«ДАЙТЕ ЖЕНЩИНЕ ПРАВО БЫТЬ НЕЛЮБИМОЙ!»
Заметки и размышления о Международной программе «Woman 3000» в Симферополе + ФОТО
Женщина… Существо загадочное и непонятное. Феномен этого прекрасного и странного «инопланетного» пола испокон веков волновал лучшие умы человечества. «Есть ли у женщины душа?» – этим неразрешимым вопросом всерьез занимались, как научным, средневековые философы-схоласты – в те же самые времена, когда благородные рыцари создавали и лелеяли культ Прекрасной Дамы, который, по своей сути, действовал на душевно-духовном уровне. Это была высокая чувственность, тонкая и возвышенная – идеализация женской красоты, как внешней, так и внутренней.
А в наше время женщина – кто она? Засериаленная домохозяйка или двигатель культуры и прогресса, стоящая «впереди планеты всей» и нередко тянущая эту самую планету, как авоську, на своих хрупких плечах? Какова роль женщины в современном обществе, его развитии и движении как вперед – в «сверхпродвинутое» будущее, так и вверх – на некий иной, трансцендентный, уровень?
Этими вопросами задались организаторы Международной программы-инициативы о женщинах мира «Woman 3000» («Женщина третьего тысячелетия») – Формация Garage Gang. Проект возник из необходимости исследовать процессы рождения общечеловеческих идей, из потребности понять, кто ответствен за создание идей-образцов, идей-эталонов, которые определяют суть и стиль нашей жизни.
А ведь это может быть и женщина – как первоисточник, как ключ к будущему и субъект самореализации. Ведь в начале новой эпохи женщина в большей мере, чем когда-либо, определяет потребительскую политику общества (социума), а тем самым – и приоритетность общечеловеческих ценностей, задает основной импульс движущим силам в экономике и культуре. Целью проекта является расширение картины восприятия современной женщины в обществе, пропаганда ее «культурных инстинктов» в формировании новых традиций и передаче культурного багажа через поколения и, таким образом, в осуществлении социального моделирования. А также целью программы является создание своеобразного моста для диалога на гендерные темы в СМИ и придание дискуссионной энергии проблемам самореализации женщины в обществе начала 3-го тысячелетия, ее возможностям и влиянию на общемировые процессы.
«Жінки розуміють: світ – їхній, тут вони вдома. Та правила, за якими функціонує
суспільство і природа, часто здаються їм надто суворими. Вони фізіологічно тендітні,
мають тонку шкіру, маленькі руки. Їхні судження про себе ґрунтуються на ставленні до них інших людей. На жінок кричить рекламна індустрія. У них завищені вимоги до себе і
невпинне бажання покращувати все навколо»1. – обращается Саша Кольцова, лидер
музикальной группы «Крихітка», со страниц художественной книги проекта «Женщина 3000».
Эти хрупкие существа, готовые раскрашивать во все цвета радуги серый мир, – и их безграничные возможности – вдохновили фотохудожников из разных уголков мира. В проекте приняло участие более 200 женщин 17-и наций, с которыми работали 27 фотографов из Украины, России, Израиля, Испании, Италии, Японии, Франции, Швеции, Румынии, Канады, США, Германии, Турции, Нидерландов, Аргентины, Австралии. Демонстрируя фотографии обычных людей, которые представляют простые житейские ситуации, проект привлекает внимание к идее, что личное – это и есть социальное, – а также к темам равенства и вливания личности в общественные процессы.
Уникальной особенностью, которая усиливает актуальность проекта, является возможность в образах женщин трех поколений наблюдать отражение трех временных промежутков. Каждая женщина с ее желаниями, надеждами, целями, и, возможно, страхами является своеобразной капсулой времени: Прошлого (женщины после 60 лет), Настоящего (женщины после 30) и Будущего (девочки и женщины до 30). Выставочная фотоэкспозиция размещалась в более чем 20-и местах в пяти городах Украины.
Кроме этих 27 фотографов с их работами, в Международной программе приняли участие 13 музыкальных групп, сказочник, поэты-женщины – участницы акции «Поэзия на улице», как путешествующие с программой по Украине, так и встречающие ее в каждом городе, участницы акции «Живая библиотека» («женщины-книги», чью интересную судьбу можно «читать»: неоязычница, путешественница автостопом, винодел, вегетарианка, милиционер, инженер-электрик, фехтовальщица, мотопутешественница, медсестра психиатрической клиники и др.). Программа также имеет множество надежных партнеров, спонсоров и меценатов, еще больше – друзей и единомышленников. Реализация проекта продолжалась более полутора лет, и за это время в ней приняла участие почти тысяча человек. Все они объединились, чтобы поговорить о том, «как может она (женщина) формировать наше будущее?». И поговорить так, чтобы услышал весь мир.
23 апреля проект стартовал в Киеве, а 24-го отправился в творческий тур по Украине. Киев, Львов, Одесса, Харьков… В каждом городе экспозиция представлялась в самых разнообразных массовых и специфических общественных местах: на улицах, в парках, кафе, галереях, торговых центрах – и даже в родильных домах и психиатрических больницах. В церемониях открытия, пресс-конференциях и дискуссиях проекта участвовали самые известные и значимые женщины этих городов: политики, администраторы, общественные деятели, ученые, деятели искусств – талантливые, интересные, а иногда и загадочные личности. Для проекта «Woman 3000» были созданы короткие фильмы об известных женщинах Украины и мира (Реджин Дефорж, Владе Ралко, Софии Андрухович, Лайме Гейдар и др.), которые демонстрировались на пресс-конференциях. В центральной же части каждого охваченного проектом города проходил мини-фестиваль, который включал в себя выставку фоторабот, выступление музыкальных и театральных групп, акции «Поэзия на улицах» и «Живая библиотека», перформансы и мастер-классы современных художников, визажистов, модельеров (спецпроекты «Скульптура себя», «Портрет Женщины», «Розовое движение», стрит-арт) и др.
