Ему 25. То ли еще, то ли уже – с ними, поэтами, тут никогда точно не угадаешь. Это у прозаиков приветствуется выслуга лет. С поэзией все сложнее. Тревожней. Насыщенней.
Евгений Пивень. Он скромный, немного (иногда – много) стеснительный, и оттого, наверное, всегда улыбается. Мы говорим обо всем – сразу, сумбурно, перескакивая от темы к теме, и жанр «интервью» вдруг сразу дает пробоину. Сразу понимаешь, что классические «вопрос-ответ» тут не совсем уместны.
Всемирному Дню поэзии в этом году исполняется чёртова дюжина лет. Зачем придумали этот «праздник», к чему – решительно не понятно…
- Поэзию охранять не нужно, – улыбается Евгений, – о ней нужно напоминать. У людей в современном мире странное отношение к поэзии. У нас привыкли, что это не такая престижная разновидность искусства, как кинематограф, живопись и даже обыкновенная проза. И когда людей просят назвать имена поэтов, они, как правило, называют классиков. Современных поэтов мало кто знает. Поэтому напоминать, что поэзия еще жива – нужно…
Бриллиантовый век
Еще совсем недавно, в начале XXI века уж точно, могло показаться, что поэзия как жанр окончательно уползла в маргинальную нишу. Не происходило решительно ничего. Такое бывает – в конце концов, где-то еще в 80-е благополучно скончался литературный жанр фельетона, а уж оды никто всерьез не пишет добрую сотню лет. Но с поэзией в последнее время случился неожиданный ренессанс – стихи стали читать. Вслух. Публично. Слэмы, фестивали, поэтические вечера в самых неожиданных местах постепенно превращают стихосложение в модный тренд. Евгений Пивень всему этому не очень удивляется, но все равно осторожен:
- Киевский поэт Александр Кабанов (главный редактор журнала «ШО» - Д.Р.) называет это Бриллиантовым веком. Происходящее перспективно, но все зависит от людей, которые занимаются организацией чтений или фестивалей.
Евгений тоже ездит по городам и весям – Днепропетровск, Херсон, Одесса, Крым. Сказать, что с гастролями, – чересчур пафосно, с миссией – тем более. Ездит читать. Играть в высшей поэтической лиге. Он – участник Золотого фонда проекта «Литфест», одного из наиболее раскрученных в Украине литературных сайтов.
- Мало собрать хороших поэтов и критиков, важно все хорошо организовать. Из фестивалей мне больше всего понравился Днепропетровский «ТА-НЕ-НА-ДО – Фест», который организовывает Татьяна Самарина. Во-первых, она собрала много участников, во-вторых, там было постоянное место и не приходилось бегать по городу с разными квестами, конкурсами. Как показывает практика, поэты такого не любят. Наконец, там просто было кого послушать…
Физик волей случая
Евгений – поэт космический. Он описывает Вселенную и сам ее создает. Впрочем, иногда космос может соседствовать даже со сгущенкой. Но кто сказал, что сгущенка – не часть мироздания?..
- Я стараюсь об этом не задумываться – иначе Космос не создать. Волна приходит сама. Ты просто едешь, начинаешь думать о какой-то вещи и когда приходишь домой, понимаешь, что у тебя уже есть сформированная идея. Иногда хочешь написать стихотворение, посвященное какому-то событию. И не знаешь, с чего начать. А потом вдруг понимаешь, что можешь связать две абсолютно не связанные между собой вещи…
Диплом инженера-энергетика, как выяснилось, тут тоже не в помощь:
- Я абсолютно не технарь. Попал в технический вуз случайно – пошел на вступительный экзамен, хотел помочь одной девочке поступить в НКИ. А чтобы нас не засекли, решил тоже написать, и получилось так, что сделал это лучше нее. Подумал – ну, раз проходной балл есть... То есть я – лирик, который волей случая стал физиком. Поэзия – это мое основное занятие. Мне даже иногда кажется, что работа инженером – это хобби…
А еще Евгений Пивень – очень техничный, с неожиданными рифмами, поэт. Такое, кстати, дорогого стоит.
- Рифмы создаются недолго, – скромно улыбается собеседник. – Рифмы приходят с опытом. Если регулярно писать стихи, то рано или поздно у тебя в голове появляется программа, что-то вроде приложения, которое позволяет очень быстро находить рифмы. Главное – не позволять ей управлять собой, иначе это все испортит. Нужна модель. Любое стихотворение должно быть построено вокруг этой модели. Если и не должно, то у меня так…
Тут, разумеется, уместным оказывается вопрос об учителях, предпочтениях и ориентирах.
- До 15-16 лет я не интересовался поэзией как таковой, – неожиданно признается Евгений. – Даже когда сам начинал писать – не интересовался, я был ограничен школьным курсом. Читать стал потом. Первый – Андрей Вознесенский. А современной поэзией начал серьезно увлекаться года три назад. Если называть ориентиры, то это, наверное, Дмитрий Воденников, Алексей Цветков-старший. Еще мне нравятся стихи Екатерины Боярских и Марины Супруновой, которая более известна в Интернете как Мэтью Хопкинс. Но если называть учителей, первым все-таки был Вознесенский. Из классиков – логично, что Пастернак…
Гилея сегодня
Юг Украины, древняя земля с богатейшей историей всегда становилась источником вдохновения для многих поколений людей искусства. У исследователей есть даже устойчивое словосочетание, возведенное в научную категорию, – «Южная школа».
- Но я ее чувствую не с литературной точки зрения, – говорит Евгений Пивень, – а скорее с биологически-географической. Я очень привязан к этой земле. Я вырос не в Николаеве, а в Баштанке. Местная природа очень сильно на меня повлияла, наверное, больше, чем литература…
Напоследок возвращаемся к тому, с чего, собственно, начинали. Бриллиантовый век, модная поэзия, слэмы, фестивали и вечера.
- В Николаеве все это есть, – улыбается Евгений, – но мало. Тусовка пытается доказать, что она жива, но пока, мне кажется, ее нет. Есть локации, участники которых выступают в маленьких залах библиотек, в барчиках, но так, чтобы у нас было что-то регулярное, какая-то литературная организация, которую было бы не стыдно повезти на тот же международный фестиваль «Киевские лавры»... Все время ведь хочется чего-то нового. Да я и сам понимаю, что вторичен. Недостаточно просто красиво писать! Я не крут, я далеко не крут…
Дамир Рахметов
Евгений Пивень
***
Персонажи украинской повести
смотрят на звёзды
из поезда,
звёзды читают внимательно,
поезд по сгибу ползёт.
Персонажей никто не выдумывал
сонными, стрёмными, умными,
быстрой страницею матовой
в поле лежит эпизод:
нечто прошлое, бывшее табором,
ставшее замкнутым тамбуром;
странность пространства отметила
ели, что снежно молчат;
там, за писчебумажной решёткою –
голос, уставший нашёптывать
сводки секретные метео
в авторский видеочат.
Сколько станций до срыва останется
столько и строчек достанется
вихреподобному чудищу,
названному – самиздат.
Персонажи украинских тамбуров
вместо пепельниц пользуют амфоры,
но стремятся узнать, что за чудь ещё
перевозят на тех поездах.
Текты Евгения Пивня на Литфесте: