08 Квітня 2020, 00:03 | Реєстрація | Вхід
/ Новини / «Я Б В ПИСАТЕЛИ ПОШЕЛ…» - 18 Березня 2009

«Я Б В ПИСАТЕЛИ ПОШЕЛ…»

Категорія: «Новини»
Дата: 18 Березня 2009 (Середа)
Час: 16:02
Рейтинг: 0.0
Матеріал додав: esmira
Кількість переглядів: 1313


«Я Б В ПИСАТЕЛИ ПОШЕЛ…»
(Антология–2007)  

Сами мы — неместные… То есть хотела сказать, что поэтом я не являюсь. Потому что писать стихи при большом желании и должном усердии можно таки научиться, а вот поэтом — надо только родиться. Рождаются — единицы, а пишут — тьмы, и тьмы, и тьмы… Сами пишем — сами читаем. Похваливаем друг друга, поругиваем. Такая вот самодостаточность.
Но так ли это  плохо, как считают многие? Почему обязательно должны быть  читатели — сами-не-пишущие, эдакие абсолютные читатели-потребители? Что существенно изменится в мире, будь это так? Мне могут возразить, что вот, мол, раньше… Но ведь очевидно: тот пласт социума, который раньше  потреблял  стихи  (в любом случае — в качестве «развлечения»), сегодня находит себе «зрелища» позрелищнее: сериалы, различные телешоу, компьютерные игры и т.п. — перечислять можно долго.
 
Так что же потеряли поэты  (=стихописатели)  с  потерей  такого читателя? Неужели святую ВЕРУ в то, что собственным «словом» однажды переиначат мир?! Смешно, ей-богу. Не переделали раньше, не переделать и теперь. Да и кто сказал, что подобные «переделки» — к лучшему? Вон в ХIХ веке русские прозаики критиковали-критиковали окружающую действительность… Докритиковались. Мир получил Октябрьскую революцию и всё из неё вытекающее. Об этом ли мечтал тот же Николай Гаврилович, подробно расписывая — что  делать?  Так что угомонитесь, дорогие мои поэты и «поэты», а также остальные что-нибудь-писатели.

Другая больная тема для  страдающих — графомания. Я бы даже сказала Графомания с большой буквы — так величественно и самоуверенно царит она на современном поэтическом Олимпе. Факт? Факт. Но опять-таки: катастрофа ли это мирового масштаба? Почему плохо, если человек, не родившийся божьей милостью поэтом, все-таки  трепещет  душой и пытается этот трепет выразить словами?  Как говорил А. Вознесенский,

    Можно и не быть поэтом,
    Но нельзя терпеть, пойми,
    Как кричит полоска света,
    Прищемлённая дверьми! 

Неужели лучше, если он от этого душевного беспокойства возьмет биту и выйдет на вечернюю улицу? Или — при недостатке сил  (или духа) — просто допьется до белой горячки? По мне, так лучше пусть вирши слагает (тренькает на гитаре, малюет закат etc.).
Впрочем, «страдателей» можно понять. Если бы графоманили мы втихую, написали стиш — и в стол… Не было бы и проблемы (или псевдопроблемы). Но нам ведь этого мало! Как только радости-боли души  (или скрежет извилин)  сложились в слова и предложения  (хорошо ещё, если внятные), мы тут же спешим подарить их МИРУ!!!
 
Раньше, честное слово, было то же самое… Только возможностей «подарить» было гораздо меньше. Каких-нибудь 30–40 лет назад напечататься в журнале или издать книгу для простого смертного было практически нереальным. Разве что выступить перед миниаудиторией в каком-нибудь завалящем клубе… Это сейчас самиздатовские  (но с ISBNом!)  книжки пекутся, как пирожки, только на тираж раскошелься, — и все дела! Не говоря уже о бесконечных интернетовских сайтах. А ещё есть поэтические фестивали, на которых можно даже заполучить какое-нибудь лауреатство…  Не, жить стало лучше, господа, жить стало веселее. А если вдруг не печатают нас в журналах — и тут есть выход: скидываемся по копеечке — и в братскую могилу. То есть в альманах какой-нибудь. Или антологию…
Так случилось и в этот раз.
 
И  вот перед нами — свежеиспеченная  «Антологія сучасної новелістики та лірики України 2007».  При её издании ни цензуры  (слава Богу!), ни какого-то особого редакторского отбора, по всей видимости, не было. Каждый, кто посчитал себя «сучасным» новеллистом или лириком, отправил, ничтоже сумняшеся, свои нетленки издателю. И вот мы — здесь! Поэты-прозаики? Или графоманы-эпигоны? Если принять за аксиому, что  истинных  поэтов  (музыкантов, художников)  рождается один на миллион  (условно), то ответ очевиден.

