25 Квітня 2024, 19:49 | Реєстрація | Вхід
/ Школа осознанного творчества. - 4 Травня 2012

Школа осознанного творчества.

Категорія: «Події»
Дата: 04 Травня 2012 (П'ятниця)
Час: 02:27
Рейтинг: 0.0
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 1450



Школа осознанного творчества

Заметки о III Республиканском литературном Семинаре молодых авторов Крыма


29 апреля в КРУ «Универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко» по инициативе Крымской республиканской организации Национального союза писателей Украины прошел III Республиканский литературный Семинар молодых авторов Крыма. В этом году Семинар собрал более 40 участников из Симферополя, Белогорска, Ялты, Евпатории, Бахчисарая и Феодосии.



Открытие началось с торжественной речи  председателя КРО НСПУ Владимира Бушняка, который напомнил участникам, что главным для молодого поэта во время его становления является творческая школа и хорошие литературные учителя. Не любят критику и боятся ее только те, кто не стремится к самосовершенствованию и не мечтает стать настоящим писателем. А истинному таланту не страшно ничего – любые замечания он воспринимает как стимул к дальнейшему росту. В. Бушняк также рассказал о достижениях ребят, которые прошли два Республиканских Семинара прошлых лет. В частности, он представил молодого поэта и прозаика Елену Масленникову, ставшую, по результатам I Семинара, делегатом Всеукраинского Совещания молодых литераторов в Ирпене и принятую Национальный Союз писателей Украины. Сама молодая писательница пожелала участникам Семинара успехов и постоянной работы над собой.

Занятия с творческой молодежью проходили по двум мастер-классам поэзии, которые вели поэты и критики, члены НСПУ Ирина Сотникова и Лариса Афанасьева, и  прозы, ведущим которого был Владимир Бушняк.

Что можно сказать о молодой крымской прозе? Нужно отметить, что в ней замечается уход от постмодернизма, расцветшего в нестабильные 90-е. В настоящее время, как в сознание человечества, так и в литературу приходит стабильность или, по крайней мере, стремление к ней, что и отражается в тематике, проблематике, формах воздействия на читателя, используемых молодыми прозаиками. Разумеется, юность – это всегда поиск себя, неустойчивость, эмоциональность. Но если сравнить молодежь начала 2000-х и современную, то наших писателей можно назвать более осознанными. У них эмоция – это вспомогательная, хоть и очень действенная, сила в творчестве, а не то, что им правит, заслоняя разум. Именно поэтому сюжеты стали логичными, последовательными, а характеры героев – «человеческими», больше напоминающими типажи классического реализма.

Жанры  произведений радовали разнообразием: фантастика-фэнтези, историческая проза, рассказы из жизни, эссе, размышления. Проба пера у совсем юных частниц семинара: школьниц Анны Чепелевой, Адиле Эминовой, Александрины Бобраковой – это поиск себя в современном мире, они пишут о том, что волнует, о реальной жизни, которая их окружает, и делают это искренне, сопереживая своим героям.

 Произведения авторов студенческого возраста и старше часто напоминают философско-психологические трактаты. Молодежи очень интересен психологизм. Они еще не слишком хорошо разбираются в этой сложной  составляющей хорошей прозы, но в их творчестве видно неравнодушие к миру и людям, а не только  к себе. А это – положительная черта для писателя. Хочется посоветовать молодым авторам чаще просто записывать свои мысли и переживания и делиться ими с окружающими – впрочем, современные технологии это поощряют.

По результатам работы мастер-класса лучшими стали симферопольцы Ленора Сеит-Османова, Татьяна Павленко и Анна Чепелева, а также были отмечены грамотами за литературное мастерство Виктория Милюкова, Адиле Эминова и Ольга Кедук.

Мастер-классы поэзии представляли собой два разных подхода к работе с творческой молодежью. Лариса Афанасьева, педагог с большим опытом, мягко, тактично и с тонкой иронией указывала молодым поэтам на недочеты и удачные моменты в представленных рукописях, высказывала пожелания, давала советы к дальнейшему росту. Ребята активно включались в дискуссию, шло оживленное обсуждение представленных работ. Возрастной диапазон участников Семинара – от 12 до 35 лет. Разумеется, поэты с жизненным опытом, а особенно имеющие биографию литературной дельности, выступлений, публикаций и работы в лито, заметно отличались от начинающих уровнем поэзии. Именно такой и была задумка организаторов: юные должны были видеть перед собой пример того, к чему стремиться в своем творческом развитии. Впрочем, и опытные не были идеальны –  им не хватало литературной школы и грамотного учителя. Всем молодым поэтам были указаны недостатки, исправив которые, они смогут сделать свои стихи более профессиональными.

Впрочем, что такое профессионализм? Иногда и у пятнадцатилетнего поэта можно найти такую строфу или мысль, что и мэтр позавидует. На настоящем мастер-классе каких-то особо поразительных прорывов не было, но присутствовали ребята, заслуживающие одобрительной оценки своему творчеству и вселяющие надежду на то, что крымская литература вскоре пополнится новыми интересными именами.