28 апреля проект «Женщина 3000» встречали в столице Автономной Республики Крым – Симферополе. Открылись крымские гастроли в 11.00 в фотостудии «BROADWAY» презентацией фильма «Лайма Гейдар» и пресс-конференцией, которая переросла в дискуссию на тему «Женщина в современном обществе: поиск путей самореализации». В ней приняли участие такие известные крымчанки, – наша гордость! – как Людмила Николаева (руководитель инновационных проектов и программ научно-культурного центра «Солирис»), Елена Семиколенова (руководитель центра «Женская инициатива» исследовательского центра «Центр гендерных исследований»), Дина Быченкова (основатель и главный редактор крымского литературно-публицистического журнала «Мой голос»), Татьяна Сегодина (директор централизованной библиотечной системы г. Симферополя), Мария Поддубная (специалист Русского культурного Центра, председатель крымской организации «Центр помощи животным», депутат первого созыва Верховной Рады Крыма, заместитель председателя организации «Женщины за будущее детей») и другие.
Местом же проведения мини-фестиваля искусств (стрит-феста) стал сквер Победы (известный симферопольцам строящимся собором во имя св. Александра Невского), а точнее, площадь перед Верховной Радой АРК. К приему проекта город готовился заблаговременно. А в частности мы – участницы группы «Поэзия на улице». За несколько недель до старта проекта мне позвонили организаторы из Львова и попросили собрать небольшую команду сильных крымских женщин-поэтов для чтений в рамках программы. Команда была собрана быстро, в нее вошли такие известные и очень разноплановые поэтессы, как Виктория Анфимова, Ирина Сотникова (Симферополь) – представительницы традиционного направления; Елена Коробкина (Евпатория) и Евгения Баранова (Ялта) – авангардистки-постмодернистки. Автору этих строк тоже посчастливилось выступить в рамках акции. Также в ней принимали участие две львовских поэтессы-путешественницы – Альбина Позднякова и Ирина Шувалова. Девушки пишут в очень живом, современном стиле на украинском языке. При этом абсолютно не страдают националистическими идеям - они, скорее, космополитки. Они объехали все пять охваченных туром городов, являясь, к тому же, модераторами ряда мероприятий проекта.
…Когда в назначенное время мы явились на фестиваль, то были приятно удивлены. Честно говоря, мы подозревали (организаторы на мой вопрос четкого ответа не давали), что акция носит политический характер, и как бы не в поддержку тех партий и их лидеров, которые не входят в число лично наших политических предпочтений, а потому мы никак не смогли бы участвовать в их мероприятиях – пришлось бы отказаться. Увиденное же поразило и порадовало: никакой политики, кроме, разве что, в самом общем смысле этого понятия: тема участия женщин в политической жизни страны (и всего мира) поднималась, но конкретных имен названо не было.
И только – раздолье, разгулье, расцветье искусства и творчества. Прямо на улице были размещены фото (лежали на ступенях Рады, были развешаны на деревьях, расставлены на стендах) – те самые, о которых говорилось выше. Здесь презентовалась серия наций: «Итальянка» (автор – Флавио Ромуальдо Гарофано, Италия), «Австралийка» (Ян Оди, Австралия), «Шведка» (Ен Холмгрен, Швеция), «Аргентинка» (Марианна Пачо, Аргентина), «Испанка» (Ана Куба/Сальва Лопез, Испания), «Немка» (Фредерике Ветцельс, Германия), «Аргентинка» (Джулия Фельдман, Аргентина).
Женщины самых разных национальностей и возрастов… Правдивая, а иногда даже безжалостная фотокамера не скрыла на лицах ни одной морщинки, ни одного прожитого года, пережитого горя или радости… По лицам девочек, женщин и пожилых дам можно было прочесть всю их жизнь – и влияние на нее как прошлого, так и нелегкого и неоднозначного настоящего.
Благодаря детальному изучению этих фото и порожденным их созерцанием воспоминаниям я пришла к выводам, которыми позволю себе поделиться с читателем. Они абсолютно субъективны, и если кто-то их оспорит, то так будет даже интереснее. На мой взгляд, самыми выразительными в жизни женщины являются два периода – до 25 лет и после 40. С первым периодом все понятно: мы молоды, прекрасны и полны надежд, любви, радости бытия, упиваемся собственными возможностями и первыми свершениями. Примерно с 25-и лет (плюс-минус 2-3 года) женщины начинают заниматься построением: кто – семьи, кто – карьеры, кто – и того, и другого вместе, да мало ли чего еще… Все это время мы работаем на износ – как в своих конторах и «присутствиях», так и дома, в кругу близких людей, почти не отдыхая – всё для кого-то, для других. Практически полностью забывая о себе. Точнее, о себе, как о функции, полезной для общества или дома, мы помним. А вот о себе как таковой, как личности, о своем внутреннем мире… Ведь у многих во время этой гонки «замыливаются глаза», возникают огромные шоры относительно всего, что стоит за гранью быта и работы, – что и дает повод задуматься, есть ли у женщины ум и душа, в состоянии ли она понимать хоть что-то за пределами кастрюль и ползунков. Способна – в этом нет никаких сомнений. Способна к власти, науке, искусству, спорту, открытиям, победам… И рано или поздно сама начинает это понимать. Как правило, в районе 40 лет – когда многое уже достигнуто, карьера сделана, деньги заработаны, дети выросли… Тогда у женщин открываются глаза на мир и на себя. Сколько раз мне доводилось слышать от сорокалетних: «На что я угрохала свои лучшие годы?» Неправда – лучшие годы только начались. Такие женщины просто расцветают – многие из них выглядят даже лучше, чем в молодости. Они начинают активно путешествовать, посещать клубы духовного развития, кружки и студии по интересам (да и, собственно, интересы у них возникают часто только в этом возрасте), заниматься творчеством (рукоделием, пением, танцами и др.), многие либо пишут свои первые стихи, либо возвращаются к брошенной в юности поэзии после долгого перерыва. Многие с головой окунаются в новые чувства, создают новые семьи и даже рожают новых детей. У меня много подруг возраста 40-45 лет – это необыкновенные, духовно богатейшие личности, с которыми намного интереснее – в том числе и мужчинам, – чем с юными девчонками или взмыленными, ничего вокруг не видящими «замужними и детными» женщинами «вокруг тридцати».