Пожалуйста, не задавайте вопроса — кому же тогда ЭТО нужно?! Это нужно нам, «написателям». К тому же мы великодушны, и можем не только полюбоваться на свои творения, но и почитать соседствующие. То есть и самим приятно, и соседи не обделены вниманием…  Поверьте, я не юродствую. Возможно, чуть гиперболизирую, но по сути — так оно и есть. Правда, читаем «соседей» мы по-разному.  Чаще всего — чтобы ещё раз схватиться за голову (ах, графомания, ах, какой кошмар), подчиняясь при этом извечному закону — «в своем глазу бревна не замечая», иногда — все-таки радуемся, что брату-сочинителю где-то как-то что-то удалось…
 
И тут есть два важных момента. Первое: уровень «недопоэтов» тоже ведь разный — бывают даже  гениальные  графоманы,  если вы помните! И второе. Чаще всего мы, даже самые искушенные читатели-писатели, судим о том, что является поэзией, а что нет, исключительно в силу своих представлений об этом или даже просто полагаясь на собственные «ощущения», так сказать. Я не исключение. И если в своих «писательских» способностях перманентно сомневаюсь, то вот читательских — у меня никому не отнять! Уж я-то точно знаю, где  поэзия, а где — только рядом лежало!

Но вот слышу мнение уважаемого человека («Плохо и недопустимо <…> Хорошо и допустимо…»), не совсем совпадающее с моим собственным, — и грустно улыбаюсь. Да что там, — смеюсь!!! Над ним, над собой, — над всеми нами… И именно потому не позволяю себе — «это хорошо», «это плохо»; исключительно — «это мне нравится». А о том, что «не нравится» — как правило, предпочитаю промолчать.
 
Но не сегодня! Очень уж  проникновенными  оказались отдельные строки и даже страницы в новенькой «Антологии»…
 
    Во чреве антихриста выносит мать,
    И вскормит грудями, то надо признать… 

— читаю на стр. 72. Представив, как антихриста вскармливают  грудями, понимаю, что картина ужаса автору вполне удалась — то надо признать.  Дальше полегче, правда: «Он духа во чреве, уже не святого, // По умолчанию, что тут такого?» Действительно — что тут такого? По умолчанию же ведь…

На 85-й странице автор ждёт «вновь // Святой поэзии мгновенья!»:

    И пью я их взахлёб, когда
    Иль днём, иль ночью постучатся,
    И хлынет слов поток тогда,
    И мысли вихрем закружатся!  

Не знаю, как насчет  потока слов, но  Святой поэзии  читателю здесь дождаться уж точно не придется, увы…  
Не успела я оклематься от одних словопотоков, как на 114-й меня подстерегли новые:

    Всё былины да сказанья!
    Сладкий мёд от них струит.  

Просто поражаешься суперпоэтическому открытию: мёд-то, оказывается, сладкий! Но самое главное — психическое спокойствие читателя подвергнуто реальной опасности: стоит только ему вообразить, как от былин да сказаний — струит  сладкий мёд!.. Словом, если б струил хотя бы солёный, что ли, я б так не переживала.
 
А вот начиная со 115-й, можно цитировать подряд все пять страниц, отданные на откуп «авторке» сборника «Песня сердца». Говорящее название, однако. Тут удивляют рифмы, ритмы, формы слов, ударения в них… Но содержание переплёвывает любую форму:

    Я  пошла по следам мечты.
    Непростое нас ждет скитанье.
    По тропе той отправишься,
    Исполняя земное призванье.   

Стойкое впечатление: автор никогда в жизни не читал никого из  поэтов. Иначе всё это — просто необъяснимо…
 
Но, как говорил Уильям Блейк, «способность удивляться и восхищаться — первая ступенька к познанию, тогда как скептицизм и насмешливость — первый шаг к деградации»!
Я очень старалась, и мои труды увенчались успехом: таки энное количество строк и строф сборника достойны… ну пусть так и будет — восхищения. Итак, «по рангу» размещения в «Антологии».
 
Павел  Бессонов:

    Серого цвета рассвет, а ведь был голубым.
    Но не уверен, что это природы загадка.
    Просто жирнее и гуще над домнами дым,
    В чашке воды кипячёной всё больше осадка. 

Бывает зарифмованная гражданская позиция, а бывает —  гражданская лирика.  «Почувствуйте разницу!»
 
Ольга  Подлесная:

    Вы видели, как тают облака,
    беззвучно и бесследно растворяясь
    в голубизне? О, если б так легка
    была нам смерть — горчайшее из таинств… 

Иногда любые комментарии хуже, чем просто лишние, — и это именно тот случай.
Не всё безупречно на страничках  Елены  Морозовой,  но «Улочка в Покхаре» удалась без сомнения!

