Хайме Гарсия Маркес: "Если вам станет действительно трудно – перечитайте хорошую и добрую книгу"
Если не вернуться к базовым ценностям, то последствия непредсказуемы. Или предсказуемы? Фото Михаила Бойко |
Нет нужды представлять российским читателям Нобелевского лауреата в области литературы, автора «Ста дней одиночества», колумбийского писателя Габриеля Гарсия Маркеса. А вот о его брате Хайме Гарсия, оказывающем и поныне немалое влияние на творчество «маэстро Габи», известно куда меньше. Но именно этот умудренный жизненным опытом человек сегодня занимается одним из важнейших, как он считает, делом – возрождает интерес не только колумбийцев, но и всех латиноамериканцев к чтению и верит в то, что настоящее человеческое счастье – это не накопление материальных богатств, а возможность делать то, что тебе по жизни хочется и нравится.
С вице-президентом Центра латиноамериканской журналистики Хайме ГАРСИЯ МАРКЕСОМ беседует Ирина АКИМУШКИНА.
– Многие современные авторы в своих произведениях утверждают, что высокий уровень образования теряет какой-либо смысл, потому что богатыми и знаменитыми становятся чаще те, кто невежественен, но прыток на деньги. Так может быть учить детей не литературе и наукам, а умению «вертеться» и приспосабливаться?
– Просто не верю, чтобы счастье приносили деньги, а не знания и образование. Вот вроде бы в семье есть достаток, накуплено много разных дорогих вещей, но никакого смысла во всем этом нет. Я с детства никогда о деньгах не думал – меня интересовала теоретическая физика, а другой мой брат хотел стать музыкантом и меньше всего думал о том, принесет ли это ему богатство. Еще один мой брат – Густаво, очень хотел стать топографом, но понимал, что без соответствующего образования профессию эту не получишь.
Поэтому я уверен, что образование нужно прежде всего для того, чтобы у человека сложилась нормальная и интересная жизнь. В ней надо радоваться не каким-то мифическим материальным ценностям (ведь в потустороннюю жизнь их все равно не заберешь), а самому ее факту на земле. Радуйся каждому дню, наслаждайся, что вокруг тебя люди, природа, общайся, веди активный образ жизни, ведь кто знает, когда это все может прерваться?
Одно время мы хотели создать с Габриелем Академию испанского языка, чтобы прививать детям прежде всего любовь с малых лет к языку и литературе, а также чтению, что неудивительно. Ведь в нашей семье именно Габи всегда хотел быть писателем. Но для этого он много трудился, с настойчивостью и упорством погружался в работу без остатка и всегда – даже если у него что-то не получалось – ощущал себя самым счастливым человеком на земле.
Я тем временем учился в университете на физика, а потом на инженерном факультете в Картахене. Но 15 лет назад моя жизнь полностью изменилась. Габриель предложил мне создать Центр латиноамериканской журналистики и начать подготовку молодых журналистов для всего нашего континента. Я стал вице-президентом фонда, который будет всем этим заниматься, и, честно говоря, поначалу просто опешил. «Я же физик, что я в этом деле понимаю?» – отбивался я, как мог. «А я тебе это предложил как раз по этой самой причине, потому что ты ничего в журналистике не смыслишь, но зато обладаешь огромным жизненным опытом» – ответил мне Габи.
– Сейчас современная молодежь все меньше и реже читает серьезных авторов, но зато сутками напролет сидит перед компьютером и играет в «стрелялки». Как с этим бороться и что может в этом изменить качественная серьезная литература?
– Думаю, что прежде всего молодое поколение нужно обязательно заставить читать, слушать качественную, мирового уровня музыку, наполнять свои головы полезным и важным для дальнейшего развития. Только так удастся изменить их менталитет и отбить привычку заниматься всякой ерундой или просто бездельничать. Чтением надо жить, а чтобы оторваться от телевизора, нужно пассивного потребителя превратить вместе с книгой в прямого участника процесса обмена знаниями.
Габриель всегда говорит, что детей с самого раннего возраста надо учить музыке, приучать к чтению, чтобы дети развивали свои способности. Ведь они в каждом из нас заложены, нужно только помочь их как можно раньше выявить, и тогда обязательно будет толк. Я знаю, что многие родители сейчас думают, будто это невозможно: но начните все-таки со своих собственных детей, попробуйте, не опускайте руки – и дело непременно пойдет.
– По всему свету нынче развелось бесчисленное количество разного рода звезд – что на эстраде, что в литературе, что в кино. А с кого брать пример молодежи и будут ли пользоваться у нее уважением классики мирового искусства? Ведь Габриелю Гарсия Маркесу и его произведениям внимания сегодня куда меньше, чем поп-прихлопывающим певцам и телеперсонажам, культурный уровень которых вызывает очень большие сомнения...