Есть и еще один вывод, который наверняка оспорят, а именно: «зрячими» в течение всей жизни остаются именно те женщины, которым не от чего «слепнуть» – у которых нет ни семьи, ни слишком больших карьерных притязаний, – так называемые свободные художницы. Они живут бедно – зато полностью располагают собой; у них нет семьи, а часто и личной жизни вообще – зато сколько времени, сил и возможностей остается на познание мира и себя, на создание чего-то прекрасного… Уже предвижу контраргумент: «Нет ничего прекраснее, чем ребенок – в счастливой семье, – и никакие стихи и прочее с ним не сравнятся». Возможно. Но когда смыслом жизни женщины становится одна-единственная «прелесть», не превращается ли эта женщина в духовного Горлума? И каким образом – чем? из чего? – она собирается развивать и душевно обогащать своего ребенка? Каким он вырастет у такой матери? Нельзя же в этом полагаться только на отца… Давно пора открыть глаза и увидеть: возможностей для развития и самореализации у женщины в современном обществе – великое множество. И если какая-то из ваших подруг или знакомых, презрев так называемое «женское счастье», выбрала путь свободной творческой личности и вдохновенное одиночество – она имеет на это право.
Дайте женщине право быть нелюбимой! Дайте ей возможность не зависеть в глазах окружающих от качества ее личной жизни, количества денег, должностей и т.п. у того, кого она «сумела оторвать», и от самой этой необходимости «отрывать». От наличия/отсутствия у нее штампа в паспорте, семьи и признанной обществом видимой респектабельности (которая внутри нередко бывает настоящим адом). Перестаньте строить свое мнение о ней, исходя только из этого. Ведь благодаря ему кухонная клуша с выводком невоспитанных отпрысков и при муже-алкоголике (но при муже!) стоит выше одинокой дамы-академика… Да и не так-то легко стать академиком (дипломатом, начальником… да и просто устроиться на хорошую работу или получить повышение) той, у кого «прореха» в респектабельности, заключающаяся в отсутствии пресловутого штампа, – мол, несолидно. Избавьте женщину от этих препон! Увольте от самодовольного превосходства – лишь на основании «пристроенности» – вышеупомянутых клуш. Как уже говорилось выше, общечеловеческие ценности во многом создают сами женщины – и они же держатся за них мертвой хваткой – не сдвинуть. Поэтому пока в мире будет больше клуш – идеалы останутся «клушьими». Слава Богу, что с каждым годом в мире появляется все больше женщин-ученых, политиков и творцов.
Как возможность для самореализации женщины-личности, творчество стоит на одном из первых мест. И дарение его плодов миру и людям. Что особенно интересно в такой неожиданной и сложной форме, как уличное чтение. Авторы (наша женская поэтическая команда) работали «наживо» – то есть, без малейшей помощи какой-либо аппаратуры, даже без микрофонов. А потому нам приходилось чуть ли не «идти в народ» – входить в толпу зрителей, окружавшую нас кольцом, и пытаться докричаться (как в прямом, так и в переносном смысле слова) до своего слушателя. Публика – а основную ее массу составляла молодежь, что не может не радовать, – принимала нас тепло и с пониманием, слушающие сами придвигались ближе, подходили к авторам, даже нависали над ними – создавался полный «эффект присутствия», тесного общения, мгновенного отклика, обратной связи. Наверное, именно так чувствовали себя древнеримские ораторы или поэты-кифареды на Форуме… И именно этого и не хватает современным творческим людям (и не только поэтам), часто отделенным от слушателя светом софитов и цепью охраны.
У меня даже создалось впечатление, что мы перенеслись на несколько веков назад, когда уличные поэты и менестрели не только не были диковинкой, но являлись чуть ли не обыденной составляющей жизни улиц и площадей средневековых городов. Но даже тогда если бы на улицы со своими стихами или песнями вышла женщина… все представляют, какое потрясение ждало бы город, и какая судьба – эту дерзкую. Но женщины и тогда творили: танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах, сочиняли стихи и музыку, писали романы и философские трактаты… Мало плодов их труда дошло до наших дней, многие – под мужскими именами (такой случай интересно обыгран в известном фильме «Казанова», и он не был плодом фантазии сценариста). Но некоторые имена мы знаем: Маргарита Наваррская – французская королева (не та, которая «королева Марго», другая, – хотя и Марго была очень образованной для своего времени женщиной), автор «Гептамерона» – подражания «Декамерону» Бокаччо, но, тем не менее, очень своеобразного и интересного произведения; англо-норманнская поэтесса рыцарских времен (XII в.) Мария Французская, написавшая сборник очаровательных лэ – новелл о любви; византийская императрица Евдокия – автор широко известных в свое время центонов о жизни Христа, полностью составленных из стихов Гомера; и другие, известные, увы, лишь знатокам.
Во все времена самыми образованными, интеллектуальными женщинами были те, кто выбрал «свободную» стезю: в античности – гетеры, в Средние века и эпоху Возрождения – куртизанки. Не надо путать их с проститутками – эти свободно живущие, независимые от брачных предрассудков и свободомыслящие женщины были «усладой», прежде всего, духовной. Они устраивали приемы и балы, которые посещали самые известные, мудрые и талантливые люди своего времени. В салонах, хозяйками и царицами которых они были, велись беседы о литературе, живописи, скульптуре, музыке. Там играли и пели, танцевали и устраивали различные конкурсы на эрудицию, смекалку и юмор. Там частенько решались важные государственные дела, в которых эти дамы принимали самое непосредственное участие. В эпоху Возрождения особенно славились куртизанки Венеции, имя одной из которых – Вероники Франко – яркой поэтессы, образованной и утонченной женщины – время сохранило для потомков. Именно ей посвящен известный фильм «Честная куртизанка», в котором, в том числе, звучат стихи этой интересной женщины и исторической личности.
XVIII век породил двух Екатерин – великую российскую императрицу и ее подругу-соратницу княгиню Дашкову, которые увлекались писательством и философией и создали даже некоторые весьма интересные произведения – правда, их тоже знают лишь филологи, а жаль – ведь в них отражена эпоха с ее социальными и культурными особенностями и склонностями. Конец же этого века подарил нам писателя Жоржа Санда, чье имя в настоящее время не склоняют, зная, что оно принадлежало женщине. О XIX и ХХ веках можно и не говорить – здесь женских имен столько, что и по количеству, и, главное, по качеству творчества они могут поспорить с мужскими.
