Имя: Евгения БильченкоЛогин: evgbilГруппа: Проверенный автор ресурсаГород: КиевДень рождения: 4 ОктябряЗнак зодиака: Весы1. Какую книгу Вы читали в последнее время?Я перемежаю чтение «Бульвара» с чтением «Насти Каменской». В паузах между попсой я читаю Мартина Хайдеггера. Считаю, что его учение о символических истинах бытия в поэзии отвечает на многие экзистенцильные вопросы в большей степени, чем современная литературная критика, которой вообще не читаю (я имею в виду филологическую критику, а не философских постструктуралистов, которых чту и уважаю). Очень нравятся споры с Хайдеггером его всемирно известного оппонента Бенно Хюбнера – моего старого друга, который уже дважды приезжал ко мне в Киев выступить на нашем культурологическом конгрессе. Очень люблю этические эссе Малахова. Из художественного в последнее время прочла палксиво-медитативную вещицу Мураками о смерти и любви, перечитала Маркеса «Сто лет одиночества», по-новому постигла смысл бытия, отчуждения ,крови, секса и смерти. Что еще? Месяц назад залпом глотнула «Самопознание» Николая Бердяева ,который для меня символизирует индивидуальный образ Христа, вне ханжества и мещанства ретроградных представителей традиционного клира..2. Кого из поэтов Вам не надоедает перечитывать?Как вечное успокоение неизменно перечитываю Цветаеву и Маяковского. Еще Высоцкого. Люблю возвращаться к поэтам, с которыми, по меткому выражению Сэлинджера, потом хочется поговорить по телефону, набрав номер в трансцендентные миры. Люблю перечитывать авторов, живущих в ногу с написанным, пишущих в ногу с прожитым, синхронно существующих и творящих. Никогда бы не перечитывала Бальмонта – я не возвращаюсь к текстам, без созвучия со своей душой.3. Перечитываете ли Вы прозаиков. Кого именно?Ремарка. Я получаю катарсис от того, что, к моему удивлению ,каждый раз физически выживаю после «Жизни взаймы» и «Трех товарищей». Очень люблю «Ночь в Лиссабоне». Краткость и психологическая четкость выражения оказывают на меня магическое воздействие. Самое большое количество раз перечитывала , как ни странно, стол часто ругаемого «Доктора Живаго». Борис Леонидович писал ,использую деревообразную ризомную структуру и полифонично развертывал все линии как равноценные. Мне кажется, этот роман недооценен. Не устаю перечитывать Кундеру – это мой любимый писатель с любимым текстом «Вальс на прощание» («Невыносимая легкость бытия» аж на третьем месте после «Шутки»).4. Кем из литературных героев Вы хотели бы быть?Никем. Я не могу найти себе аналога в истории слова. Если непременно играть в эти школьные ролевые игры, может быть, - Д‘Артаньяном – за декартовскую иронию и отвагу, - но на самом деле все женские персонажи личностно мне не близки. Это не означает, что они не завораживают, не увлекают, отнюдь нет, но созвучия найти не удается – ни среди плаксивых, ни среди стойких. И вообще, не стоит диагностировать психотип по избираемому персонажу: зачастую избранный герой – всего лишь маска, символ некого идеального Эго, Сурового Отца, Персоны, имиджа, языком Лакана» имаго – воображаемого Другого ,на которого хочет походить Я, строя иллюзорную идентичность. Надо просто обладать мужеством быть собой – в искусстве в том числе.5. Кто из литературных героев вызывает у Вас наибольшую антипатию/симпатию?Наташа Ростова – своей восторженностью. Базаров – своим цинизмом. Хочется ответить словами Высоцкого, «я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю». Мне нравятся герои Хэма. Острое сопереживание вызывает князь Мышкин. Феминную солидарность – Анна Каренина. Один из любимых и одновременно пугающих героев – Якоб из «Вальса на прощание», который ненавидел мещанство и ради этого разрушил свою личность, убив ни в чем не повинную обывательницу. Это достоевская тема нравственного и анархического, которую Кундера раскрывает уже в постмодерном дискурсе очень мастерски. Очень нравятся герои знаменитого города Макондо Маркеса: старик Хосэ Буэндия, чудак эпохи Ренессанса и полковник Аурелиано – маргинал модерна. Это же вся история Запада, аккумулированная до микромодели вымышленного городка, – временами «города-невесты», то ,словами известного семиотика Владимира Топорова,» города-блудницы».6. С кем бы из поэтов/прозаиков прошлого вы бы хотели пообщаться? На какую тему?