, гг. поэты и поэтессы, системы баллов,
рейтинги. Вот и цифирь, подсчитывайте! сравнивайте! завидуйте или
гордитесь (можно всё разом).
Системы баллов (в том или ином виде)
есть на любом сайте. В самом деле, как-то надо же определять
качественный уровень литераторов – хотя бы для удобства ориентирования
в море писанины. Насколько верно баллы определяют это уровень – другое
дело… плохо определяют, крайне приблизительно. И дело даже не в системе
подсчёта, которая также различна везде. Дело, господа, ещё хуже, чем вы
можете представить себе: ДЕЛО В НАС САМИХ.
Вот умозрительный
пример: стих (из ранних) А. С. Пушкина, полный намёков, имён и слов из
греческой и римской мифологии, истории – прочли хорошим (без иронии!)
людям из подшефного колхоза, в среднем имеющим пять- шесть классов
образования. А потом – стих Твардовского, написанный понятным им
языком, о ИХ жизни. И попросили поставить баллы. Ну что, надо пояснять
далее? А если потом им спели частушки с матерком, с хорошим юмором, на
современные "больные" темы, то за результатом и к гадалке не ходи!
Ещё несколько соображений.
· "Про любовь" писали, пишут и писать будут вечно, пока она есть на
земле. Большинство писаний – в лучшем случае технически крепкое
графоманство, НО: читателей и положительных отзывов – и высоких баллов!
– всегда будет несравнимо больше, чем на другое, пусть развеликолепное.
· Есть стихи, на понимание которых необходимы определённые знания,
уровень культуры, эрудиция – только тогда поймёшь их глубину, оттенки
мысли, даже юмор, иронию… К сожалению, нынешний уровень образования у
многих "не дотягивает" до требуемой высоты – ну, учили так в школах
"новой демократической России", да и сами не привыкли читать много и
умное. Итог – классная вещь без читателей, без должной оценки. То же
самое со стихами на серьёзные темы.
· Вот стих не очень опытного
поэта – с погрешностями, с ошибками, но с ЧУВСТВОМ, с мыслью,
небанальным вИдением мира. И технически совершенный, гладкий, красивый
внешне – но пустой, не "цепляющий "душу… как оценить?
Какова бы ни была система баллов, СТАВИМ ИХ МЫ САМИ. А поскольку чтение – это не просто удовольствие, а "работа души", то "неча на зеркало пенять, коли рожа крива!" Словом, баллы – вещь глубоко условная, и полагаться на них (а тем более гордиться ими) есть чистой воды самообман. Ситуация с рейтингами повторяет сказанное один в один. Кстати, на Стихире раньше за написанную рецу с написавшего СНИМАЛИ баллы; а сейчас ДОБАВЛЯЮТ. Так вот, раньше и рецы тем, от кого сам вряд ли хвалебного дождёшься, просто не писали из скупости: рецы были нужны для платы за места в анонсах и другом. Сейчас можно просто деньгами – сайту же надо жить, расходы огромные, а спонсоров не слишком густо на культутру. Кто будет анонсирован? Только ли классные поэты?!
РЕЙТИНГИ по замыслу
должны ( после подсчёта баллов и некоторых иных показателей) определять
место пишущего в "табели о рангах". Так что, отбросить это дело
напрочь, раз система ненадёжна?
Мне кажется, не стоит. Что-то всё
же быть должно, НО: целесообразнее было бы рейтинги разделять по видам
поэзии, что ли… тут думать надо. Сделать не более десяти видов:
любовное, гражданское, просто лирика, детское, классические формы,
переводы, религиозное, юмор и сатира, разное, низовые жанры (условный
пример). Тогда одно не будет забиваемо другим, и каждый ищет то, что
хочет, а не роется в каше из всего сразу.
Ну, и номинации –
аналогично. Хотя сама система номинирования есть далеко не на каждом
сайте; на Стихире её упразднили, кстати: слишком очевидны стали
групповщина, вкусовщина, и влияние факторов, весьма далёких от
литературы ( см. "Заметки №2 и №3). Номинатор работает на общественных
началах, рыться в сотнях тысяч стихов просто не под силу. А "круг
своих" всегда есть, их обычно и представляют. Да и личные качества –
эрудиция, профессионализм, ВКУС в конце концов… не всегда на уровне. Я
об этом писал в "Этике номинатора" ( на моём персональном сайте есть).
И ведь самому порой трудно избежать личностных влияний при
"обалливании" чьего-то стиха! Хороший, человек, видно же… да, стих
слаб; а поставишь низкий балл – обидишь. Ну, и не ставишь вовсе. Или
наоборот, на классное не ставишь: обидятся другие, кому не поставил
раньше, а чьи рецы рядом с твоей – прочтут, скажут: у нас что, хуже?
Что с этим делать? А чёрт его знает, господа, товарищи и друзья…
НО НЕ ВСЁ СТОЛЬ МРАЧНО! Скажем, на сайте "Творчество для всех"
(http://my-works.org ) есть прекрасная находка: гарантированное
прочтение и случайное произведение.
1. ГАРАНТИРОВАННОЕ прочтение:
Автор даёт согласие на то, что сам будет читать произведения этого
раздела, и на какое количество их он дал рецы, столько же его стихов –
случайным образом!- попадут в этот раздел на чтение другим ( а то и ему
же!). При этом стих в разделе указан АНОНИМНО, дабы "маститость" автора
или дружеские отношения не повлияли на оценку. УмнО, хотя кое-кого и по
манере легко определять; и всё же… это реально ПРАВИЛЬНЫЙ ход.
2. СЛУЧАЙНОЕ произведение:
Просто генератор случайных чисел выбирает произведение и показывает его Вам. Автор и всё прочее – рецы, баллы – присутствует.
Что даёт такая система? Возможность все-таки " нарыть" хорошего автора,
без особых затрат времени притом: не понравилось – просто кнопку нажал,
и смотри следующее! Что ни говори, самому случайно искать трудно:
поневоле влияют показатели на выбор; да и телодвижений много – выбрать
автора, выбрать стих, а потом всё это снова… А тут мгновенно свежее, и
без каких-либо личных пристрастий.
Я бы эту систему ввёл на всех сайтах – очень уж удобно и демократично!!!
Пара слов о цензуре на сайтах.
Где-то есть, где-то нет; или была – и нет; или не было – и ввели. Хорошо ли это?
Трудно сказать однозначно. Есть цензура "матушкина" (не бранись чёрным
словом!); есть "политическая" – не тронь власти, особенно пофамильно (а
то ведь сайт прихлопнут, как бы чего…), есть "куртуазная" – принсИпы
общения: вежливость в рецах, выражениях, даже выставлении баллов!
(объясни, за что так мало – или, обратно же, много). Это прерогатива
администрации и хозяев сайта. Ибо сказано в Писании: "..в чужой
монастырь со своим уставом не суйся!". По опыту Стихиры, могу сказать:
нужно, наверное; ибо беспардонность порой переходит все пределы при
общении в рецах. И такое узнаешь о себе, родных – до седьмого колена –
что бежал бы… или круто сам послал бы (что мне по характеру как-то
ближе)! Так что должность модератора (следящего за соблюдением правил
поведения на сайте, и урезающего непотребное) всё же нужна. Жаль,
только, что модераторы – тоже люди; с пристрастиями, со слабостями, с
пиететом…
Вот пожалуй, на этом я и закончу "Заметки". Остальное, господа литераторы, или сами знаете, или допишете.
Творческих всем нам успехов!!!