Если же снова вернуться во времена минувшие и уйти еще глубже – в античность и даже раньше – то вспоминаются имена Сафо и Билитис, которые известны всем. И даже у самых истоков поэзии как искусства стояла женщина: недавно ученые установили, что самые древние из найденных стихи принадлежали аккадской жрице-поэтессе Эн-хеду-ана и были написаны ею в XXIII веке до н.э. Невольно приходит в голову, что и первый наскальный рисунок в своем пещерном жилище сделала скучающая у очага женщина – когда было бы заниматься этим мужчинам, постоянно охотящимся и воюющим? А вспомните знаменитую киплинговскую Тэфимай Металлумай – ведь не просто так автор решил, что в его рассказе самый первый алфавит изобретет, или, по крfйней мере, первая задумалается о нем первобытная девочка, а не мальчик.
И здесь речь шла только о женщинах – мастерах слова. А сколько еще открытий, свершений, прорывов было сделано хрупким полом! А если не ими – то… ради них! Да большую часть своих достижений – и, к сожалению, разрушений – величайшие умы всех времен и народов совершали для, ради, во имя – или, напротив, из мести, «в пику» – какой-либо женщине. «Она еще узнает обо мне, еще поймет, кому отказала!» – этими словами можно подписаться под каждым вторым (если не первым) достижением нашего «семимильношагового» научно-технического прогресса. Сколько творений науки и искусства (а сколько войн и трагедий!) породила любовь – счастливая и несчастная, ответная и безнадежная (к сожалению, лидирующей в этом была и есть та, что со знаком минус), восхищение – и даже некий страх перед – чудом и подвигом материнства, восторг перед деяниями женской благотворительности, самоотверженности, святости… Честь, верность, принципиальность, великая ценность невинности («не давай поцелуя без любви»), чистота репутации, преданность своим идеалам и своему выбору в любви – столь сильные, что даже жизнь менее ценна… Сила – та самая, которая в слабости, – и не только… Всё это вдохновляло во все века, и хотелось бы, чтобы и наши современники вернулись к этим, увы, позабытым ценностям… Впрочем, как говорилось уже неоднократно, ценности формируют сами женщины, – значит, для них самих все это стало лишним, а точнее, важнее стало другое… Не нам судить, лучше это или хуже, – сейчас другое время, а потому иные приоритеты – и другие качества следует развивать в себе, дабы выжить и самореализоваться в современном мире.
Но и сейчас – а мы с тех пор, как ни крути, не так уж сильно-то изменились – во всем продолжают «искать женщину»: в политике и государственном управлении, в социальных процессах, в вопросах войны и мира, а уж о науке, культуре и искусстве можно и не говорить. Сейчас очень много дам – кандидатов и докторов наук, спортсменок и покорительниц горных вершин, инженеров и (страшно подумать!) программистов, военных и милиционеров, даже астронавтов… И это не говоря уже о поэтессах и писательницах, художницах и фотографах – и огромно число других женских творческих профессий. На нашем стрит-фесте мы увидели и услышали выступления женщин-музыкантов и певиц, театральные постановки с участием во всех ролях только женщин, понаблюдали со стороны на сказочные действа с ничего не подозревающими прохожими – среди обыденности дня они неожиданно переносились в сказку… Всех удивил и порадовал художественный перформанс «Портрет Женщины»: прямо на улице стоял мольберт, где все желающие под чутким руководством мастера (увы, у слова «мастерица» другая коннотация, потому его здесь не вставишь, хотя речь идет тоже о женщине: вот вам еще одна гендерная проблема – лингвистическая) живописи рисовали женский портрет – каждый по одному мазку, – в результате получилось нечто просто потрясающее! Интересно и весело проходил мастер-класс визажиста-стилиста (нашей землячки Оксаны Брауде из Севастополя), в котором принимали участие тоже только женщины – самые смелые, не боящиеся предстать перед всем городом в самом процессе создания неповторимого образа, то есть в бигуди и без косметики. И много еще чего интересного входило в программу, но, к сожалению, вырвавшиеся в будний день на пару часов с работы крымские поэтессы не смогли увидеть всего. И это очень жаль – то, что поэты в наше время вынуждены работать – искать пропитание в профессиях, не связанных с литературой, ибо поэтический талант ныне не оплачивается (не брать же в расчет немногочисленные литературные премии, которых не хватает даже на самых талантливых). Так что либо ходи в «присутствие» – либо, если хочешь не отрываться от слова, становись бардом, прозаиком, журналистом, детским писателем – за эти виды творчества хоть что-то можно заработать. Либо бери гитару (кобзу, домру, банджо, тамтам…) и иди исполнять свои и не свои произведения на улицах и в переходах – подобно средневековому менестрелю, чья жизнь была трудна и опасна, но безумно интересна. И твоими станут улицы, площади, целые города и страны… А там, глядишь, и какой правитель пустит к себе под бочок, из-под которого ты будешь тихонько править миром – как это во все времена делала и делает женщина из-за сильного мужского плеча.
P.S. Проект «Женщина 3000» благополучно отбыл в город Харьков и далее обратно в Киев, но часть его фотоэкспозиции осталась в Симферополе до 12 мая. Желающие могут ознакомиться с ней в кафе «Сказка» (ул. Киевская, 4) – там презентуется серия наций: «Француженка» (Элиз Буларан, Франция), «Русская» (Ольга Иванова, Россия).
А также в торговом центре CENTRUM (ул. Севастопольская, 62/2) – серия наций: «Украинка» (Братья, Украина), «Турчанка» (Ренгим Мутевелиоглу, Турция), «Американка» (Алан Барнс, США).
