выставка, текст /

Первая выставка асемического письма в России

Автор: Борис Берлинов

В Смоленске прошла Первая выставка асемического письма в России, сопровождавшаяся презентацией антологии визуальной поэзии «The last vispo». Мероприятие организовали Инна Кириллова и Глеб Коломиец, редакторы литературно-философского журнала «Слова».

Асемическое письмо – одно из самых молодых направлений современного некоммерческого искусства. Понятие асемии происходит из психопатологии и означает неспособность понимать любые символы или знаки. Этот необычный творческий метод был изобретен австралийским художником и теоретиком искусства Тимом Гейзом. Основной смысл асемического письма – в создании нечитабельного текста, содержание которого нестабильно и открыто для свободной интерпретации. Чтобы прочесть асемическое письмо, достаточно включить воображение и наделить текст собственным, индивидуальным содержанием.

В настоящее время асемическое письмо вызывало интерес художников и критиков по всему миру, однако в России оно практически неизвестно. Чтобы исправить это упущение, и была организована выставка. В экспозицию вошли работы 19 художников из восьми стран: Тима Гейза (Австралия), Рида Альтемуса (США), Джима Лефтвича (США), Жана-Кристофа Жакоттино (Франция), Дианы Магаллон (Мексика), Сату Кайкконен (Финляндия) и др. Художники, представлявшие Россию – Юрий Гик (Москва), Света Литвак (Москва), Дмитрий Бабенко (Краснодар), Эдуард Кулёмин (Смоленск), – интуитивно использовали элементы нечитабельного текста в своих работах и изобрели своеобразный «русский» вариант асемического письма, изолированный от тенденций мирового сообщества.

В день открытия выставки состоялись лекция-ликбез Глеба Коломийца и феерический перформанс «Живой Журнал». Эдуард Кулёмин, запакованный в собственные работы с помощью полиэтиленовой пленки, декламируя стихи, вырывался из прозрачного кокона под бурные аплодисменты зрителей, чудом проскользнувших мимо бдительной вахтерши. Кроме того, посетителям выставки были продемонстрированы раритетные книги асемических писателей и работы из антологии визуальной поэзии «The last vsipo». Эта антология включает работы 130 авторов из 20 стран и выйдет в США летом 2010 года.

«Выставка асемического письма входит в ряд инициатив, развернутых вокруг литературно-философского журнала «Слова», – заявили кураторы, подводя итоги открытия выставки. – Мы стремимся поддерживать все начинания, связанные с некоммерческим и неофициальным искусством. Будущее асемического письма в России зависит от готовности интеллектуального и арт-сообщества воспринять интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий асемическому письму сопротивляться давлению традиционного и коммерческого искусства».

По итогам выставки вышел электронный каталог, который доступен для просмотра и скачивания на сайте Scribd. В дальнейшем планируется проведение второй выставки асемического письма и книг – уже в Москве.

Источник: Независимая газета

Материал из Википедии

 

Асемическое письмо — семантический тип письма, при котором не употребляются слова. Понятие асемии происходит из психопатологии и означает неспособность понимать любые символы или знаки (в отечественной медицинской симптомологии асемия не закреплена и подменяется менее широким понятием афазии — потери способности к чтению). В широком смысле, «асемический», значит — «лишенный специфического семантического содержания (содержимого)».

К асемическому письму могут быть отнесены любые нечитабельные записи, авторские системы письменности (коды, «шифровки»), примитивные проявления способности писать (наскальная живопись, каракули, детские рисунки и т. д.). В настоящее время формируется тенденция понимания асемического письма не в качестве пред-литературного(подражание письменности) стиля выражения, а в качестве пост-литературного художественного стиля.

В некоторых случаях в асемическое письмо включаются пиктограммы и идеограммыначертание которых намекает на их содержание.

Будучи воспринятым как нечитабельный текст, асемическое письмо не может быть воспроизведено вербально. Форма асемического письма приближается к «книжному» тексту, однако, это сходство во многом мнимое. Асемическое письмо каллиграфично и его смысл определяется восприятием и интуицией читателя, в отличие от читабельного текста.

Асемическое письмо — поле «относительного» восприятия, в котором реализуется неизвлеченный экспрессивный потенциал доселе нерасшифрованных языков.

Случаи асемии часто встречаются в произведениях авангардных художников (от футуристов до наших дней), наследуя обширной традиции каллиграфии и примитивного письма.


Ссылки по теме

Журнал асемического искусства «Asemic magazine»(англ.)

Виртуальная галерея асемического искусства «The New Post-Literate»(англ.)