– Знаете, моя 70-летняя жизнь показывает, что на свете хороших, порядочных и талантливых людей очень много. Они просто не наглые, не настырные, но от этого их примеры доброты и порядочности менее значимыми не становятся.
Вот у нас, в Латинской Америке, очень модно отдавать своего ребенка служить в полицию или армию – там хорошие зарплаты платят, форму красивую можно носить, и все вокруг вроде бы тогда будут завидовать – как же ты здорово по жизни устроился. А еще у нас думают, что в армии нужна только сила, а не мозги. Но знаете, почему все хотят у нас в армию? Ведь там люди с оружием – а с ним в руках всегда можно легче прийти к власти и не подпускать к ней других.
Поэтому молодежь сегодня и не хочет учиться, читать серьезные книги, слушать удивительную по красоте классическую музыку, потому что ее интересуют больше всего власть и богатство, а с чтением книг и слушанием музыки этого вроде бы никак не получить.
Я немало на этой земле уже прожил и могу точно вам сказать, что материальное богатство еще никого в мире не делало счастливым. Напротив – от него все как раз главные беды человека. От безумного накопления денег, складывания в кубышку, из которой уже все вываливается через край, только зло, и Габи в своих книгах это всегда показывает. Вот сейчас и у нас, в Колумбии, и в Европе, и в Америке люди покупают огромное количество абсолютно ненужных вещей, приобретают дома, машины – но никакой человеческой радости им это все не приносит.
И что для них тогда будет счастьем? Ведь они каждое утро со страхом смотрят на биржевые котировки и каждые два-три часа вдруг узнают, что их состояние то на тысячу долларов уменьшилось, то на две тысячи возросло. В самом же процессе этого «шатающегося богатства» они не участвуют, и это самое неучастие и невозможность самому на что-то повлиять гложет их целыми днями.
У меня вот было 11 братьев и сестер, плюс двоих детей от прежнего брака моего отца приняла моя мать после замужества. И все мы в семье друг другу помогаем, поддерживаем, верим в человеческую дружбу и верность. Мне иногда говорят, что я уж слишком в свои 70 хорошо выгляжу. А я всегда отвечаю, что человеческая радость – самое лучшее лекарство и от старости, и от любых болезней. Я стараюсь быть всегда в хорошей форме, и помогает мне в этом прежде всего гармония с моими интересами.
– Герои Габриеля Гарсия Маркеса всегда считали, что только добротой можно спасти человечество. Но как сегодня в наш жестокий и до умопомрачения циничный век вернуть людям эту самую веру в доброту?
– Я думаю, что для начала стоит с самого детства вернуться к базовым ценностям. Научиться любить друзей и ближних, читать книги с верой в умную и глубокую литературу. И не ту, что просто убивает ваше время, а ту, что заставит думать даже тогда, когда человек вроде бы хочет от всего отрешиться и отключиться.
Нужно уметь учиться все время самому, учить других доброму и всегда продолжать это дело, каким бы трудным оно ни казалось. Тогда и у ваших детей появится вера в доброе, они не будут безразличными к тому, что их окружает. Просто необходимо вернуться к образованию человеческих ценностей. Но в любом случае я считаю, какого-то единого рецепта веры человека в себя нет.
Вон у американцев есть и деньги, и дома, и машины, так что – им кто-то может запретить к этому всему стремиться? У нас, в Латинской Америке, кто-то рядом с вами может быть доволен тем, что у него молодая и красивая жена, хотя у нее нет больших денег. А кого-то привлекает и не молодая, и не совсем симпатичная женщина, но зато у нее может быть много тысяч и миллионов, и все ей будут уделять именно поэтому повышенное внимание.
Так кому из них жить счастливее и к чему прикажете все-таки стремиться? Габи всегда говорит, что бедность – это прежде всего недостаток возможностей. А за возможности и шансы в нашей жизни всегда нужно бороться и никогда не опускать рук. Вот когда я поступал в университет, у нас был конкурс два человека на место. А в прошлом году в Картахене на моем факультете было по 70 претендентов на одно место студента. Так вот меня волнует не то, как будет этот студент потом учиться, а что станут по жизни делать те 69, кто в университет не поступит.
Но если даже что-то у вас по жизни и не будет получаться (поверьте моему опыту – так вообще не бывает никогда и нигде, чтобы получалось все, что задумываешь) – не вешайте носа. Жизнь ведь куда глубже и непредсказуемее, чем мы о ней сами думаем. И если вам станет действительно трудно – перечитайте хорошую и добрую книгу, и она вам обязательно укажет самый верный путь к лучшей доле, где бы вы ни жили и чем бы ни занимались.
Источник: Независимая Газета