ФОТОЭКЗЕРСИСЫ
Афиша проекта
Интервью на Радио
Интервью с художником
Выступление музыкантов
Заметки и размышления о Международной программе «Woman 3000» в Симферополе + ФОТО
Женщина… Существо загадочное и непонятное. Феномен этого прекрасного и странного «инопланетного» пола испокон веков волновал лучшие умы человечества. «Есть ли у женщины душа?» – этим неразрешимым вопросом всерьез занимались, как научным, средневековые философы-схоласты – в те же самые времена, когда благородные рыцари создавали и лелеяли культ Прекрасной Дамы, который, по своей сути, действовал на душевно-духовном уровне. Это была высокая чувственность, тонкая и возвышенная – идеализация женской красоты, как внешней, так и внутренней.
А в наше время женщина – кто она? Засериаленная домохозяйка или двигатель культуры и прогресса, стоящая «впереди планеты всей» и нередко тянущая эту самую планету, как авоську, на своих хрупких плечах? Какова роль женщины в современном обществе, его развитии и движении как вперед – в «сверхпродвинутое» будущее, так и вверх – на некий иной, трансцендентный, уровень?
Этими вопросами задались организаторы Международной программы-инициативы о женщинах мира «Woman 3000» («Женщина третьего тысячелетия») – Формация Garage Gang. Проект возник из необходимости исследовать процессы рождения общечеловеческих идей, из потребности понять, кто ответствен за создание идей-образцов, идей-эталонов, которые определяют суть и стиль нашей жизни.
А ведь это может быть и женщина – как первоисточник, как ключ к будущему и субъект самореализации. Ведь в начале новой эпохи женщина в большей мере, чем когда-либо, определяет потребительскую политику общества (социума), а тем самым – и приоритетность общечеловеческих ценностей, задает основной импульс движущим силам в экономике и культуре. Целью проекта является расширение картины восприятия современной женщины в обществе, пропаганда ее «культурных инстинктов» в формировании новых традиций и передаче культурного багажа через поколения и, таким образом, в осуществлении социального моделирования. А также целью программы является создание своеобразного моста для диалога на гендерные темы в СМИ и придание дискуссионной энергии проблемам самореализации женщины в обществе начала 3-го тысячелетия, ее возможностям и влиянию на общемировые процессы.
«Жінки розуміють: світ – їхній, тут вони вдома. Та правила, за якими функціонує
суспільство і природа, часто здаються їм надто суворими. Вони фізіологічно тендітні,
мають тонку шкіру, маленькі руки. Їхні судження про себе ґрунтуються на ставленні до них інших людей. На жінок кричить рекламна індустрія. У них завищені вимоги до себе і
невпинне бажання покращувати все навколо»1. – обращается Саша Кольцова, лидер
музикальной группы «Крихітка», со страниц художественной книги проекта «Женщина 3000».
Эти хрупкие существа, готовые раскрашивать во все цвета радуги серый мир, – и их безграничные возможности – вдохновили фотохудожников из разных уголков мира. В проекте приняло участие более 200 женщин 17-и наций, с которыми работали 27 фотографов из Украины, России, Израиля, Испании, Италии, Японии, Франции, Швеции, Румынии, Канады, США, Германии, Турции, Нидерландов, Аргентины, Австралии. Демонстрируя фотографии обычных людей, которые представляют простые житейские ситуации, проект привлекает внимание к идее, что личное – это и есть социальное, – а также к темам равенства и вливания личности в общественные процессы.
Уникальной особенностью, которая усиливает актуальность проекта, является возможность в образах женщин трех поколений наблюдать отражение трех временных промежутков. Каждая женщина с ее желаниями, надеждами, целями, и, возможно, страхами является своеобразной капсулой времени: Прошлого (женщины после 60 лет), Настоящего (женщины после 30) и Будущего (девочки и женщины до 30). Выставочная фотоэкспозиция размещалась в более чем 20-и местах в пяти городах Украины.
Кроме этих 27 фотографов с их работами, в Международной программе приняли участие 13 музыкальных групп, сказочник, поэты-женщины – участницы акции «Поэзия на улице», как путешествующие с программой по Украине, так и встречающие ее в каждом городе, участницы акции «Живая библиотека» («женщины-книги», чью интересную судьбу можно «читать»: неоязычница, путешественница автостопом, винодел, вегетарианка, милиционер, инженер-электрик, фехтовальщица, мотопутешественница, медсестра психиатрической клиники и др.). Программа также имеет множество надежных партнеров, спонсоров и меценатов, еще больше – друзей и единомышленников. Реализация проекта продолжалась более полутора лет, и за это время в ней приняла участие почти тысяча человек. Все они объединились, чтобы поговорить о том, «как может она (женщина) формировать наше будущее?». И поговорить так, чтобы услышал весь мир.
23 апреля проект стартовал в Киеве, а 24-го отправился в творческий тур по Украине. Киев, Львов, Одесса, Харьков… В каждом городе экспозиция представлялась в самых разнообразных массовых и специфических общественных местах: на улицах, в парках, кафе, галереях, торговых центрах – и даже в родильных домах и психиатрических больницах. В церемониях открытия, пресс-конференциях и дискуссиях проекта участвовали самые известные и значимые женщины этих городов: политики, администраторы, общественные деятели, ученые, деятели искусств – талантливые, интересные, а иногда и загадочные личности. Для проекта «Woman 3000» были созданы короткие фильмы об известных женщинах Украины и мира (Реджин Дефорж, Владе Ралко, Софии Андрухович, Лайме Гейдар и др.), которые демонстрировались на пресс-конференциях. В центральной же части каждого охваченного проектом города проходил мини-фестиваль, который включал в себя выставку фоторабот, выступление музыкальных и театральных групп, акции «Поэзия на улицах» и «Живая библиотека», перформансы и мастер-классы современных художников, визажистов, модельеров (спецпроекты «Скульптура себя», «Портрет Женщины», «Розовое движение», стрит-арт) и др.
28 апреля проект «Женщина 3000» встречали в столице Автономной Республики Крым – Симферополе. Открылись крымские гастроли в 11.00 в фотостудии «BROADWAY» презентацией фильма «Лайма Гейдар» и пресс-конференцией, которая переросла в дискуссию на тему «Женщина в современном обществе: поиск путей самореализации». В ней приняли участие такие известные крымчанки, – наша гордость! – как Людмила Николаева (руководитель инновационных проектов и программ научно-культурного центра «Солирис»), Елена Семиколенова (руководитель центра «Женская инициатива» исследовательского центра «Центр гендерных исследований»), Дина Быченкова (основатель и главный редактор крымского литературно-публицистического журнала «Мой голос»), Татьяна Сегодина (директор централизованной библиотечной системы г. Симферополя), Мария Поддубная (специалист Русского культурного Центра, председатель крымской организации «Центр помощи животным», депутат первого созыва Верховной Рады Крыма, заместитель председателя организации «Женщины за будущее детей») и другие.