На этом мастер-классе свои переводы с финского и польского представила Мария Шуйская. Она по Интернету подружилась с молодым музыкантом-финном Яркко Калеви Ахола, участником группы «Teräsbetoni», что в переводе означает «Железобетон». Мария представила свои переводы текстов этой группы, а чтобы присутствующие смогли оценить музыкальный колорит и язык оригинала, она дала возможность и послушать произведения музыкантов. Такая широта мышления не может не радовать, ибо, к сожалению, большинство наших юных дарований зациклены на себе и личном продвижении, не видя ничего и никого дальше собственного монитора, пусть даже и «углубленного» Интернетом. Ведь большинство из нас предпочитает размещать в сети свои стихи, нежели читать чужие. А уж тем более, кто озаботиться еще и изучением для этой цели  иностранных языков? Единицы. Поэтому неудивительно, что Мария, которая показала также и свои поэтические переводы с польского языка стихотворений классика Адама Мицкевича, была удостоена на семинаре особого поощрения.

Работа мастер-класса Ирины Сотниковой проходила очень живо. Там не смолкали литературные споры, ломались копья, за каждый образ ребята боролись со всей искренностью своих творческих душ, отстаивали каждую идею, одно и то же произведение, едва ли не отдельная строка, рассматривались с самых разных сторон – вплоть до переворачивания с ног на голову, при этом тон задавала (как в анекдоте про «главного крикуна») сама руководитель мастер-класса. Харизматичная Ирина некогда прошла жесткую, но выковавшую в свое время немало неординарных поэтов и критиков Крыма школу, – поэтический семинар профессора Н.А. Кобзева. Там не щадили никого, критика была объективной, но безжалостной, однако и мнение автора не только учитывалось – его даже целенеправленно учили отстаивать.
 
Поэтому те, кто «выживал» у Н. Кобзева, становились действительно сильными и яркими – и писателями, и критиками, и личностями. Возможно, уроки этой школы действительно подходят лишь сильнейшим, потому что на настоящем мастер-классе были те, кто этого не выдержал. Однако, по словам ведущей, «именно после подобного психологического катарсиса у молодого автора осознание себя в творчестве и литературном мире становится настоящим». Тот, кто действительно хочет писать, – будет это делать дальше, становясь лучше, а если кто-то отсеется – значит, литература имела не такого уж большого значения в его жизни.

Не можем полностью согласится с таким подходом. По опыту знаем, что наиболее чувствительными как раз являются самые талантливые: им сделаешь пару небольших замечаний – они начинают жечь стихи и рыдать, что не имеют права больше быть поэтами. А толстокожий графоман, раскритикованный в пух и прах, скажет критику «сам дурак» или «вы просто боитесь конкуренции» и пойдет дальше захламлять мир своим мусором. Поэтому знание психологии и педагогики при ведении мастер-класса имеет серьезное значение. Эмоциональные споры  – это хорошо, но нужно также уметь поставить грамотную точку под дискуссией и подвести позитивную черту под любую, даже самую жесткую критику, что всегда удавалось Ирине Сотниковой – истинному профессионалу своего дела.

Приятно было сознавать, что современная молодежь все же тяготеет более к поэзии смысла, чем эмоции. Если в начале 2000-х юным больше нравилось покричать, и неважно, о чем, «прибить» зрителя со сцены жесткими, резкими метафорами и образами – вплоть до грубого натурализма, то сейчас, даже если таковые и встречаются в поэзии, то это уже не самоцель. Молодежь стало больше интересовать, о чем и даже для чего писать, а не при помощи каких образных средств. В стихах появились сюжеты, идеи, глубокие мысли, хотя и, по-прежнему, очень экспрессивно окрашенные и несобранные.

Тем не менее, обращение молодежи к психологизму и, как уже говорилось, изучение не только себя, но и окружающего мира, не может не радовать. Особенно позитивным является то, что происходит отход от болезненного интереса к темным и патологическим движением души, свойственным посмодернизму, и возращение к чистоте, благородству, ценности морали. Для современного писателя мораль – это не шоры и рамки, против которых следует лезть на баррикады и сметать все на своем пути, а, напротив, то, что спасет наше давно уже все сметшее и потому оставшееся «голым и босым» на высокие ценности общество. А без них жизнь человека – как существа разумного и духовного – теряет смысл, и потому молодые писатели чувствуют,  что именно это необходимо их творчеству.