Я не могу сказать, на какую тему. Тема всплыла бы сама, в потоке ассоциаций. Но начать надо или с чашки кофе, или с бутылки коньяка. Ничего пафосного, ничего сразу великого - только человеческое, слишком человеческое, но не в ницшевском, а в христианском смысле этого слова. Боль в горле. Сучья жизнь. Невыплаченный гонорар. А дальше, как пойдет. Великие истины раскрываются не в попугайском умничанье и не в схематизации неких моделей коммуникации, а в живом, реальном, духовном и душевном единении Я и Ты. Таким Ты для меня могли бы быть очень многие. Маркес, Ницше, Бердяев, Высоцкий, Есенин, Достоевский, Солженицын. С мертвыми говорить легче: они умеют слушать. Из живых мне бы хотелось спросить кое-что у Евгения Евтушенко, но я пока точно не могу сформулировать что, знаю лишь, как Сократ, что ничего не знаю, и хочу проверить, так ли он ничего не знает ,как и я.7. Зачем и кому, по-вашему, нужна поэзия?Ну, как я могу говорить о нужности поэзии? Что здесь сказать? Что поэзия социально значима, потому что формирует мировоззрение, поднимает на баррикады, протестует, ведет, захватывает? Это все сказали Маяковский и Виктор Хара. Сказать ,что поэзия личностно утишает ,утешает ,лечит ,врачует ,успокаивает, дарит красу – об этом сказали Фет и Верлен. И это все, несомненно, правда. Но это слишком банально. Знаю только одно: поэзия не должна быть нужна только поэтам. Это ложное представление ,выросшее из кланового снобизма сбившейся в кучу посредственности. Твоя поэзия должна быть нужна вот этой бабушке, вот этому алкоголику, вот этому академику, вот этому богослову, вот этому дворнику – здесь и сейчас как говорил Хайдеггер в сфере «вот-бытия» ,а не в эстетических постулатах групп и течений. ВАо врем войны Бродский читал одному человеку в зале. Евтушенко общался с тетками, которые, стирая в Сибири белье на реке, распевали песни на его слова. Есенин без комплексов декламировал тексты в кабаках для девок легкого поведения. Отец Александр Мень ,которого считаю поэтом в богословии ,читал лекции физикам в Уфе. Это для меня нужность поэзии – народная нужность.8. Ваши источники вдохновения?Нельзя составить каталог: вот любовь, вот разочарование, вот революция. Мир многообразен, и каждая его грань, даже самая радостная, причиняет поэту бытийную боль. Особенно то, что заставляет возмущаться. Меня очень поддерживают в этом мире два его плевка: пошлость и глупость – раздражение ими стимулирует творчество не меньше, чем страсть. Но истинный текст рождается, когда это раздражение онтологизируется настолько ,что становится внутренней космической тоской и странной грустной любовью к миру. Вот тогда все и начинается.9. Ваш совет по борьбе с творческим кризисом.Советы «по борьбе» могут быть только с комарами и тараканами. В творчестве нет советов. Кризис – это закономерный скачок к новому творчеству, качественный перелом, переживаемый, как переоценка ценностей, и бороться с этим не надо. Постараться не писать, разве что, если не идет: кому нужны высосанные из пальца тексты? С другой стороны, во время кризиса могут рождаться вещи с особо болезненной тонкостью ощущение добра и зла – такие пусть живут.10. Когда и где вы обычно пишете (день, ночь, не имеет значения)?Естественно, не имеет значение. Я не верю пишущим, которые… хммм. Садятся, берут в руки клавиатуру или перо – и… Враки все это. Поэт пишет везде, в маршрутке, на суше и на воде, на звезде, на унитазе, в лесу и за работой. Ведешь экзамен ,приходят стихи, я их «отгоняю» (выражение Цветаевой). Остается жалость сдавленного горла. Ночь лешче выложить – отредактировать смутные куски образов – никто не мешает.11. В какой мере читатель нужен автору? Какой он - "идеальный читатель"?