Местом же проведения мини-фестиваля искусств (стрит-феста) стал сквер Победы (известный симферопольцам строящимся собором во имя св. Александра Невского), а точнее, площадь перед Верховной Радой АРК. К приему проекта город готовился заблаговременно. А в частности мы – участницы группы «Поэзия на улице». За несколько недель до старта проекта мне позвонили организаторы из Львова и попросили собрать небольшую команду сильных крымских женщин-поэтов для чтений в рамках программы. Команда была собрана быстро, в нее вошли такие известные и очень разноплановые поэтессы, как Виктория Анфимова, Ирина Сотникова (Симферополь) – представительницы традиционного направления; Елена Коробкина (Евпатория) и Евгения Баранова (Ялта) – авангардистки-постмодернистки. Автору этих строк тоже посчастливилось выступить в рамках акции. Также в ней принимали участие две львовских поэтессы-путешественницы – Альбина Позднякова и Ирина Шувалова. Девушки пишут в очень живом, современном стиле на украинском языке. При этом абсолютно не страдают националистическими идеям - они, скорее, космополитки. Они объехали все пять охваченных туром городов, являясь, к тому же, модераторами ряда мероприятий проекта.
…Когда в назначенное время мы явились на фестиваль, то были приятно удивлены. Честно говоря, мы подозревали (организаторы на мой вопрос четкого ответа не давали), что акция носит политический характер, и как бы не в поддержку тех партий и их лидеров, которые не входят в число лично наших политических предпочтений, а потому мы никак не смогли бы участвовать в их мероприятиях – пришлось бы отказаться. Увиденное же поразило и порадовало: никакой политики, кроме, разве что, в самом общем смысле этого понятия: тема участия женщин в политической жизни страны (и всего мира) поднималась, но конкретных имен названо не было.
И только – раздолье, разгулье, расцветье искусства и творчества. Прямо на улице были размещены фото (лежали на ступенях Рады, были развешаны на деревьях, расставлены на стендах) – те самые, о которых говорилось выше. Здесь презентовалась серия наций: «Итальянка» (автор – Флавио Ромуальдо Гарофано, Италия), «Австралийка» (Ян Оди, Австралия), «Шведка» (Ен Холмгрен, Швеция), «Аргентинка» (Марианна Пачо, Аргентина), «Испанка» (Ана Куба/Сальва Лопез, Испания), «Немка» (Фредерике Ветцельс, Германия), «Аргентинка» (Джулия Фельдман, Аргентина).
Женщины самых разных национальностей и возрастов… Правдивая, а иногда даже безжалостная фотокамера не скрыла на лицах ни одной морщинки, ни одного прожитого года, пережитого горя или радости… По лицам девочек, женщин и пожилых дам можно было прочесть всю их жизнь – и влияние на нее как прошлого, так и нелегкого и неоднозначного настоящего.
Благодаря детальному изучению этих фото и порожденным их созерцанием воспоминаниям я пришла к выводам, которыми позволю себе поделиться с читателем. Они абсолютно субъективны, и если кто-то их оспорит, то так будет даже интереснее. На мой взгляд, самыми выразительными в жизни женщины являются два периода – до 25 лет и после 40. С первым периодом все понятно: мы молоды, прекрасны и полны надежд, любви, радости бытия, упиваемся собственными возможностями и первыми свершениями. Примерно с 25-и лет (плюс-минус 2-3 года) женщины начинают заниматься построением: кто – семьи, кто – карьеры, кто – и того, и другого вместе, да мало ли чего еще… Все это время мы работаем на износ – как в своих конторах и «присутствиях», так и дома, в кругу близких людей, почти не отдыхая – всё для кого-то, для других. Практически полностью забывая о себе. Точнее, о себе, как о функции, полезной для общества или дома, мы помним. А вот о себе как таковой, как личности, о своем внутреннем мире… Ведь у многих во время этой гонки «замыливаются глаза», возникают огромные шоры относительно всего, что стоит за гранью быта и работы, – что и дает повод задуматься, есть ли у женщины ум и душа, в состоянии ли она понимать хоть что-то за пределами кастрюль и ползунков. Способна – в этом нет никаких сомнений. Способна к власти, науке, искусству, спорту, открытиям, победам… И рано или поздно сама начинает это понимать. Как правило, в районе 40 лет – когда многое уже достигнуто, карьера сделана, деньги заработаны, дети выросли… Тогда у женщин открываются глаза на мир и на себя. Сколько раз мне доводилось слышать от сорокалетних: «На что я угрохала свои лучшие годы?» Неправда – лучшие годы только начались. Такие женщины просто расцветают – многие из них выглядят даже лучше, чем в молодости. Они начинают активно путешествовать, посещать клубы духовного развития, кружки и студии по интересам (да и, собственно, интересы у них возникают часто только в этом возрасте), заниматься творчеством (рукоделием, пением, танцами и др.), многие либо пишут свои первые стихи, либо возвращаются к брошенной в юности поэзии после долгого перерыва. Многие с головой окунаются в новые чувства, создают новые семьи и даже рожают новых детей. У меня много подруг возраста 40-45 лет – это необыкновенные, духовно богатейшие личности, с которыми намного интереснее – в том числе и мужчинам, – чем с юными девчонками или взмыленными, ничего вокруг не видящими «замужними и детными» женщинами «вокруг тридцати».