    Под баньяном раскидистым купишь заморских фруктов,
    Fresh
-салат по-тибетски мой с бабочкой из моркови.
    И в полуденный зной эта улочка сходит с рук мне,
    инородке, взращенной судьбою на русском слове.
   
 
Из картинки заката, нарисованной  Сергеем  Ердяковым:

   
    Вишнёво-алую стезю граня,
    свет из печурки стелется упруго.
    Горчит зима, и на исходе дня,
    мешая снег с листвой, петляет вьюга
.  

Можно было бы, конечно, придраться к  стезе, но не хочется…

У  Снежаны  Малышевой  настолько цельно каждое отдельное стихотворение, что трудно выделить строфы, не боясь разрушить впечатление. Попробую:

    А навстречу летят доберманы,
  Острой мордой прицелившись в пах.
    И экраны, повсюду экраны,
    И в глазах только страх, только страх.
    Пианино без клавиш чернеют.
    Музыканты забыли про звук.
    Их костры больше души не греют.
    Всё — разлука, и встречи разлук…       

Вопрос что за костры? можно оставить без внимания. Остальное перевешивает.
 
Александр  Белоус:

Не страшны познающему
          нежить, брюзжанье, опала,
ибо пафос движенья
          к неложной ведет красоте.
Вот тяжёлое слово
          под честным пером заблистало
путеводной звездой
          на заждавшемся чистом листе.  

Пусть смысл банален, но, надо признать, уложен в форму не без изящества.
 
Гуляя по Осколу,  Алла  Сыса  видит, безусловно  своё:

    Здесь свет и тайна, небо и вода,
    И тишину сверчки на части пилят.
    Я трелями прострелена навылет,
    И в дыры истекает суета.  
 
Околополитических стихов в сборнике раз–два — и обчелся. Особенно радует, что  Владимиру  Дмитрику  удалось свои взгляды выразить не просто рифмованной прозой, — строчки цепляют не только рассудок, но и чувства:

     Дырявые донья дней…
    Понимаешь? — Ни капли влаги.
    Пало что-то и покатилось
    по моей
    Независимости,
    и твоей.
    И валялось на площади сердце, бледнея…
 
Не устаю повторять на студии, что вместо слов-называний  в поэзии надо уметь создать задуманный образ. Идеальный пример — строчки  Вячеслава  Пасенюка:

    По углам, где висит словьё,
    пауки пасут паучих.
    Вот и ты получил своё,
    вот и ты своё получил.
    Из далёких и ближних мест,
    не придёт никто, не спасёт.
    Под звездой, что одна, как перст,
    сладко пить, забывая всё.

Разве способно безликое слово «одиночество» вызвать такой же душевный резонанс?!
 
К стихам  Марины  Матвеевой  можно относиться по-разному, но только не равнодушно:

    — Мамочка,
     слышишь, я все-
    рьез:
    душу не греет мне твой плед…
    Если б
    у Господа
    был
    пёс,
    он бы нашёл тот потерянный след…   
 
Неоднозначна, но небезынтересна и гражданская лирика  Николая  Кузёмского:

Помолюсь
         за сирых
               и бездольных.
За страну.
       За попранную
                         честь.
Гордых.
         И коленопреклонённых.
Принимаю жизнь —
                         какая есть. 
 
Вот, пожалуй, и всё. В целом же «Антология», несмотря на яркую глянцевую обложку и немалую толщину, получилась невзрачной, серенькой. За исключением упомянутых выше авторов, всё остальное (речь о русскоязычных стихотворных текстах) выглядит написанным одной рукой. И душой… Всё-таки отсутствие редакторского отбора (да и элементарной корректуры) сводит на нет всю внешнюю «солидность» издания. И как-то не очень хочется, чтобы о современной литературе Украины судили по этому сборнику…


6 коментарів

avatar
"Костёр души моей" в данном случае музыкантов, ну не горят они и не зажигают.:)
С выводами согласна.
avatar
Уточняю согласна с последними четырьмя строчками.:)
avatar
"И с замечанием Вашим по поводу худших из лучших, которые лучше, чем худшие из худших - вполне согласна... Так ведь оно и есть."
avatar
Снежана, спасибо за "реагирование" biggrin

ЗЫ. А с кострами - без пол-литра не разобраться wink

avatar
Алкоголь иногда снимает эмоцеонально -психологические барьеры, но попробуйте просто расслабиться... biggrin
А во сне были вообще-то настоящие костры, но холодные...
avatar
Ух ты.... Это я про сон....
Жаль, не всегда словами в стихах можно передать такое

Залишити коментар

avatar