Читатель нужен автору, как ребенок матери и как мать ребенку. Читатель защищает автора от депрессии, потому он – архетип некой Большой мамы. Читатель слушается Автора, идет за ним верит его – в этом он проявляет архетип Младенца. Их связь – кровавая. Именно ради читателей автор способен сжиться с тем абсурдом ,в который его жизнь превращает социум в виде объединений, критиков и околобогемнй шелухи. Истинный читатель не критикует. Он принимает или отбрасывает, но не умничает «на почве». Писатель тоже может быть читателем. Я – читатель Павлюка и Барановой, просто читатель, я впадаю в архетип ребенка и отказываюсь от сове индивидуальности, читая их. Но как автор я леплю индивидуальность своих читателеЙ, давая им делать то же со мной. Это симбиоз – есть жизнь литературы.11. Какой, по Вашему мнению, должна быть критика?Я не люблю критики. Люблю научные исследования текстов, сама из осуществляю ,люблю философию языка, профессиональную, сленгом хиппи, «кандовую», но критики не люблю. В критике вижу отголосок комплекса Сальери: человек не может написать сам (или, что чаще всего, пишет вычурно, рационально, холодно и технично), он абсолютизирует свою ремесленную техничность до уровня мерила и начинает сублимировать по поводу своих комплексов, извергаясь на моцартах.12. Поэтические фестивали - положительные/отрицательные стороны.Я буду очень субъективна. Литературные фестивали могут быть чем угодно: отрывом, любовным приключением, клановыми играми, апофеозом протекционизма, дружеской попойкой, вражеской дуэлью, апробацией на честь, просто общением, состязанием самолюбий. Но не ждите, что фест станет ЛИТЕРАТУРНЫМ ДЕЙСТВОМ. Он никогда не будет выполнять своего прямого значения. Ююбой фест – это индонезийские петушиные бои: пустой символ социальных к коллизий, симулякр. Но симулякры имеют право быть и рождают свою реальность – гиперреальность гламурных картинок, пусть, в этом нет ничего вредного, они по-своему креативны и предполагает внутреннюю свободу, ,если только это не перерастает из развлечения в самоцель.13. Ваше мнение о Слэме.Мне интересно в нем играть и выигрывать. У меня это получалось всего два раза – при живом Клене и нынешним годом в Херсоне. Слэмы часто ругают за вульгарность, тягу к низовому стилю, поверхностность и девальвацию ценностей поэзии. Я согласно со всем этим, но у слэма есть одно неоспоримое постмодерное достоинство – ироническая честность выигрыша (бывают исключения ,но я говорю об идеальном слэме). В слэме, будь ты хоть трижды член всех Корпораций, Групп и Союзов, но не умеешь зацепить, все, спекся. Другое дело ,когда свобода перерастает в анархию, и выходят поэтессы с визгами о фаллосах, но это отрыжка слэма, а не истинное шоу американской декламационной импровизации, как мы его заимствовали.14. Какие из поэтических мероприятий актуальны и имеют перспективы?Пора на мой взгляд, заняться нахальной саморекламой. Самые перспективные мероприятия делам мы – это новый жанр, который журнал «Днепр» назвал «жанром рынка развлечений», а интеллигенция « поэзией в действии». Ставится постклассическое трагифарсовое действо суггестивного толка, отличающееся от классического спектакля смесью чтения, хэппенинга и перформанса на реалистической фабульной основе реальной жизни поэта, выраженной через гипертрофированный символ. Такое шоу захватывает и пугает – эффект шока и катарсиса, который мы хотим достичь показывает саму суть поэзии как силы тока. Наш тетар имеет пока три спектакля: «Варвара Волобуева» из жизни села, «Фройлен Фауст» по мотивам Гете и зажишая самостоятельной жизнью «Палата без номера», говорит о которой следует отдельно.Только не воспринимайте мой промоушн серьезно, каждая цапля хвалит свое болото.15. Что такое, на Ваш взгляд, качественная поэзия?Здесь «буду краток». Та, которая настоящая. Идущая от духа, а не от рациональности. Та, которая имеет красивую жестко отточенную форму, та, где внешнее и внутреннее, сердце и мастерство – едины. Ее симптомы: боль, шок, ясность ,чистота. Можно, конечно, писать умозрительные выкрутасы о мтефизических основаниях, но нельзя же весь свой багаж знаний напрямую тащить в искусство. Я – профессиональный философ, и мне бывает смешно ,когда молоденькие поэтессы начинают «вставлять» в тело текста «умные слова» типа «трансценденция», «космогония» и прочая, превращая недоученную философию в недоделанную поэзию. Я думаю: «Солнышко. лучше бы ты так экзамен сдавала. А стих, истинный стих, он прост ,как свиток золота, так, кажется у Басе? «Как жену чужую, обнимал березку» - и все, вся постмодерная «сублимация-аллитерация» лопается, как мыльный пузырь. Люблю Маяковского и, когда Володя Высоцкий рифмует «кричу – торчу», но ,когда это делает Вася Пупкин – не люблю.16. Чего современной поэзии не хватает, в чём перебор?