Есть и еще один вывод, который наверняка оспорят, а именно: «зрячими» в течение всей жизни остаются именно те женщины, которым не от чего «слепнуть» – у которых нет ни семьи, ни слишком больших карьерных притязаний, – так называемые свободные художницы. Они живут бедно – зато полностью располагают собой; у них нет семьи, а часто и личной жизни вообще – зато сколько времени, сил и возможностей остается на познание мира и себя, на создание чего-то прекрасного… Уже предвижу контраргумент: «Нет ничего прекраснее, чем ребенок – в счастливой семье, – и никакие стихи и прочее с ним не сравнятся». Возможно. Но когда смыслом жизни женщины становится одна-единственная «прелесть», не превращается ли эта женщина в духовного Горлума? И каким образом – чем? из чего? – она собирается развивать и душевно обогащать своего ребенка? Каким он вырастет у такой матери? Нельзя же в этом полагаться только на отца… Давно пора открыть глаза и увидеть: возможностей для развития и самореализации у женщины в современном обществе – великое множество. И если какая-то из ваших подруг или знакомых, презрев так называемое «женское счастье», выбрала путь свободной творческой личности и вдохновенное одиночество – она имеет на это право.
Дайте женщине право быть нелюбимой! Дайте ей возможность не зависеть в глазах окружающих от качества ее личной жизни, количества денег, должностей и т.п. у того, кого она «сумела оторвать», и от самой этой необходимости «отрывать». От наличия/отсутствия у нее штампа в паспорте, семьи и признанной обществом видимой респектабельности (которая внутри нередко бывает настоящим адом). Перестаньте строить свое мнение о ней, исходя только из этого. Ведь благодаря ему кухонная клуша с выводком невоспитанных отпрысков и при муже-алкоголике (но при муже!) стоит выше одинокой дамы-академика… Да и не так-то легко стать академиком (дипломатом, начальником… да и просто устроиться на хорошую работу или получить повышение) той, у кого «прореха» в респектабельности, заключающаяся в отсутствии пресловутого штампа, – мол, несолидно. Избавьте женщину от этих препон! Увольте от самодовольного превосходства – лишь на основании «пристроенности» – вышеупомянутых клуш. Как уже говорилось выше, общечеловеческие ценности во многом создают сами женщины – и они же держатся за них мертвой хваткой – не сдвинуть. Поэтому пока в мире будет больше клуш – идеалы останутся «клушьими». Слава Богу, что с каждым годом в мире появляется все больше женщин-ученых, политиков и творцов.
Как возможность для самореализации женщины-личности, творчество стоит на одном из первых мест. И дарение его плодов миру и людям. Что особенно интересно в такой неожиданной и сложной форме, как уличное чтение. Авторы (наша женская поэтическая команда) работали «наживо» – то есть, без малейшей помощи какой-либо аппаратуры, даже без микрофонов. А потому нам приходилось чуть ли не «идти в народ» – входить в толпу зрителей, окружавшую нас кольцом, и пытаться докричаться (как в прямом, так и в переносном смысле слова) до своего слушателя. Публика – а основную ее массу составляла молодежь, что не может не радовать, – принимала нас тепло и с пониманием, слушающие сами придвигались ближе, подходили к авторам, даже нависали над ними – создавался полный «эффект присутствия», тесного общения, мгновенного отклика, обратной связи. Наверное, именно так чувствовали себя древнеримские ораторы или поэты-кифареды на Форуме… И именно этого и не хватает современным творческим людям (и не только поэтам), часто отделенным от слушателя светом софитов и цепью охраны.
У меня даже создалось впечатление, что мы перенеслись на несколько веков назад, когда уличные поэты и менестрели не только не были диковинкой, но являлись чуть ли не обыденной составляющей жизни улиц и площадей средневековых городов. Но даже тогда если бы на улицы со своими стихами или песнями вышла женщина… все представляют, какое потрясение ждало бы город, и какая судьба – эту дерзкую. Но женщины и тогда творили: танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах, сочиняли стихи и музыку, писали романы и философские трактаты… Мало плодов их труда дошло до наших дней, многие – под мужскими именами (такой случай интересно обыгран в известном фильме «Казанова», и он не был плодом фантазии сценариста). Но некоторые имена мы знаем: Маргарита Наваррская – французская королева (не та, которая «королева Марго», другая, – хотя и Марго была очень образованной для своего времени женщиной), автор «Гептамерона» – подражания «Декамерону» Бокаччо, но, тем не менее, очень своеобразного и интересного произведения; англо-норманнская поэтесса рыцарских времен (XII в.) Мария Французская, написавшая сборник очаровательных лэ – новелл о любви; византийская императрица Евдокия – автор широко известных в свое время центонов о жизни Христа, полностью составленных из стихов Гомера; и другие, известные, увы, лишь знатокам.
Во все времена самыми образованными, интеллектуальными женщинами были те, кто выбрал «свободную» стезю: в античности – гетеры, в Средние века и эпоху Возрождения – куртизанки. Не надо путать их с проститутками – эти свободно живущие, независимые от брачных предрассудков и свободомыслящие женщины были «усладой», прежде всего, духовной. Они устраивали приемы и балы, которые посещали самые известные, мудрые и талантливые люди своего времени. В салонах, хозяйками и царицами которых они были, велись беседы о литературе, живописи, скульптуре, музыке. Там играли и пели, танцевали и устраивали различные конкурсы на эрудицию, смекалку и юмор. Там частенько решались важные государственные дела, в которых эти дамы принимали самое непосредственное участие. В эпоху Возрождения особенно славились куртизанки Венеции, имя одной из которых – Вероники Франко – яркой поэтессы, образованной и утонченной женщины – время сохранило для потомков. Именно ей посвящен известный фильм «Честная куртизанка», в котором, в том числе, звучат стихи этой интересной женщины и исторической личности.
XVIII век породил двух Екатерин – великую российскую императрицу и ее подругу-соратницу княгиню Дашкову, которые увлекались писательством и философией и создали даже некоторые весьма интересные произведения – правда, их тоже знают лишь филологи, а жаль – ведь в них отражена эпоха с ее социальными и культурными особенностями и склонностями. Конец же этого века подарил нам писателя Жоржа Санда, чье имя в настоящее время не склоняют, зная, что оно принадлежало женщине. О XIX и ХХ веках можно и не говорить – здесь женских имен столько, что и по количеству, и, главное, по качеству творчества они могут поспорить с мужскими.
