Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2011 год стал шведский поэт Тумас Транстремер. Премия присуждена со следующей формулировкой: "благодаря его насыщенным прозрачным образам мы смогли увидеть реальность по-новому". Имя лауреата 6 октября в Стокгольме огласил секретарь Нобелевского комитета Петер Энглунд.Последний раз премия была присуждена поэту в 1996 году: награду получила полька Вислава Шимборске.Тумас Транстремер является крупнейшим шведским поэтом XX века, автором 12 сборников стихов и прозы. Его первый поэтический сборник "Семнадцать стихотворений" был опубликован в 1954 году. Талант Транстремера отмечен многими литературными премиями, в том числе премией Петрарки. Он также является профессиональным пианистом и музыковедом. В начале 1990-х поэт пережил инсульт, в результате чего у него отнялась правая часть тела. После этого Транстремер научился писать левой рукой.Русские переводы Транстремера начали появляться в 1970-х годах.Транстремера букмекеры называли одним из фаворитов Нобелевки-2011. Кроме того, высокие шансы на получение премии были у сирийского поэта Адониса и японского писателя Харуки Мураками.Размер премии составляет 10 миллионов шведских крон (около 1,4 миллиона долларов). Официальная церемония награждения пройдет 10 декабря в Стокгольме.В прошлом году Нобелевскую премию присудили перуанскому писателю Марио Варгасу Льосе. За год до этого лауреатом Нобелевки стала немецкая писательница Герта Мюллер.Источник: Лента.руСайт по теме: Нобелевский комитетНесколько текстов автора.ТУМАС ТРАНСТРЁМЕР(1931– )ГОГОЛЬШуба холодная, негустая, как голодная волчья стая.В лице – белизна. Листаясвои страницы, он слышит из чащ протяжныйвой ошибок, фантомный смешок потери.И сердце лопается, как бумажныйобруч, когда в него прыгают эти звери.Закат по стране продвигается, как лиса,задевая хвостом траву и не бередя лица.Небо гремит копытами, тень от бричкибросая на желтые окна (возьмем в кавычки)имения моего отца.СПб упирается в меридиан(ты видел башню недоупавшую?) вымиранья,и во льду кварталов последний из горожанфланирует, как пиранья.А он изнурен постом и стадным смехом. Но смехрасплылся над кромкой лесной. Трухлявыстолпы человечества. Как лоснитсяМлечный Путь душ, как белый сверкает мех!Так взойди в свою огненную колесницуи вон из этой державы!СОН БАЛАКИРЕВАЧерный рояль, глянцево-черный паук,дрожит в паутине, сплетаемой тут же. Звукв зал долетает из некой дали,где камни не тяжелее росы. А в залеБалакирев спит под музыку. И снится Милиюсон про царские дрожки. Миля за милеюпо мостовой булыжной их тащат конив нечто черное, каркающее по-вороньи.Он в них сидит и встречается взглядомс собой же, бегущим с коляской рядом.Он-то знает, что путь был долгим. Его часыпоказывают годы, а не часы.Там плуг лежал в поле, его разрыв,и плуг был мертвою птицей. Там был заливс кораблем, почти что затертым льдами,темная палуба, люди толпятся там, идрожки буксуют, скользят ободья,будто месят шелк, и корабль-то вродекак военный. Написано: "Севастополь".Он поднимается на борт. Навстречу матрос, как тополь:"Гибели ты избежишь, если сможешь сыграть на этом", –и показывает на инструмент, похожий по всем приметамна трубу или фонограф, или же на запчастьнеизвестной машины. Есть, от чего запасть.В столбняке от страха, он понимает: этото, что ход обеспечивает у корвета.Он оборачивается к матросу, который ближек нему, и умоляет того: "Смотри же,перекрестись, как я, перекрестись, не стой!"Матрос смотрит сквозь него, как слепой,руки – раскинуты, голова – как спущенный шар.Поза – прибитого к воздуху. Тут ударбарабана. Еще один. Аплодисменты! Сонобрывается. Балакирев вознесентысячей крыльев, гремящих в набитом зале.Он видит, как музыкант покидает рояль, иврываются звуки с улицы, куда уже бросили дрожжи.И дрожки во мраке тают секундой позже.ВЕРМЕЕРКрыши у мира нет. Есть – стена, сделай шаг –и начинается шум, тавернасо смехом и руганью, бой часов и битье по зубам, своякс поехавшей крышей, пред коим дрожат безмерно.Дикий взрыв и топот опоздавших спасателей. Корабли,надутые ветром и важностью. Деньги, стремящиеся в основесвоей не к тем людям. Претензии, что леглина претензии. Тюльпаны в поту от предчувствий соцветной крови.С этого места, сквозь стену – прямехонько в мастерскую,в мгновенье, живущее дальше самособой. "Урок музыки" и (я рискуюошибиться) "Женщина в голубом, читающая письмо" –она на восьмом месяце, у нее два сердца, но вераодна. Позади нее карта какой-то TerraIncognita... Дыхание замирает... Неизвестная голубаядрапировка сливается с креслами. Золотыегвозди врываются в комнату, застываяв воздухе, как не забитые, а – влитые.Уши заложены от глубины и высоты одновременно.Это – давленье на стену с другой ее стороны.Оно заставляет явленья парить. А стеныделают кисть устойчивей. Наличие же стенырано иль поздно толкает напрохождение сквозь... Это – нужно, хоть после – нужна аптека...Мир – один, ну а стен... Стенаесть, по сути, часть человека,ибо знает он или не знает, а это – генвзрослых... Лишь для детей не существует стен.Где кончаются стены, тамначинается небо. Как молитва стен пустоте.И талицо обращает и шепчет нам:"Я – открыта. Я – не пуста".
Нобелевскую премию по литературе присудили Тумасу Транстремеру
Категорія: «Новини»
Дата: 06 Жовтня 2011 (Четвер)
Час: 17:36
Рейтинг: 0.0
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 1640
Дата: 06 Жовтня 2011 (Четвер)
Час: 17:36
Рейтинг: 0.0
Матеріал додав: pole_55
Кількість переглядів: 1640