Не хватает контакта с жизнью – единства слова и идеала, которое закаляет истинных талантов. Перебор с разного рода искусственными наслоениями на жизнь и поэзию в виде сообществ. Поэты боятся выйти на Подол, стать на урну и проорать стих. Фи, это дескать ,кабацкая популярность. А кабаки, братцы, - это то ,что на улицах понатыкано, то, где голодные духовно люди сидят и гибнут, а они, люди эти, пусть и ничего, кроме «Глухаря» не видали, но шестым нюхом чуют, где истинная поэзия, а где жеманное манерное фуфло. Как школьники – даже самые отсталые их них – распознают негодных преподавателей. Так и студенты. Так и те, кто слушает стихи. Будьте ближе к народу, народности – вот чего не хватает.17. Какой, на Ваш взгляд, будет Литература через 10, 20, 50 лет?Я думаю, за 20 лет ничего не изменится. Через полвека прорастет поколение индиго: они несколько другие. Не знаю ,генофонд там или это россказни телепатов, но современные дети – гораздо духовнее и утонченнее, чем это полагает набычившееся старшее поколение. У них есть чему поучиться. Девочка с огромным ноутом за спиной – это не киборг, помешанный на играх (не путать с «девяностиками» периода горячки красных пиджаков). Такой ребенок читает там Достоевского и Эко. Такие дети – ДРУГИЕ. Они не живут нагим категориями, не одержимы нашими оппозициями истинного и ложного, не создают и ложных проблем и при этом отнюдь не поклоняются постмодернизму, который отжил именно со старшим поколением. Такие дети чем-то походи на предков Золотого Века: они смотрят сквозь чистое стекло и видят истину. Они устали от видео-образов, хотя воспитаны на них .они тоскуют по слову. Может, новая поэзия – это будет некая реставрация Средневековья. У меня много знакомых – священников с мобильными, теологов, слушающих ДДТ…18. Свой вопрос. *вопрос, который не был задан, но Вы бы на него с интересом и готовностью ответили.Вопрос: Cуть процесса анкетирования. Идентификация? Диагностика? Изменение дел к лучшему? Попытка преодолеть стенки?Ответ: Мир останется миром вне наших вопросов, анкет, определений, выпендрежей, споров, сожалений, мечтаний. Я еще раз вспомню своего любимого Хайдеггера: самый лучший вопрос, - на который ответ ищется сотни лет.19. О чем бы вы спросили у следующего отвечающего на "ЛитАнкету"?Кто ты? Поэт? Писатель? Или просто ,человек, который пишет? Ты можешь не писать? если да, то лучше не пиши. Но это уже не вопрос, а рекомендация (причем не моя, а Белля – «Риск писательства»_), но мне она очень нравится.21. Вопрос Маргариты Ротко: "Зависть - двигатель литературного гения, или преступление-"тормоз" для самого автора?."Зависть – это смертный грех, чувство посредственностей, которое их продвигает, но это не продвижение творчества, а продвижение ремесленничества . Поэта снедает не зависть ,а восхищенная задиристость (по отношению к равному) или яростное презрение (по отношению к низшему), или трепет (к высшему). Вот так.Ссылки по теме:--------------------- ЛитАнкета: Наталия Полянчук (Маргарита Ротко)- ЛитАнкета: Лидия Дзюпина (skazo4nica)- ЛитАнкета: Вячеслав Рассыпаев (Rassypaev)- ЛитАнкета: Анна Ахметова (Stihokoshka)- ЛитАнкета:Евгений Пивень (Эндорфин)- ЛитАнкета: Андрей Мединский (medic)- ЛитАнкета: Евгения Баранова (Джен)- ЛитАнкета: Павел Сухно (annimir)- ЛитАнкета: Торхов Алексей (legat)- ЛитАнкета: Юля Броварная (dixi)
ЛитАнкета: Евгения Бильченко (evgbil).
Категорія: «Новини»
Дата: 26 Грудня 2011 (Понеділок)
Час: 12:07
Рейтинг: 4.5
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 5787
Дата: 26 Грудня 2011 (Понеділок)
Час: 12:07
Рейтинг: 4.5
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 5787