Если же снова вернуться во времена минувшие и уйти еще глубже – в античность и даже раньше – то вспоминаются имена Сафо и Билитис, которые известны всем. И даже у самых истоков поэзии как искусства стояла женщина: недавно ученые установили, что самые древние из найденных стихи принадлежали аккадской жрице-поэтессе Эн-хеду-ана и были написаны ею в XXIII веке до н.э. Невольно приходит в голову, что и первый наскальный рисунок в своем пещерном жилище сделала скучающая у очага женщина – когда было бы заниматься этим мужчинам, постоянно охотящимся и воюющим? А вспомните знаменитую киплинговскую Тэфимай Металлумай – ведь не просто так автор решил, что в его рассказе самый первый алфавит изобретет, или, по крfйней мере, первая задумалается о нем первобытная девочка, а не мальчик.
И здесь речь шла только о женщинах – мастерах слова. А сколько еще открытий, свершений, прорывов было сделано хрупким полом! А если не ими – то… ради них! Да большую часть своих достижений – и, к сожалению, разрушений – величайшие умы всех времен и народов совершали для, ради, во имя – или, напротив, из мести, «в пику» – какой-либо женщине. «Она еще узнает обо мне, еще поймет, кому отказала!» – этими словами можно подписаться под каждым вторым (если не первым) достижением нашего «семимильношагового» научно-технического прогресса. Сколько творений науки и искусства (а сколько войн и трагедий!) породила любовь – счастливая и несчастная, ответная и безнадежная (к сожалению, лидирующей в этом была и есть та, что со знаком минус), восхищение – и даже некий страх перед – чудом и подвигом материнства, восторг перед деяниями женской благотворительности, самоотверженности, святости… Честь, верность, принципиальность, великая ценность невинности («не давай поцелуя без любви»), чистота репутации, преданность своим идеалам и своему выбору в любви – столь сильные, что даже жизнь менее ценна… Сила – та самая, которая в слабости, – и не только… Всё это вдохновляло во все века, и хотелось бы, чтобы и наши современники вернулись к этим, увы, позабытым ценностям… Впрочем, как говорилось уже неоднократно, ценности формируют сами женщины, – значит, для них самих все это стало лишним, а точнее, важнее стало другое… Не нам судить, лучше это или хуже, – сейчас другое время, а потому иные приоритеты – и другие качества следует развивать в себе, дабы выжить и самореализоваться в современном мире.
Но и сейчас – а мы с тех пор, как ни крути, не так уж сильно-то изменились – во всем продолжают «искать женщину»: в политике и государственном управлении, в социальных процессах, в вопросах войны и мира, а уж о науке, культуре и искусстве можно и не говорить. Сейчас очень много дам – кандидатов и докторов наук, спортсменок и покорительниц горных вершин, инженеров и (страшно подумать!) программистов, военных и милиционеров, даже астронавтов… И это не говоря уже о поэтессах и писательницах, художницах и фотографах – и огромно число других женских творческих профессий. На нашем стрит-фесте мы увидели и услышали выступления женщин-музыкантов и певиц, театральные постановки с участием во всех ролях только женщин, понаблюдали со стороны на сказочные действа с ничего не подозревающими прохожими – среди обыденности дня они неожиданно переносились в сказку… Всех удивил и порадовал художественный перформанс «Портрет Женщины»: прямо на улице стоял мольберт, где все желающие под чутким руководством мастера (увы, у слова «мастерица» другая коннотация, потому его здесь не вставишь, хотя речь идет тоже о женщине: вот вам еще одна гендерная проблема – лингвистическая) живописи рисовали женский портрет – каждый по одному мазку, – в результате получилось нечто просто потрясающее! Интересно и весело проходил мастер-класс визажиста-стилиста (нашей землячки Оксаны Брауде из Севастополя), в котором принимали участие тоже только женщины – самые смелые, не боящиеся предстать перед всем городом в самом процессе создания неповторимого образа, то есть в бигуди и без косметики. И много еще чего интересного входило в программу, но, к сожалению, вырвавшиеся в будний день на пару часов с работы крымские поэтессы не смогли увидеть всего. И это очень жаль – то, что поэты в наше время вынуждены работать – искать пропитание в профессиях, не связанных с литературой, ибо поэтический талант ныне не оплачивается (не брать же в расчет немногочисленные литературные премии, которых не хватает даже на самых талантливых). Так что либо ходи в «присутствие» – либо, если хочешь не отрываться от слова, становись бардом, прозаиком, журналистом, детским писателем – за эти виды творчества хоть что-то можно заработать. Либо бери гитару (кобзу, домру, банджо, тамтам…) и иди исполнять свои и не свои произведения на улицах и в переходах – подобно средневековому менестрелю, чья жизнь была трудна и опасна, но безумно интересна. И твоими станут улицы, площади, целые города и страны… А там, глядишь, и какой правитель пустит к себе под бочок, из-под которого ты будешь тихонько править миром – как это во все времена делала и делает женщина из-за сильного мужского плеча.
P.S. Проект «Женщина 3000» благополучно отбыл в город Харьков и далее обратно в Киев, но часть его фотоэкспозиции осталась в Симферополе до 12 мая. Желающие могут ознакомиться с ней в кафе «Сказка» (ул. Киевская, 4) – там презентуется серия наций: «Француженка» (Элиз Буларан, Франция), «Русская» (Ольга Иванова, Россия).
А также в торговом центре CENTRUM (ул. Севастопольская, 62/2) – серия наций: «Украинка» (Братья, Украина), «Турчанка» (Ренгим Мутевелиоглу, Турция), «Американка» (Алан Барнс, США).
ФОТОЭКЗЕРСИСЫ
Афиша проекта
Испанка
Немка
Настоящее и прошлое
Прекрасная Дама
Развешивание фото
Интервью на Радио
Интервью с художником
Выступление музыкантов
Фото на ступенях Верховной Рады АРК
Команда поэтов: Евгения Баранова, Альбина Позднякова, Елена Коробкина, Виктория Анфимова, Ирина Сотникова
Читает Альбина Позднякова
Читает Евгения Баранова
Читает Виктория Анфимова
Читает Ирина Сотникова
Слушатели
Перформанс "Портрет женщины"
Крым и Львов - дружба на века!
Женщина - всегда загадка...
Женщина - всегда загадка...