В связи с этим нельзя не отметить устроенного И. Сотниковой для всего Семинара показательного разбора одной рукописи – типичного автора-постмодерниста, все творчество которого  и есть обращение, пусть даже не всегда осознанное им самим, к далеко не лучшим сторонам человеческой натуры. Этот автор талантлив, его взгляд зорок и весьма чувствителен к проявлениям мира и социума, но почему-то он видит лишь самое неприглядное и порочное: мусорные свалки, грязные подъезды, алкоголь, наркотики, свободные и скучные от этой свободы отношения… Даже описания природы, растений, животных у него патологичны: они все какие-то «мясные», болезненные, «пластилиновые»… Да, несовершенство мира должно отражаться в поэзии, но нельзя возводить его в культ, нельзя внушать читателю, что именно таким и должен и быть этот мир, что именно это – «хорошо». Нет, не будем делать из этого автора воплощение  «мирового зла» – он всего лишь юный поэт-студент, еще не понявший толком, ни что он хочет сказать этому миру, ни что уже говорит. Зато уже осознавший силу своего таланта и даже малость «подуставший» от ее успеха в своей среде, как эдакий маленький Печорин.  Именно об этом и хотела сказать Ирина Сотникова молодым авторам:  осознав в себе талант, неординарные творческие способности, не следует в это играть, потому что иногда «игрушки» могут быть опасными. Если тебе многое дано природой, не стоит возводить стадцо своих детских обид и капризов в ранг «вселенского кладбища» – а то еще последнее «поверит» твоему таланту. Осознанность в творчестве – и есть одна из главных черт профессионализма. Настоящее искусство – это всегда выход из тупика, всегда – свет, и всегда – надежда.

К сожалению, не все молодые авторы понимают ценность профессионализма и литературной школы. Многие считают, что если являются «звездами» своих молодежных неформально-богемных тусовок («а что нам мнение старья? – они все равно все скоро умрут» – реальное высказывание одного нашего юного дарования), то этого достаточно. Что ж, кто ищет быстрой славы и мыльного успеха, тот их получит – человек с удовольствием «ведется» на рифмо-ритмическое воздействие, независимо от его уровня.  Конечно же, юный автор соберет аудиторию – ее соберет и любой графоман. Но это ничего не даст  для душевного и духовного развития – ни ему, ни его публике. Он так и останется литературным клоуном, пусть и, что чаще, плачущим. Единственное, что может превратить начинающего автора в настоящего писателя, как это и происходит в любой профессии,  – это наставничество, школа, тяжелая и не всегда приятная работа над собой – как фортепианные гаммы и упражнения у балетного станка. Кто этого не понимает, тех на Семинаре не было. Что ж, на мастер-классах и без того было множество ребят, желающих и умеющих работать над собой.

Активное участие в организации и работе Семинара приняла Республиканская литературная студия им. Н. Кобзева (рук. Виктория Анфимова) – единственное молодежное литературное объединение г. Симферополя, работа которого строится по принципу школы литературного мастерства. Члены студии Марина Рязанова и Юлия Цисарь, выпускницы ТНУ им. В. Вернадского, уже сами работающие с одаренной молодежью, привели на семинар своих учениц – учащихся гимназии № 11 г. Симферополя и Чистеньского «УВК школа-гимназия». Отдельно хочется отметить библиотеку-филиал № 15 им. А.С. Грина (п. Комсомольское), сотрудники которой всячески опекают одаренных детей и передали их рукописи на Семинар. Участие крымских школьников в республиканском Семинаре – хороший признак: работа по выявлению и поддержке творчески одаренной молодежи охватывает ребят уже со школьной скамьи.

III Республиканский литературный семинар молодых авторов Крыма завершился, по традиции, награждением грамотами и памятными подарками лучших участников. В мастер-классе Ларисы Афанасьевой первое место разделили Ариолла Милодан и Маргарита Шитова (Симферополь), второе место получил Виктор Сушко (Евпатория). Мария Шуйская (Симферополь) была награждена грамотой за мастерство перевода, а Татьяна Харская (Белогорск) – за свой творческий голос.

В мастер-класе Ирины Сотниковой  первое место решили не присуждать. Второе место заняла Аська Коробкина (Бахчисарай), а третье разделили Маргарита Шитова и Ольга Кедук (Симферополь). Грамотой за яркий дебют была награждена старшеклассница Анна Третьяк (Симферополь), номинацией «За осознанный подход к творчеству» был отмечен Антон Яценко (Симферополь).

Завершением Семинара стал небольшой  гала-концерт наиболее ярких и талантливых его участников, а также руководителей, на котором гости, представители прессы и сами участники в очередной раз убедились в том, что крымская литература продолжает развиваться, становится все более яркой, сильной и профессиональной. И приобретает все большее значение в жизни полуострова и страны.

Виктория Анфимова,
Марина Матвеева



1 коментарів

avatar
если я правильно понял то "типичный автор-постмодернист" - это и есть Серёжа Синоптик... судя по предыдущим комментариям к другой статье.

мне вот его стихи к примеру нравятся и не считаю вовсе, что там только мусорные свалки и грязные подъезды. а вот стихи Ариоллы мне абсолютно не понравились (если это конечно та поэтесса, у которой сайт с красивыми книжными полочками на заглавной странице, может быть там просто старые стихи, а новые у неё - более интересны).

знаю ещё множество хороших авторов у которых и слова, которые без звёздочек писать некультурно, в стихах встречаются не то, что свалки, и тем - не менее им удаётся даже с таким непечатным грузом - сделать хорошую весчь. Линор Горалик в своей лекции на портале "Дождь" помнится говорила, что одно из популярных заблуждений это то, что поэзия - только "о высоком".

а Серёжа - хороший автор, повторюсь.

Залишити коментар

avatar